Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях
1.1 Феномен «профессиональная ориентация» в контексте научного знания
1.2 Сущностная характеристика профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Развитие профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Формирование профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методы и процедура опытно-экспериментального исследования
2.2 Программа развития профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению развития профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике и психологии разработана недостаточно.
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Исходя из того, что профессиональная ориентация взаимосвязана с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности [1].
Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова.
Знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах С.С. Мартынова, М.А. Васильева, В.Н. Аптекман, И.М. Зубков, В.А. Полякова, Е.А. Климова, А.Д. Сазонова, Н. И. Калугина, А.П. Меньшикова и др. [21]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Феномен «профессиональная ориентация» в контексте научного знания
Определение сущности профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей, поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки.
В отечественной педагогике и психологии сформирован прочный научный фундамент, который во многом определил современные подходы к данной проблеме. Наибольший вклад в разработку подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение» и характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда внес Е.А. Климов [11].
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов [11, с. 76] понимает его как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего–то полезного, сообщества профессионалов. Выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».
Е.А. Климов [11, с. 80 – 83] обосновал профессионально ориентированную периодизацию – личность как субъекта трудовой деятельности:
- этап пред–игры (до 4 лет) – усвоение функций перцепции, которые выступают ориентиром для будущего формирования и включения человека в трудовой процесс;
- этап игры (5 – 8 лет) – познание «ключевой сути» трудовой деятельности;
- этап усвоения учебной деятельностью (8–12 лет) – становление функций саморегуляции, рефлексии и проектирование деятельности;
- этап оптации (12 – 18 лет) – момент выбора профессии в учебно–профессиональном упреждении;
- этап адепта (17 – 20 лет) – трудовая подготовка по избранной специальности [11, с. 84].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и процедура опытно-экспериментального исследования
Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №11 города Рогачева». В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 мальчиков и 13 девочек, возраст детей – 5 – 6 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение сформированности профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели констатирующего этапа эксперимента нами был использован следующий психодиагностический инструментарий:
- беседа «Расскажи про профессию»;
- методика «Изучение представлений о труде взрослых» (Г.А. Урунтаева и Т.И. Гризик);
- наблюдение за организацией сюжетно–ролевых игр старшими дошкольниками «Магазин», «Парикмахерская».
Беседа «Расскажи про профессию»:
Цель: изучить представления старших дошкольников о профессиях взрослого человека.
Проведение беседы: детям предлагается 8 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, пилот, спасатель и т.д. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Обработка результатов:
- низкий уровень сформированности – ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда;
- средний уровень – ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата;
- высокий уровень – ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современной психолого–педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития ранней профессиональной ориентации, а особенно у детей старшего дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в современной науке. Развитию представлений о профессиональной ориентации дошкольников посвящены работы Е.А. Климова, П.С. Лернера, А.В. Хуторского, П.А. Шавира, А.К. Марковой, Е. Гинзберга, Д. Сьюпера, Э. Берна и др.
На основе теоретико-методологического анализа и ориентируясь на данные, обозначенные в психологическом словаре, мы рассматриваем профессиональную ориентацию как систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку человека к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Для подтверждения теоретических выводов было осуществлено опытно-экспериментальное исследование, которое мы реализовывали поэтапно.
Так, констатирующий этап эксперимента осуществлялся с использованием методик, которые в полной мере отражают научный замысел.
Анализ результатов на данном этапе позволил определить, что:
у 55 % респондентов – низкий уровень развития профессиональной ориентации;
у 40 % респондентов – средний уровень развития профессиональной ориентации;
у 5 % респондентов – высокий уровень развития профессиональной ориентации.
Полученные данные обозначили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, на котором осуществлялось внедрение развивающей программы. Ценность программы заключается в том, что у детей расширились представления не только о содержательных характеристиках разнообразных профессий, но и о деятельностной структуре труда взрослых; сформировались знания о профессиональных инструментах, трудовом процессе, результатах труда; а также у детей повысился интерес к осуществлению трудовых действий и сформировалось понимание значимости труда в жизни человека.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебник / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 812 с.
2. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – Москва, Элизе Трэйдинг, 2008.
3. Ботякова, Л. В., Голомшток, А. Е. Учебно–методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток и др. – М.: Просвещение, 2006.
4. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. – М.: Мозаика–Синтез, 2011. – 136 с. 44
5. Вершинин, С., Савина, М. Основы профориентологии / С. Вершинин, М. Савина. – М.: Academia, 2009. – 176 с.
6. Ежова, Л. А., Зерова, С. В., Поршнева, И. О Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предприятиями / Ежова Л.В., Зерова С. В., и др. – Пенза, 2014. – 103 с.
7. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. – М., Просвещение, 2006.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2008. – 336 с.
9. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М. Профориентология. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008. – 192 с.
10. Иванова, А. А., Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.А. Иванова, Н.В. Лабутина. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 72 с.
11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
12. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно–методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд–во «Николаев», 2006. – 52 с.
13. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: Автореф. дис. … к. пед. н. / В.П. Кондрашов. – Саратов: СГУ, 2007.
14. Красновский, Л. И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский // Журн. Дошкольное воспитание. – 2008. – №10.
15. Логинова, В. И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство–Пресс, 2010. – 244 с.
16. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Журн. Дошкольное воспитание. – 2004. – №10.
17. Марцинковская, Т. Д. Общая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 383 с.
18. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М, 2005. – 254с.
19. Нищева, Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями / Н.В. Нищева. – М.: Детство–Пресс, 2012.
20. Пасечникова, Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие / Т.В. Пасечникова. – Самара: Изд–во ЦПО, 2013. – 45 с.
21. Полякова, В. А. Профессиональная ориентация дошкольников в процессе трудового обучения / В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 2002.
22. Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. – М.: Сфера, 2007. – 64 с.
23. Пряжников, Н. С. Профориентология. Учебник и практикум / Н.С. Пряжников. – М.: Юрайт, 2016. – 406 с.
24. Сазонов А. Д., Калугин, Н. И. Профессиональная ориентация дошкольников / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин. – М.: Высшая школа, 2004.
25. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном, 2013. – 96 с.