ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Общая характеристика белорусского растительного орнамента
1.2. Специфика ознакомления детей дошкольного возраста с белорусским орнаментом
1.3. Основные виды декоративного творчества детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ
2.1. Развитие декоративного творчества старших дошкольников через декоративную деятельность по мотивам белорусских орнаментов
2.2. Разработка комплекса педагогических средств при ознакомлении детей с белорусским растительным орнаментом
2.3. Анализ опыта использования растительного орнамента для развития декоративного творчества старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 года № 9, одними из основных направлений воспитания обучающихся является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, и духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры [20].
Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой родине, формирование представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу, деревне, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.
Художественно-творческая деятельность детей является одним из основных средств формирования представлений о своей родине, о социокультурных ценностях народа у детей дошкольного возраста. Многочисленные наблюдения, связанные с восприятием детьми произведений прикладного искусства, беседы с ними позволили сделать вывод, что старшие дошкольники проявляют живой интерес к предметам народного творчества, включая изделия с белорусским растительным орнаментом.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Общая характеристика белорусского растительного орнамента
В последнее время произошел всплеск интереса к национальным орнаментам и символикам, которые до этого веками создавали наши предки. Слово «орнамент», которым называют один из древнейших видов художественной деятельности человека, происходит от латинского слова ornamentum, что значит «украшение»:
- в словаре В.И. Даля «орнамент – украшение, прикраса, особенно в зодчестве» [8, с. 437];
- в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона орнамент понимается как «изображение, служащее украшением различных частей» [1, с. 874];
- в Большой Советской Энциклопедии – это «узор, предназначенный для украшения различных предметов» [2, с. 652].
Однако необходимо понять какой же смысл вкладывали в это понятие наши предки и что действительно несут в себе народные орнаменты Беларуси, которые так часто сегодня мы можем встретить в повседневной жизни.
Орнаментальное творчество основывается на осмыслении образующихся в подсознании идей и понятий и их последующем переводе в форму чувственно – воспринимаемых, ассоциативно – абстрактных или логико – символических образов. Процесс ассоциирования характеризует связь представлений, их перетекание в новые психические образования [19, с.57].
Здесь можно говорить о своеобразной психофизиологической инверсии, когда образы подсознания, размытые, нечеткие переплавляются в геометрически жесткие, физически осязаемые и осмысленные формы. Поскольку представление формируется в памяти, когда предмет объективно не присутствует, естественно, что сознание «лепит», складывает образ из самых выразительных его черт.
Выводы по первой главе
Таким образом, белорусский растительный орнамент представляет собой особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (листьев, виноградной грозди, цветов, колосков и т.д.). Применяется как украшение предметов быта, архитектурных сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий. Данный вид орнамента является вторым по распространенности после геометрического. Ранние формы орнамента – геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно – реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
Процесс ознакомления детей с белорусским орнаментом имеет свои специфичные черты. Для ознакомления широко используются предметы декоративно-прикладного искусства народа, презентации, разнообразные виды деятельности, направленные на закрепление представлений о белорусском орнаменте, а также экскурсии в краеведческие музеи. Приобщение дошкольников декоративному творчеству, способствует развитию у них творческой и познавательной активности.
В процессе ознакомления с белорусским орнаментом в работе с детьми широко используется рассматривание изделий народных мастеров, украшенных белорусским национальным орнаментом. Выбор предметов для рассматривания осуществляется таким образом, чтобы они имели характерные очертания и узор. Рассматривание предметов сопровождается рассказом воспитателя об истории создания предметов народного быта, о работе народных мастеров.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ
2.1. Развитие декоративного творчества старших дошкольников через декоративную деятельность по мотивам белорусских орнаментов
Становление эстетически развитой личности начинается с познания культурных традиций, искусства родного края, что является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из первостепенных средств этого процесса является традиционное декоративно – прикладное искусство родного края. Декоративно-прикладное искусство Беларуси исторически развивается по своим законам и отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов.
Многофункциональность белорусского декоративно – прикладного искусства, разнообразие и богатство художественного материала дают большие возможности для широкого использования его выразительных средств в образовательном процессе учреждения дошкольного образования и декоративной нерегламентированной деятельности детей [17, с. 63].
Современные исследования в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста подчеркивают необходимость формирования у них интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начал эстетического отношения к существующей действительности. Развитие декоративного творчества выполняет важную социальную функцию, которая заключается в том, что с помощью художественных образов оно раскрывает человеку мир реально существующей красоты: эстетическую сущность общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, природы [24, с. 47].
Выводы по второй главе
Таким образом, развитие декоративного творчества старших дошкольников через декоративную деятельность по мотивам белорусских орнаментов осуществляется посредством ознакомления детей с белорусским орнаментом, его различными видами. Далее дети изучают особенности орнамента и посредством практической деятельности, такой как рисование, лепка, аппликация, закрепляют понятие белорусского орнамента. Данные виды деятельности стимулируют познавательную активность детей и как следствие способствуют развитию декоративного творчества.
Средствами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным орнаментом являются различные дидактические игры, презентации, мастер-классы. В процессе ознакомления важно широко использовать наглядные средства, к ним относятся презентации, фотографии, изделия мастеров и т.д. В процессе выполнения работ по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, положение элементов на разных поверхностях.
В процессе изучения был разработан перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с белорусским растительным орнаментом. Данный план подразумевает реализацию на протяжении пяти этапов. В процессе реализации данного плана предполагается использование следующих видов работы: вводная беседа «Что такое орнамент?»; презентация «Растительный орнамент в творчестве белорусского народа»; занятие «Азбука построения растительного орнамента»; дидактические игры «Разложи картинки», «Продолжи ряд», «найди такой узор» и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образование как первая образовательная ступень создает возможность становления и развития личности ребенка, активного поиска нового содержания, путей, средств, форм и методов развития дошкольников. Одной из основных задач дошкольного образования является творческое развитие дошкольников.
Ознакомление детей дошкольного возраста с белорусским орнаментом является важным средством развития декоративного творчества.
Орнамент – одно из направлений декоративно-прикладного искусства, которое появилось в связи с ремеслом, развивалось и сегодня продолжает активно использоваться в разных сферах. При изучении функциональных особенностей орнамента видно, что ценность и значимость его больше, чем декоративная функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. Ознакомление дошкольников с белорусским орнаментом способствует формированию представлений о развитии культуры и общества, делает более богатым внутренний мир ребенка, развивает способность видеть прекрасное.
Орнамент является универсальным средством обучения искусству, актуален для освоения во всех возрастных группах и содержит большие дидактические возможности для формирования знаний, умений и навыков в области декоративного творчества, влияет на развитие и воспитание детей. Занимаясь орнаментальным искусством, погружаясь в него, ребенок активно развивается эстетически, нравственно и интеллектуально, обогащается его словарный запас, расширяется кругозор, формирует творческое мышление.
Процесс ознакомления детей с белорусским орнаментом имеет свои специфичные черты. Для ознакомления широко используются предметы декоративно-прикладного искусства народа, презентации, разнообразные виды деятельности, направленные на закрепление представлений о белорусском орнаменте, а также экскурсии в краеведческие музеи.
1. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского; Изд. Ф.А. Брокгауз [Лейпциг], И.А. Ефрон [Санкт-Петербург]. – СПб.: Семеновская Типо-Литография И.А. Ефрона, 1890-1907. – Т. 1-41. – 2008 г. – 1460 с.
2. Ворошилов, К.Е. Большая Советская Энциклопедия, Союз Советских Социалистических республик / ред. С.И. Вавилов, К.Е. Ворошилов, А.Я. Вышинский, и др. – М.: ОГИЗ СССР, 1992. – 618 c.
3. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Гаруновiч, Л.Б. Дэкаратыуная дзейнасць дошкольнiкау /Л.Б. Гаруновiч. – Мінск: Народная асвета, 1993. - 94 с.
5. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 72 с.
6. Горунович, Л.Б. Пути развития детского изобразительного творчества: методические рекомендации к программе «Пралеска» / Л.Б. Горунович, Т.Б. Братская. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 1996. – 96 с.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Педагогика, 2000. - 344 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. – 736 c.
9. Кавалеўская, Г.М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / Г.М. Кавалеўская. – Мазыр, 2009. – 86 с.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
11. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М. С. Кацар; [пераклад з рускай мовы, літаратурная апрацоўка і навуковая рэдакцыя Я. М. Сахуты; фота: М. С. Кацар і інш.]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.perunica.ru/tradicii/1390-ms-kacar-belaruski-arnament-tkactva-vyshyka.html.
12. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество / О.В. Корчинова. – Ростов-на-Дону, 2006. – 315 с.
13. Лабачэўская, В.А. Беларускія народныя тканіны і арнамент : да гістарыяграфіі вывучэння, музеефікацыі і выставачнай рэпрэзентацыі ў 1920-я гады / В.А. Лабачэўская // Весці Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2012. – № 2. – С. 83–90.
14. Лабачэўская, В.А. Вандраванне ўзору (аб паходжанні аднаго арнаментальнага матыву ў старадарожскіх пераборных ручніках) / В.А. Лабачэўская // Аўтэнтычны фальклор: праблемы вывучэння, захавання, пераймання : зб. навук. прац удзельнікаў ІV Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 29–30 крас. 2010 г. / БДУКМ ; рэдкал. : М.А. Мажэйка (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2010. – С. 46–49.
15. Лобачевская, О.А. Черный цвет в орнаментации белорусского народного костюма и текстиля / О.А. Лобачевская // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии : материалы XV междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 28–30 июня 2012 г. / под ред. Н.М. Калашниковой. – СПб.: СПГУТД, 2012. – С. 121–128.
16. Масюк, Г.З. Значение основных символов в традиционном белорусском орнаменте / Г.З. Масюк // Эстетическое образование: музыкально-художественные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции (Брест, 20 мая 2009 года) / [под общей редакцией Л. А. Захарчук]. – Брест, 2009. – С. 94–98
17. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Л.Е. Никонова. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 120 с.
18. Пантелеева, Л.В. Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье / Л.В. Пантелеева. – М., 2005. – 128 с.
19. Пасланні ад продкаў [Выяўленчы матэрыял] : пра што расказвае беларускі арнамент / [складальнік А. М. Коршак ; фота: А. П. Дрыбас і інш.]. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя ім. П. Броўкі, 2017. – 73 с.
20. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 года № 9.
21. Силивон, В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыўнай творчасці / В.А. Силивон. – Мінск, 1989. – 111 с.
22. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – Екатеринбург, 2001. – 141 с.
23. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, Аверсэв, 2018. – 416 с.
24. Шпикалова, Т.Я. Волшебный мир народного творчества / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.
25. Электронный архив журнала «Пралеска» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://praleska-red.by/arxiv-zhurnala/.