ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖАНР КОНЦЕРТА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
1.1 История развития жанра инструментального концерта
2.1 Жанр инструментального концерта в творчестве В.А. Моцарта
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ 1 ЧАСТИ КОНЦЕРТА №2 ДЛЯ ВАЛТОРНЫ С ОРКЕСТРОМ В.А. МОЦАРТА
2.1 Форма-схема
2.2 Комментарий к форме схеме
2.3 Анализ средств выразительности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении своей короткой жизни В.А. Моцарт работал одновременно над операми и инструментальными сочинениями. Отсюда глубокое родство и общность между его оперой и инструментальной музыкой. Инструментальная музыка В.А. Моцарта отразила важный исторический процесс стабилизациию классического трехчастного сонатного цикла в сонате и концерте. Композитор является основоположником классической формы концерта. В его творчестве концерты приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровизационность и строго логическое начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и оркестрового ансамбля.
Объект исследования: творчество В.А. Моцарта в жанре инструментального концерта.
Предмет исследования: Концерт №2 для валторны с оркестром В.А. Моцарта.
Цель работы: анализ формы и средств музыкальной выразительности I части Концерта №2 для валторны с оркестром В.А. Моцарта.
Задачи:
- проследить историю развития жанра инструментального концерта;
- рассмотреть жанр инструментального концерта в творчестве В.А. Моцарта;
- составить форму-схему I части Концерта №2 для валторны с оркестром;
- прокомментировать форму-схему I части Концерта №2 для валторны с оркестром;
- проанализировать средства выразительности I части Концерта №2 для валторны с оркестром.
Методы исследования: изучение методической литературы по теме, анализ формы произведений, анализ выразительных музыкальных средств, сравнительный анализ.
ГЛАВА 1 ЖАНР КОНЦЕРТА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
1.1 История развития жанра инструментального концерта
Инструментальная форма концерта может считаться подлинным вкладом барокко, в котором воплотились эстетические идеалы эпохи, отмеченной внезапными переменами, тревогой и напряженным ожиданием. Концерт (concerto, лат. concertos) – «музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения» [4, с. 73]. Концерт, написанный для двух инструментов, называется двойным, для трех тройным. В таких концертах оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (tutee) получает самостоятельное значение. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется – симфоническим.
С конца XVIII в. наиболее распространены концерты для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются концерты для нескольких инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют концерты для одного инструмента (без оркестра), концерты для оркестра (без строго определенных сольных партий), концерты для голоса (голосов) с оркестром, концерты для хора а cappella. В прошлом были широко представлены вокально-полифонические концерты и concerto grosso.
«Важными предпосылками возникновения концертов были многохорность и сопоставление хоров, солистов и инструментов, впервые получившие широкое применение у представителей венецианской школы, выделение в вокально-инструментальных сочинениях сольных партий голосов и инструментов» [6, с. 216]. Самые ранние концерты возникли в Италии на рубеже XVI-XVII вв. в вокально-полифонической церковной музыке (Concerti ecclesiastici для двойного хора А. Банкьери, 1595 г.; Мотеты для 1-4-голосного пения с цифрованым басом «Cento concerti ecclesiastici» Л. Виаданы, 1602 г.). В таких концертах применялись различные составы - от больших, включавших многочисленные вокальные и инструментальные партии, до насчитывавших лишь несколько вокальных партий и партию генерал-баса. Наряду с наименованием concerto сочинения того же типа нередко носили наименования motetti, motectae, cantios sacrae и др.
В XVII в., первоначально в Италии, принцип «соревнования», «состязания» нескольких солирующих («концертирующих») голосов проникает в инструментальную музыку – в сюиту и сонату, подготавливая появление жанра инструментального концерта. На контрастном сопоставлении («соревновании») оркестра (tutti) и солистов (solo) или группы солирующих инструментов и оркестра (в concerto grosso) основаны возникшие в конце XVII в. первые образцы инструментального концерта (Concerti da camera а 3 con il cembalo Дж. Бонончини, 1685 г.; Concerto da camera a 2 violini e Basso continuo Дж. Торелли, 1686 г.). Однако концерты Бонончини и Торелли были лишь переходной формой от сонаты к концерту, который фактически сложился в первой половине XVIII в. в творчестве А. Вивальди.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ КОНЦЕРТА №2 ДЛЯ ВАЛТОРНЫ С ОРКЕСТРОМ В.А. МОЦАРТА
2.1 Краткая характеристика Концерта №2 для валторны с оркестром
Концерт №2 для валторны с оркестром представляет собой классический тип инструментального концерта, который состоит из трех частей. Первая часть написана в форме сонатного allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция – чисто оркестровая, вторая – с участием солиста. В экспозиции присутствуют со вступление, главная партия, связующая партия, побочная партия, заключительная партия и кода. Разработка первой части небольшая и контрастная по своему образному содержанию. Реприза сочинения имеет небольшие изменений, но в целом, практически повторяет экспозицию.
Вторая часть является контрастной и представляет собой Andante. Это лирический центр всего произведения, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена. Вторая часть небольшая и напоминает вальс. Написана она в доминантовой тональности B-dur. Здесь композитор демонстрирует возможности валторны, как певучего кантиленного инструмента, подчеркивая таким образом его богатый тембр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концерт – это музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. Во второй половине XVIII в. сформировался классический тип сольного инструментального концерта, четко откристаллизовавшийся у венских классиков. В концерте утвердилась форма сонатно-симфонического цикла.
После Л.В. Бетховена наметились две разновидности концерта – «виртуозный» и «симфонизированный». В эпоху романтизма наблюдается отход от классического соотношения частей в концерте. Романтики создали одночастный концерт. Практически концерты созданы для всех европейских инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели, альта, контрабаса, деревянных и медных духовых.
Концерт всегда привлекал внимание В.А. Моцарта, который вел очень активную артистическую деятельность. Это огромная и чрезвычайно интересная сфера его творчества. Особого расцвета она достигла в «венский период», в первой половине 80-х гг. В.А. Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своем творчестве довел жанр концерта до классического совершенства, установил классическую последовательность и значение частей концерта. Композитор создал множество концертов для различных инструментов: для клавира (21), для двух клавиров, для трех клавиров, для скрипки (7), для валторны (5), для флейты, гобоя, кларнета, фагота.
В ходе работы была проанализирована первая часть Концерта №2 для валторны с оркестром. Форма первой части – классическое сонатное allegro, в котором вступление можно охарактеризовать как первую экспозицию, что придает форме концерта черты сонатного allegro с двойной экспозицией.
1. Аберт, Г. В.А. Моцарт / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К.К. Саквы. – М.: Музыка, 1990. – 560 с.
2. Алексеев, А. Концерт и камерные жанры инструментальной музыки: История русской советской музыки / А. Алексеев. – M., 1956, – 267 с.
3. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 379 с.
4. Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран / В. Галацкая. – М.: Музыка, 1967. – 295с.
5. Захарова, О. Риторика и западно-европейская музыка XVII – первой половины XVIII в / О. Захарова. – М.: Музыка, 1983. – 76с.
6. Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 г / Т.Н. Ливанова. – М.: Музыка,1982. – 668 с.
7. Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.
8. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб.: Лань. 2006. – 248 с.
9. Чичерин, Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд / Г.В. Чичерин. – Л.: Музыка, 1979. – 215 с.
10. Штейнпресс, Б. Моцарт. Статья из музыкальной энциклопедии [Электронный рессурс] / Режим доступа: http://mozart.belcanto.ru/bio.html / Дата доступа 10. 11. 2018.
11. Эйнштейн, А. Моцарт: Личность. Творчество / Пер. с нем. Е. М. Закс. научн. ред. перевода Е. С. Черной. – М.: Музыка, 1977. – 455 с.