ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
1.1 Психолого-педагогические основы развития воспитанников дошкольного возраста
1.2 Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии воспитанников дошкольного возраста
1.3 Использование интерактивных игр в речевом развитии воспитанников дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
2.1 Диагностика развития речи воспитанников дошкольного возраста
2.2 Подбор и систематизация интерактивных игр для развития речи воспитанников старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития системы дошкольного образования к проблеме речевого развития воспитанников детских садов привлечено пристальное внимание педагогического сообщества и самого широкого круга родителей (или законных представителей) детей дошкольного возраста.
Актуальная востребованность решения задач развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи. Особое место в дошкольной педагогике занимает проблема снижения речевой активности детей в целом, уменьшение объема речевой продукции детей, увеличение количества детей с задержкой речевого развития.
Наличие такого рода проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста затрудняет весь процесс воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду, так как от уровня развития речи зависит освоение содержания всех образовательных областей.
В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина, С.Л. Рубинштейна, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, В.И. Ядэшко и др. раскрываются возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, и подчеркивается уникальность, неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода для развития речи.
В центре внимания ученых-педагогов использование игровых компьютерных программ в работе с дошкольниками. Исследования убедительно доказывают, что средства информационно-коммуникационных технологий особым образом обогащают и обновляют дидактику детского сада.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
1.1 Психолого-педагогические основы развития воспитанников дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [3, с. 35].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [25, с. 113].
Выводы по 1 главе
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между детьми являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
В современном мире нельзя отказываться от информационных и компьютерных технологий в образовании, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационные и компьютерные технологии – мощные инструменты развития творческих способностей, развития личности и обогащения интеллектуальной сферы дошкольников. Однако информационные и компьютерные технологии не могут заменить учителя, его живое и эмоциональное общение с детьми. Хотя ИКТ признаны мощным новым инструментом для развития интеллектуальной деятельности у дошкольников, следует отметить, что их использование в образовательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями законодательства в области здравоохранения.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
2.1 Диагностика развития речи воспитанников дошкольного возраста
В целях изучения особенностей речевого развития детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало … В исследовании приняли участие 10 детей.
В ходе данного исследования были изучены особенности речевого развития детей при помощи следующих методик:
1) «Назови слова»
Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Взрослый называет ребенка словом из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, принадлежащие к той же группе.
Именование каждой из перечисленных ниже групп слов дается в течение 20 секунд, и в целом вся задача составляет 160 секунд (2 минуты 40 секунд).
Группы:
• Цвета предметов
• Формы предметов
• Другие признаки предметов, кроме формы и цвета
• Животные
• Растения
• Действия человека
• Качество выполняемых человеком действий
• Способы выполнения человеком действий
Интерпретация результатов.
10 баллов – ребенок назвал 40 или более разных слов, принадлежащих ко всем группам (очень высокий уровень);
Выводы по 2 главе
Нами была проведена диагностика развития речи воспитанников дошкольного возраста. Цель – изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста. В ходе данного исследования были изучены особенности речевого развития детей при помощи опросника Е.А. Елисеевой и методики «Назови слова». По результатам проведенного исследования можно сказать, что у преобладающей части класса средний уровень развития речи. Имеются дети, у которых высокий уровень развития речи (2 человека) и низкий уровень развития речи (3 человека). Также было выявлено, что между активным и пассивным словарем детей разрыв составляет 2.1-2.5 раза, это говорит о невысоком речевом развитии детей.
Исходя из выше сказанного, нами были предложены памятка, рекомендации, консультация для родителей и интерактивные игры для развития речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между детьми являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
В современном мире нельзя отказываться от информационных и компьютерных технологий в образовании, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационные и компьютерные технологии – мощные инструменты развития творческих способностей, развития личности и обогащения интеллектуальной сферы дошкольников. Однако информационные и компьютерные технологии не могут заменить учителя, его живое и эмоциональное общение с детьми. Хотя ИКТ признаны мощным новым инструментом для развития интеллектуальной деятельности у дошкольников, следует отметить, что их использование в образовательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями законодательства в области здравоохранения.
Новые современные возможности побуждают педагогов решать образовательные проблемы различными способами, в том числе с помощью интерактивных технологий. Они определили основные направления работы с дошкольниками с использованием интерактивных технологий: использование проектора и экрана для просмотра презентаций, слайдов, клипов и видео; использование интерактивных игр и интерактивной доски. Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствует снижению чрезмерного стресса, перегрузок и утомления;
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Белогай, К.Н. Речевое развитие ребенка в период детства и его взаимосвязь с различными факторами / К.Н. Белогай // Тезисы Международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 14-18.
3. Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология / Е.В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образования. – 2016. – №4. – 62 с.
4. Венгер, А.А. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка / А.А. Венгер // Дефектология. – 2016. – № 1. – 54 с.
5. Власова, З.И. Роль кризиса трех в познавательном развитии дошкольника / З.И. Власова // Психологическая наука и образование. – М.: 2017, № 5. – 158 с.
6. Гришина, Г.Н. Совместные игры родителей с ребенком как средство развития взаимоотношений в семье / Г.Н. Гришина // Педагогическая лаборатория. – 2016. –№2. – С. 23-29.
7. Денисова, Т. Р. Компьютер в детском саду /Т. Р. Денисова// Ребенок в детском саду, 2010. – № 3. – С 77–79.
8. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / Под ред. Л.А. Леоновой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004. – 64 с.
9. Елисеева, М.Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М.Б. Елисеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина. – Иваново : ЛИСТОС, 2016. – 76 с.
10. Ищенко, А.В. Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников/ Материалы XII Южно-Российская межрегиональной научно-практической конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" "ИTO-Ростов-2012".
11. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей / М.Ю. Картушина. – М.: Творческий центр, 2007. – 120 с.
12. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 128 с.
13. Красильникова Л.В. Методическая работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал / Л.В. Красильникова, А.Ю. Старикова. – 2017. – № 6-1 (60). – С. 127-130.
14. Кривцова, Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет / Т.А. Кривцова // Логопед. – 2017. – № 6.
15. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 220 с.
16. Плотникова, Е.Е. Педагогическое обеспечение развития познавательной активности детей в условиях материнской школы / Е.Е. Плотникова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – №4. – С. 72-76.
17. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 210 с.
18. Рыскина, В.Л. Лингвистический микроанализ диалога взрослого и ребенка как способ оценки прагматического аспекта развития коммуникации с целью ее оптимизации / В.Л. Рыскина // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сборник статей к юбилею доктора филол. наук, проф. С. Н. Цейтлин. – СПб. : Златоуст, 2018. – С. 243–257.
19. Самойлова, И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта / И.М. Самойлова //Логопед. – 2018. – № 2.
20. Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2018. – С. 120-130.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Ф.А. Сохин. – Воронеж : МОДЭК, 2005. – 210 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева ; под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981. – 210 с.
23. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРГО, 2006. – 80 с.
24. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 240 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин – М. : Академия, 2007. – 210 с.