Введение
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей трех-четырех лет
1.1 Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической науке
1.2 Проблемы взаимоотношений детей в дошкольном возрасте
1.3 Развитие общения и коммуникации в дошкольном возрасте
Глава 2 Исследование проблемы развития коммуникативных навыков у детей трех-четырех лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1 Констатирующий этап исследования
2.2 Формирующий этап исследования
2.3 Контрольный этап исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, направленности и саморегуляции своих действий; развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Проблема формирования коммуникативных способностей является предметом исследования многих авторов - А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, А.Г. Рузская. Тематические исследования фокусируются на проблемах общения, а не на коммуникативных навыках. Коммуникативные способности рассматриваются в психологии развития, общей психологии, инженерной психологии, психологии труда и педагогической психологии, в психолингвистике. Этот тип способностей происходит из структуры общих способностей. В научных исследованиях Б.М. Теплов отразил структуру, концепцию способностей, которая впоследствии послужила основой для новых исследований И.Р. Алтуниной, А.А. Бодалева, Г.С. Васильева, Э.А. Голубевой, В.В. Кольцовой, А.А. Кидрона, К.К. Платонова и др. В этих научных исследованиях авторы дают определение понятия, а также рассматриваются функциональная структура и методы изучения коммуникативных навыков [3].
Проблемой формирования коммуникативных способностей дошкольников занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк. В работах этих исследователей накоплен подход к пониманию коммуникативных навыков как сложных и осознанных коммуникативных действий детей и школьников, помогающих правильно выстроить свое поведение, управлять им в соответствии с коммуникационными задачами.
Ориентация современной науки на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в числе актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения. Однако после довольно полного теоретического изучения этот вопрос еще не получил глубокого практического понимания учителями. Педагогические исследования в области содержания и методов коммуникативного развития дошкольников выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у дошкольников [7].
Поиск педагогически эффективных путей разрешения этих противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию коммуникативных способностей дошкольников, является исследовательской проблемой, актуальной как для теории, так и для практики дошкольного образования [5].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
1.1 Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической науке
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому что термин широко используется в русской бытовой речи ежедневно, где имеет интуитивно понимаемое, но с научной точки зрения не определенное значение. Такое определение требуется также, потому что в научной литературе смысл слова «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его используют [8, с.85].
Природа общения, ее определенные и возрастные особенности, механизмы, конечно, и изменение стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, экспертов в социальной, детской и возрастной психологии. Однако, различные исследователи вкладывают не идентичный смысл в понятие общение.
Это известно, поскольку набор определения общения за рубежом предлагается множество. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. Н. Леонтьев сообщает, что только в англоязычной литературе к 1969 году предлагались 96 предложений понятия общение [9, с.361].
Среди исследователей есть различные точки зрения на сущность, функцию общения:
1) общение – это коммуникация, коммуникативный процесс (Р. А. Максимова, Б. А. Родимов, Н. Винер и др.) или обмен информацией (Осгуда)
2) общение – один из видов деятельности (А. Н. Леонтьев и др.); которому компоненты, свойственные деятельности вообще.
3) общение может существовать в различных формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева и др.).
Все эти подходы отражают разнообразие феномена общение.
Общение – это сложный и многосторонний процесс, который может действовать в то же время, что и процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, как отношение людей друг другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сочувствия, сопереживания и взаимопонимания [3, с. 35].
Субъекты общения – это живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но только на уровне человека процесс общения является осознанным, связан словесными и невербальными действиями.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Констатирующий этап исследования
Цель исследования – выявить особенности развития коммуникативных навыков детей трех-четырёх лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №13 г. Рогачева»
В эксперименте принимали участие 8 детей в возрасте трех-четырех лет.
В исследовании мы применили следующие методы:
1. Наблюдение за общением воспитателя и детей
2. Индивидуальные беседы детьми
3. Проведение диагностики изучения уровня диалогической речи детей трёх-четырёх лет.
Наблюдение за общением воспитателя и детей проводилось с целью: изучения особенностей диалогической речи 3-4лет.
Наблюдения за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом проводилось в течение 20 мин. Содержание разговоров фиксировалось по возможности дословно с сохранением особенностей речи участников и их поведения.
Вопросы для анализа записей:
-поводы общения воспитателя с детьми, детей с воспитателем и сверстниками;
-инициативность, адресность речи;
-тематика и содержание разговоров;
- анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний, использование речевых клише, форм речевого пикета, культура поведения во время речевого общения);
-особенности речи воспитателя (лексическая, грамматическая, фонетическая оформленность речи; соответствие содержания речи возрасту детей; умение воспитателя организовать содержательное общение с детьми, решать в ходе общения задачи воспитания и обучения).
Результаты наблюдений были оформлены в таблицах (приложение 1).
2. Индивидуальные беседы детьми.
Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми.
Был установлен контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне проходил разговор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – это взаимодействие двух или больше человек направленное насогласование и комбинацию их усилий в целях создания отношений и достижения общего результата.
Общение многостороннее, включает много форм и видов. Все еще нет никакого единства в интерпретации понятия «общение», его механизмов. Это производит различные подходы к коммуникационному изучению, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения полное развитие ребенка невозможно.
Фундаментальная важность проблемы взаимоотношений детей привлекла внимание многих психологов и педагогов. Этому предмету посвящены много экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Группа детского сада – это первая социальная ассоциация детей, в которых они занимают различную позицию, и здесь складывается общение детей сосверстниками, продолжаются формирование культуры речи, нравственные качества (правдивость, честность, скромность). Важная задача воспитания поведения дошкольника – формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношения – это комплекс связанных компонентов. Самый важный из них – общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и способности запланировать коллективную деятельность, организацию и культуру общения.
Отношения ребенка с детьми также во многих отношениях определены природой общения дошкольника с воспитателем детского сада, взрослыми, которые окружают его. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражены в отношениях детей между собой в психологическом микроклимате группы. В процессе общения дети развивают коммуникативные навыки и способности, знание обокружающих людяхи о собственном «Я»путем сравнения себя со сверстниками, затем и с взрослыми.
1. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Метод.реком-ции / Т.В. Сенько. – Л.,2001. – 348с.
2. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – М., 2003. – 200с.
3. Еорянина, В.А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Вузов / В.А. Еорянина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 416с.
4. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М., 2001. – 307с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 512с.
6. Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2002. – 240с.
7. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / Л.Л. Леонтьев. – М.: Знание, 2000. – 481с.
8. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи, развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – М., 2006. – С.64-93.
9. Лисина, М. И. Развитие общения у детей впервые 7 лет жизни / М.И. Лисина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – №4. – С. 21-53.
10. Леонтьев, А. А. Психология общения: уч.пособие для студ. вузов. – 4-е изд. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; «Академия», 2007. – 368с.
11. Межличностные отношения от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж, 2000. – 392с.
12. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной. – М., 2000. – 372с.
13. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Е. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.
14. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 295с.
15. Урунтаева, Е.А. Практикум по дошкольной психологии / Е.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304с.
16. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии Учеб. Для студентов высш. Учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 1. / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2004. – 360с.
17. Андрус, Н.Я. Искусство общения / Л.А.Андрус, А.Б.Невелев, И.Н.Волотская. – Челябинск, 2003. – 205с.
18. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446с.
19. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
20. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2003. – 240с.