Дошкольный возраст –возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития.
Во все времена педагоги и психологи интересовались вопросами, связанными с детской игрой. Сегодня проблема игры так же актуальна, как и много лет назад. Проблема в том, что современные дошкольники постепенно утрачивают возможность играть в игры, которые развивают разные стороны личности дошкольника, способствуют развитию у ребят фантазии, воображения, творчества, формируют коммуникативные умения и возможность приобретать социальный опыт. Зачем ребенку проявлять фантазию, если в магазинах сейчас можно приобрести любую необходимую игрушку, и теряется очень важный момент, исторически сложившийся – умение замещать в игре одни предметы другими. «В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры. Но в процессе игры воображение и формируется, развивается» [1, с. 27].
В последнее время детей заорганизовали остается мало времени для игры. Соответственно, дошкольники не достаточно используют модели в своих играх вообще, и в частности, в сюжетно-ролевых. Поэтому взятая проблема «Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» является актуальной.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования сюжетно-ролевых игр
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А.В. Запорожец, В.С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В.Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает [2, c.89-90]. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка [11, c.97-98]. Элементы представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
2.1 Экспериментальная работа по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (констатирующий этап)
Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей.
Констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 3 г. Барановичи в старшей группе. В нем приняли участие 18 детей и 4 воспитателя. Эксперимент проводился с ноября 2016 года по январь 2017 года.
Для проведения констатирующего эксперимента были выделены следующие направления:
1. Определение уровня информированности детей о труде взрослых, процессе его организации; результата труда.
2. Отношение детей к труду взрослых.
3. Анализ работы воспитателей ДОУ в аспекте использования средств сюжетно-ролевых представлений старших дошкольников о труде взрослых.
Для проведения констатирующего эксперимента использовали диагностику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.
Критериями являлись:
1. Характер представлений о труде взрослых.
2. Отношение детей к труду взрослых.
Игры незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми. Такая игра носит творческий характер. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.
Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом. В дошкольной педагогике имеется много средств для реализации этой задачи: занятия, этические беседы, вечера развлечений и др. Непреходящее значение в этом плане имеют экскурсии как сюжетно-ролевые игры, дающие ребенку непосредственно увидеть трудовые действия взрослых, результаты их труда, а на этой основе обогатить образное миропознание детей, сформировать ценностное отношение к профессиям.
Проведенные на базе МДОУ № 3 г. Барановичи исследования подтвердили значение сюжетно-ролевых игр, бесед в развитии детей. Развитие дошкольников посредством игры и беседы возможно лишь при развитии интереса к труду взрослых, расширении представлений о
1. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
2. Венгер, Л. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1988.
3. Виноградова, А.М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 1987.
4. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / А.М. Виноградовой – М. : Просвещение, 1989.
5. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
6. Детство: Программа развития и воспитания / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина – СПб : Издательство Акциндент – 1995.
7. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова : 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985.
8. Запорожец, А. Избранные психологические труды: В 2-ух т./ А.В. Запорожец.- М., 1986, т. 1
9. Золотнякова, А. Роль экспрессии в узнавании ребенком – дошкольником эмоциональных состояний /А.С. Золотнякова //Учебные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1964.
10. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1973 № 7.
11. Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1974 № 12.
12. Кулагина, И. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина – М.: Издательство УРАО, 1998.
13. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика : Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / В. И. Логиновой – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1998.
14. Люблинская, А.А. Детская педагогика : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1971.
15. Мир профессий: Человек – знаковая система / Сост. С.Н.Левиева. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 351 [1] с., ил.
16. Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е.Гаврилов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 350 с., ил.
17. Мухина, В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С. Мухина – М.,1998.
18. Панков, В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
19. Поддъяков, Н.Н. Умственное вспитание дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М. : Просвещение, 1984.
20. Психология воспитания. /В.А. Петровский: Под редакцией В.А. Петровского. – М., 1995.
21. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников. Вопросы психологии – М., 1983.
22. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2001.
23. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1997.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 4 – е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999.
25. Урунтаева, Г. Практикум по детской психологии. /Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Прсвещение, 1995.
26. Урунтаева, Г. Психология дошкольник: Хрестоматия /Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.
27. Учитель по имени Труд / Сост.: Л.Н.Гущин, В.Р.Хилтунен. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с. – ( Б – чка семейного чтения).
28. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В.Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 224 с.(Серия «Вместе с детьми».)
29. Федосеева, Л.;М. Рубцова. Знакомить ребенка с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1987 № 3.
30. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебн. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990.
31. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). – М. : Просвещение, 1969.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология – М., 1960.
33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебн. пособие для учащихся пед. училищ / В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.