ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыки
1.1 Сущность и структура нравственно-эстетического воспитания
1.2 Особенности нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании личности
Глава 2. Педагогический потенциал произведений В.А. Моцарта в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников
2.1 Значение произведений Моцарта для формирования нравственно-эстетической культуры младших школьников
2.2 Использование произведений В.А. Моцарта на внеклассных занятиях в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование всей системы социальной жизни обществ диктуют перемены, ежедневно происходящие в сфере образования. Реформа школьного образования в Республике Беларусь предполагает, прежде всего, гуманизацию и демократизацию образования, содержание которого направлено на овладение культурой.
Одной из приоритетных задач современной школы является развитие и формирование музыкальной культуры учащихся, выполняющей свою эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являющуюся базой и предпосылкой потенциально возможного культурного самосовершенствования личности в течение всей последующей жизни.
Поставленная задача может быть решена только через пересмотр, разработку и внедрение инновационных методик и технологий, учитывающих изменения в социокультурной сфере современного общества, в современную систему образования.
Однако, недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования нравственно-эстетической культуры школьников затрудняет ее широкое практическое внедрение. Это позволило определить проблему нашей работы – формирование нравственно-эстетической культуры младшего школьника с помощью произведений В.А.Моцарта.
Интерес к проблеме нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыкальных классических произведений в различные периоды истории проявляли философы, психологи, социологи, культурологи, представители педагогической теории и практики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
1.1 Сущность и структура нравственно-эстетического воспитания учащихся
Нравственно-эстетическое воcпитание учащихся – это целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям.
Нравственно-эстетическое развитие ребенка – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении [11, с. 55].
Цель нравственно-эстетического воспитания – развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А. МОЦАРТА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Значение произведений Моцарта для формирования нравственно-эстетической культуры младших школьников
Учёными доказано, что сложная музыка Моцарта способна возбуждать столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. Ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. Возможно, ключом к пониманию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты. Его произведениям свойственны прозрачность и ритмичность.
Мелодии Моцарта повышают общий уровень духовности человека и являются средством нравственно-эстетического воспитания учащихся. Поскольку музыка Моцарта рассчитана только для слушания, приемы работы над этими произведениями однообразны, но могут применяться учителями по-разному, и неизменно достигают положительного профилактического и коррекционного эффекта [7, с. 33].
Под нежную, медленную и успокаивающую музыку младшие школьники учатся приемам расслабления, погружения вглубь себя. Учитель предлагает учащимся сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром.
Для того, чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Перед прослушиванием музыки Моцарта можно рассказать детям одну из историй:
Вариант 1. В монастырях Бретани (полуостров на западе Франции) монахи исполняют музыку перед животными, которых содержат, так как пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают гораздо больше молока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыки.
Вторая часть исследования была направлена на изучение педагогических возможностей использования произведений В.А. Моцарта в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-эстетической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Произведения Моцарта в нравственно-эстетическом воспитании младшего школьника играет особую, ничем не заменимую роль, и эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства содержит нравственное начало. В музыке Моцарта нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является, можно сказать, смыслом его существования, основной силой его воздействия.
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М: Академия, 2004. – 134 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 106 с.
3. Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя/ Л.Г. Арчажникова. – М.: Педагогика, 2000. – 117 с.
4. Базиков, А.С. Музыкальное образование в современной России / А.С. Базиков. – Тамбов: ТБЭУ, 2002. – 208 с.
5. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов/ Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – 177 с.
6. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.
7. Горюнова, Л.В., Маслова, Л.П. Урок музыки – урок искусства. Кн. для учителя / Л.В. Горюнова, Л.П. Маслова. – М.: Педагогика, 1999. – 156 с.
8. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/ Д.Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 1998. – 165 с.
9. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. – М.: Академия, 2002. – 290 с.
10. Калинина, А.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 46 – 50.
11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
12. Козлова, С. Нравственное воспитание в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 12 –13.
13. Красильников, И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования /И.М. Красильников // Музыка в школе. – 2000. – № 1. – С. 18 – 22.
14. Красильников, И.М., Крюков, М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра / И.М. Красильников, М.А. Крюков // Музыка в школе. – 2000. – № 3. – С. 35 – 39.
15. Ланкин, В.Г., Ланкина, Е.Е., Хох, И.Р. Музыка и развитие личности ребенка/ В.Г. Ланкин, Е.Е. Ланкина, И.Р. Хох. – Томск: Изд-во Томского ГПУ, 2004. – 98 с.
16. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов/ Б.Т. Лихачёв. – М.: Владос, 1996. – 170 с.
17. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 221 с.
18. Надеева, М. А., Лучинина, А. О. Влияние музыки на духовно-нравственное развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 364 – 369.
19. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. –156 с.
21. Тутолмин, А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.В. Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 2003. – 212 с.
22. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие/ О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 312 с.
23. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб. -метод. пособие / В.Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 189 с.
24. Шилова, Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребёнка/ Н.Е. Шилова // Педагогическое образование России. – 2013. – № 1. – С. 112 – 115.