ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ ЛЕПКИ
1.1 Лепка как вид детской изобразительной деятельности
1.2 Формы организации лепки в условиях учреждения дошкольного образования
1.3 Методические особенности руководства лепкой в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ ЛЕПКИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Система работы по развитию представлений о нетрадиционных техниках лепки
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста - это период интенсивного развития ребенка, когда его способности и навыки улучшаются. Графическое развитие дошкольников позволяет ему познавать окружающий его мир во всем его многообразии. В дошкольном возрасте происходит переход от накопления знаний к их практическому применению с помощью изобразительного искусства на занятиях лепки.
В детском саду воспитатели организуют множество интересных мероприятий, в которых дошкольники получают знания, навыки и развиваются физически и умственно. Преподаватели формируют отношение детей дошкольного возраста к событиям и явлениям окружающего мира, учат воспринимать форму, цвет, размер, количество, пространственные отношения между предметами, учат видеть и понимать красоту жизни, природы, искусства.
Основой воспитания детей является их знакомство с окружающим их миром, с миром предметов и явлений.
Дети закрепляют полученные знания в речи, высказывают их в различных видах деятельности и отражают в игре. Для того, чтобы подготовить ребенка к лепке, для скульптурного представления объектов, педагог знакомит ребенка с объектами, показывает их характеристики, помогает понять форму, структуру объектов, которые характеризуют их свойства.
Педагог показывает детям, как они передают предметы и явления, знакомые им по различным видам искусства, показывает, как поэт передает впечатления о жизни в поэзии, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор в монументальной и жилой скульптуре.
Непосредственно на уроках лепки дошкольники учатся быть внимательными к художественному материалу. Навыки культуры трудовой деятельности начинают обретать форму, которая включает планирование будущих работ, независимый контроль за своими действиями в процессе деятельности. Стремление детей достичь качественного результата свидетельствует об их настойчивости, умении преодолевать трудности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ ЛЕПКИ
1.1 Лепка как вид детской изобразительной деятельности
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Е.А. Коссаковская приводит высказывание скульптора И.Я. Гинцбурга, который говорил о важности лепки следующим образом: «... В семье изобразительного искусства лепка играет ту же роль, что и арифметика в математических науках. Это идея азбуки любой темы. Правильное соотношение частей, различие между основным и второстепенным - корпусом из прикрепленных частей - все это четко выражено при представлении объекта при помощи лепки» [13, с. 35].
Лепка относится к одной из разновидностей техники, связанной с обработкой мягкого материала - глины, соленого теста, отмечает М. Архипенко [1].
Говоря о лепке в детском саду, Т.С. Комарова подразумевает визуальную деятельность, во время которой дети показывают предметы действительности, которые их окружают, создают элементарную скульптуру из глины или пластилина [8].
По мнению В.Б. Косминской [11], лепка - это живописное занятие, в котором дети показывают предметы окружающего их мира и создают простую скульптуру. В процессе лепки с соответствующей подготовкой, возможность поиска новых решений развивается ярче, потому что можно исправить ошибки непосредственно, исправляя объект.
Т.С. Комарова выделяет следующие виды лепки [9]:
1. Декоративная лепка призвана научить детей изображать птиц, животных и людей в соответствии с типом народных игрушек.
2. Предметная лепка направлена на формирование у ребенка способности извлекать объекты, передавать характеристики формы, пропорций и динамики.
3. Сюжетная лепка призвана создавать разные образы, связанные с общим содержанием.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо видят форму, но им сложно определить пропорции, у детей начинается укрепление рук, укрепляются мелкие мышцы пальцев и мышцы рук. В связи с этим содержание лепки сложное (птицы, животные, люди, простые сюжеты, декоративный дизайн и пр.).
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ ЛЕПКИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
В рамках данного исследования была проведена диагностика сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у дошкольников на базе ГУДО «Ясли-сад №8 г. Барановичи». Выборку составили две группы детей: группа детей без нарушения речи, 5-6 лет, группа детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет, по 10 детей в каждой группе.
Цель диагностики: выявить степень сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей старшей группы.
Диагностика проводилась с использованием методики, предложенной Е.М. Ишмуратовой [5].
Методика представляет собой определенное обследование, которое длится непродолжительное время в силу возрастных особенностей внимания и восприятия старших дошкольников. Каждому из детей совместно с экспериментатором, в игровой форме предлагалось слепить несколько предметов. Во время диагностики отслеживалась степень сформированности навыков обобщенных способов изображения в лепке.
Оценивание степени сформированности навыков обобщенных способов изображения в лепке у детей происходило следующим образом:
низкий уровень – навык не сформирован. Ребенок задание не выполняет после словесной инструкции, предварительного показа, не принимает помощь взрослого;
средний уровень – навык есть, но не автоматизирован. Дошкольник выполняет задание после словесной инструкции, предварительного показа взрослого. При этом принимает помощь взрослого со стороны, но не доводит задание до конца;
высокий уровень – навык является сформированным и автоматизированным. Ребенок может выполнить самостоятельно задание после словесной инструкции и предварительной демонстрации. Задание выполняет до конца.
Проведенная диагностика показала следующие результаты.
Большое количество детей (70 % детей с тяжелыми нарушениями речи, 40% детей без нарушений речи) показали низкий уровень сформированности навыков обобщенных способов изображения в лепке. Дети не могли повторить действие после предварительного показа, подробной словесной инструкции. При этом они часто отказывались от помощи взрослого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лепка является одним из видов изобразительного искусства, доступного детям дошкольного возраста, является важнейшим средством всестороннего развития детей. Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста; это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Различают следующие виды лепки: декоративная, предметная, сюжетная. На занятиях лепкой в детском саду осуществляется развитие творческого воображения, формирование у детей изобразительных и технических умений, создание интереса к данному виду деятельности.
К современным формам организации лепки в условиях учреждения дошкольного образования можно отнести лепку из нетрадиционных материалов, а также использование традиционных материалов (пластилина) в необычной форме. В последнее время используются такие нетрадиционные виды лепки, как лепка из нетрадиционного материала (пластика, соленое тесто), а также пластилинография, рельеф – изображения на пластинках, пластилиновая мозаика и др.
Методические особенности руководства лепкой в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей зависят от возрастной группы воспитанников. Занятия по лепке усложняются в зависимости от возраста воспитанников. Однако все занятия необходимо строить по плану: создание игровой ситуации, непосредственно лепка, рассматривание полученной работы, похвала.
В рамках данного исследования была проведена диагностика сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у дошкольников на базе ГУДО «Ясли-сад №8 г. Барановичи». Выборку составили две группы детей: группа без нарушения речи, 5-6 лет, группа детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет, по 10 детей в каждой группе.
Цель диагностики: выявить степень сформированности обобщенных навыков изображения в лепке у детей старшей группы.
Диагностика проводилась с использованием методики, предложенной Е.М. Ишмуратовой.
Методика представляет собой определенное обследование, которое длится непродолжительное время в силу возрастных особенностей внимания и восприятия старших дошкольников. Каждому из детей совместно с экспериментатором, в игровой форме предлагалось слепить несколько предметов. Во время диагностики отслеживалась степень сформированности навыков обобщенных способов изображения в лепке.
1. Архипенко, М. Художественно-эстетическое воспитание – лепка из глины – лепка из соленого теста : Журнал/ М. Архипенко // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С.59-62.
2. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве : Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2015. – 164 с.
3. Гусева, И.В. Соленое тесто: лепка и роспись / И.В. Гусева. – СПб : Литера, 2005. – 96 с.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2003. – 80 с.
5. Ишмуратова, Е.М. Дигностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - № 3(20). – С. 116-121.
6. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 4-5лет / Д.Н. Колдина. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с.
7. Колодина, Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. [Электронный ресурс]: Конспекты занятий. / Д.Н. Колодина. – Режим доступа: https://educ. wikireading.ru/2502
8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. : Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с.
9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2010. – 247с.
10. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество: Книга / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 163с.
11. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 1987. – 128с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва: Просвещение, 1985. – 255 с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду. : Пособие для воспитателей/ Е.А. Коссаковская. – М.: Учпедгиз, 1961. – 145 с.
14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - Москва: Просвещение, 1991. – 256 с.
15. Милосердова, Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки / Н.Е. Милосердова. – М. : ЦПО, 2008. – 120 с.
16. Парамонова, А.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду/ А.А. Парамонова. – Москва: Академия, 2002. – 192с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду : / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 236с.
18. Сальникова, Л.С. Калейдоскоп семейного досуга / Л.С. Сальникова. – М : Моск. рабочий, 1988. – 160 с.
19. Смирнова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией / Т.В. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 112 с.
20. Тихмирова, О.Ю. Пластилиновая картина / О.Ю. Тихмирова, Г.А. Лебедева. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 120 с.
21. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=W21226635p&p1=1.
22. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.