Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений родителей об особенностях подросткового возраста
1.1 Социально-психологические особенности и противоречия подросткового возраста
1.2 Понятие родительского представления образа ребенка
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня знаний родителей об особенностях подросткового возраста
2.1 Изучение уровня знаний родителей о подростковых особенностях
2.2 Анализ анкетирования
2.3 Программа просвещения родителей об особенностях учащихся подросткового возраста
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и, так и для его родителей. Именно в этом возрасте происходит формирование личностных психо-характерологических особенностей, стереотипов поведения, вредных привычек, поведенческих реакций, таких как эмансипация, тяга к группировкам со сверстниками. Поэтому подростковый возраст называют возрастом социального старта. Среди проблем, возникающих у подростка, значительное место занимают взаимоотношения с родителями.
Подростки начинают спорить, грубить, добиваются самостоятельности и ослабления контроля со стороны родителей. Авторитеты свергаются с пьедестала, родители выслушивают критику в свой адрес и все скрытые противоречия становятся явными. Подросток пытается отделиться от родителей и начинает противостоять им
Актуальность. Социальные условия, в которых живут современные подростки, отличаются от тех, которые долгие годы определяли становление старшего поколения. Подростки менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую, обеспеченную жизнь. Одним из факторов, препятствующих взрослению подростка является представления взрослых о нём. Для того, чтобы уметь выстраивать систему отношений с подростками необходимо иметь актуальные представления о психологических особенностях учащихся подросткового возраста.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения подростками. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Социально-психологические особенности и противоречия подросткового возраста
Подростковый возраст – это временной интервал примерно от 11 – 12 до 15 лет, но, следует отметить, что сегодня границы данного периода пересматриваются и смещаются как в нижней, так и в верхней планках. Все исследователи подчёркивают, что это – самый важный и самый сложный период в жизни взрослеющего человека, так как именно в эти годы происходит очень быстрая перестройка всего организма, и ребёнок переходит ко взрослости. Данный переход послужил основанием для названия этого периода – переходный [5, с. 89].
Уровень развития подростков не является постоянным. Он изменяется вместе с изменением условий жизни общества.
Современным подросткам свойственна акселерация физического и психического развития. По сравнению со своими сверстниками прошлых поколений подростки сейчас выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательных способностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современному подростку присущ широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир [5, с. 91].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение уровня знаний родителей о подростковых особенностях
База исследования: ГУО «Средняя школа № 50 г. Гомеля»
Количество испытуемых: 55 родителей учащихся подросткового возраста.
С целью изучения воспитательных принципов родителей мы применили методику А. Александрова «Знаете ли вы своего подростка?» (см. Приложение А) Данный тест разработан специально для родителей, которых интересует дальнейшее развитие подростка, и детско- родительское взаимодействие.
Инструкция:
Оценить предложенные утверждения знаком «+», если считаете их верными и знаком «-», если считаете их неверными [7].
Далее подсчитывается совпадение ответов с ключом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подростковый возраст является самым сложным этапом в развитии ребёнка. Несмотря на общие характеристики, современные подростки обладают и отличительными особенностями. Они по-другому воспринимают мир, проявляют агрессию, когда их заставляют что-либо делать, не хотят выполнять указаний взрослых, часто требовательны и настойчивы
Взросление подростков в современной социальной ситуации развития является крайне противоречивым процессом. Подростковая субкультура – это один из важных источников взросления, определения жизненной позиции, организации автономии ребёнка, обеспечивающей общество подростков новыми способами коммуникаций и самоутверждения. Основное противоречие подросткового возраста – это желание быть взрослым. Чтобы окружающие видели его таким и считали его таким, при этом у подростка совершенно отсутствует чувство подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции- к независимости и зависимости от взрослых.
Проблема коммуникаций родителей и подростка состоит в представлениях родителей о подростках, на которых строится вся практика воспитания. В связи со сложившимися стереотипами о подростковом возрасте, родителям свойственно наделять подростка негативными качествами и приписывать им отрицательные поступки.
1. Андреева, Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие./Т.В. Андреева. – СПб: Речь, 2007. – 384 с.
2. Баева, И.А. Психология молодежной субкультуры /И.А.Баева // Вестник практики психологии образования. – 2007. – №1. – с.82– 91.
3. Баринова, И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка/И.Г. Баринова // Мир психологии. – 1997. –№ 1. – С. 174 –182.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. –241 с.
6. Гoзман, Л.Я., Шлягина, Е.И. Психoлогические проблемы семьи/Л.Я. Гoзман, Е.И. Шлягина // Вопрoсы психологии. – 1995. – № 2. – С. 186 –187.
7. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов /А.Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
8. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения./М.Ю. Кондратьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 125 с.
9. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания./В.М. Минияров. – Воронеж, 2000. – 256 с.
10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 200 с.
11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
12. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение /А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2005. –189 с.
13. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
14. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
16. Реан, А. А. Психология детства / Под редакцией А. А. Реана. – М.: Педагогика, 2003. – 368 с.
17. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2001. –155 с.
18. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления /Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
19. Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития /Д. Шеффер. – СПб.: Питер, 2008. – 206 с.
20. Чернобровкина, С.В. Представления о подростках как фактор их взросления/ С.В. Чернобровкина// Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2016. – № 3. – С. 56 – 64.
21. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи /Э.Г, Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
22. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка /Д.В. Ярцев// Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 54 – 58.