ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие сенсорного воспитания
1.2. Особенности сенсорного воспитания и развития детей в дошкольном возрасте
1.3. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
2.1. Дидактические игры – как средство изучения и развития сенсорных процессов (эталонов) у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Разработка комплекса педагогических средств по использованию дидактических игр в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
2.3. Педагогические рекомендации по сенсорному воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста путем использования дидактических игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также обонянии, вкусе и многом другом.
Ранний возраст наиболее благоприятен для улучшения функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем нас мире. Поэтому сенсорное воспитание является одним из основных аспектов дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие является основой общего психического развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Познание начинается с восприятия предметов и явлений из окружающего нас мира. Все остальные формы познания основаны на изображениях восприятия, являются результатом их обработки. Овладение знаниями и навыками требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форма, цвет, размер).
Готовность ребенка к школе также зависит от сенсорного развития ребенка. Таким образом, значительная часть трудностей, с которыми сталкиваются дети в процессе начального образования, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании писем, в построении рисунков, неточности в изготовлении поделок на уроках ремесленничества. Бывает, что ребенок не способен воспроизводить модели движения на уроках физкультуры.
В системе дидактических игр дети осваивают базовые навыки и умения различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), игр и обучения. Дидактические игры, проводимые вне классной комнаты, систематически обучаются, объединяют знания в игровой форме. Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.
ГЛАВА 1. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие сенсорного воспитания
Основой психического воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение сенсорного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «чувство», «восприятие», «способность чувствовать» [7, с. 94].
Задачи сенсорного воспитания для дошкольников:
1) формирование системы перцептивных (исследовательских) действий у детей;
2) формирование системы сенсорных стандартов у детей;
3) формирование у детей способности к самостоятельному применению перцептивных действий и системы чувств: стандарты в практике познавательной деятельности [25, с. 4].
Знание окружающего нас мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и разнообразнее будет информация, полученная от человека об окружающем его мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, степень развития его чувств и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура также важна для эстетического воспитания. Способность различать цвета, оттенки, формы, комбинации форм и цветов, высоту и тембр звуков позволяет лучше понимать произведения искусства и музыку, получать удовольствие от прослушивания музыки, просмотра картин, скульптур и так называемый
Педагогика считает, что сенсорное воспитание должно осуществляться в процессе различных видов деятельности – графической, конструктивной, музыкально-моторной, при знакомстве детей с окружающей средой, в играх.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
2.1. Дидактические игры – как средство изучения и развития сенсорных процессов (эталонов) у детей младшего дошкольного возраста
Усвоение сенсорных эталонов – процесс сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство ( как иногда считают не слишком искушенные педагоги).. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная с трех лет обучения продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию [3, с. 32].
Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а также активизация соответствующего словаря. Процесс этот начинается на предыдущем возрастном этапе, но к 4 – м годам он еще далеко не завершен. Дети первой половины 3 -го года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе понятие «сенсорное восприятие» трактуется как познавательный процесс с помощью органов чувств, то есть, формирование с помощью органов чувств собственную картину окружающего мира. Главными особенностями сенсорного воспитания являются: ориентация на внешние свойства объектов, формирование элементарных математических понятий, развитие фонематического слуха, восприятия. Основной особенностью развития детей в дошкольном возрасте считается развитие познавательных способностей. Дидактическая игра является основным средством сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста, так как способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, самостоятельных действий ребенка, речи, воли, внимания, точности координации движений и др.
2. Дидактические игры оказывают серьезное внимание на развитие сенсорных процессов (эталонов) у детей младшего дошкольного возраста. К ним, в первую очередь, относятся эталоны в области цвета, формы, величины. Автором исследования разработан комплекс дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, направленных на поднятие уровня чувства зрения («Найди цветок для бабочки», «У кого большой мяч?» и «Пуговки»), слуха («Шумящие коробочки», «Узнай по звуку») и «Скажи, что звучит?»), чувства осязания («Бусы», «Геометрик», «Цветочная поляна»), чувства обоняния (Съедобное и не съедобное», «Что в тарелке?» и «Цветочный день») и поднятие уровня художественно-эстетического вкуса («Бабочки», «Я – волшебник» и «Осень»). Главными педагогические рекомендации по сенсорному воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста путем использования дидактических игр являются: системность проведения занятий, четкое определение задач и содержания игр, эмоциональность при проведении дидактических игр.
1. Аганесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аганесов. – Москва: Просвещение, 2009. – 164 с.
2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – Москва: Просвещение, 1991. – 207 с.
3. Борисенко, М.Г. В помощь маленькому мыслителю / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – Санкт-Петербург: Паритет,2005. – 128 с.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – Москва: Мозаика-синтез, 2011. – 80 c.
5. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. – Москва: Владос, 2001. – 224 с.
6. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Тербова, Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 42 с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгин, Н.Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 1988. – 212 с.
8. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1978. – 95 с.
9. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л.Н. Галигузова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Глушкова, Г. Игра или упражнение / Г. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 29-34.
11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – Санкт-Петербург.: Питер, 2013. – 464 с.
12. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева. – Москва: Школа –Пресс, 2001. – 96 с.
13. Гризик, Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – Москва: Просвещение, 2007. – 26 с.
14. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 3-4 лет / Т.И. Гризик. – Москва: Просвещение, 2010. – 95 с.
15. Грищенко, Т.А. Игра и развитие ребенка / Т.А. Грищенко. – Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с.
16. Ендовицкая, Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т.В. Ендовицкая //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4-9.
17. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – Москва: Академия педагогических наук, 1963. – 267 с.
18. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. – Москва: Просвещение, 1996. – 148 с.
19. Капитанова, Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре / Н. Капитанова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72-76.
20. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – С.76-78.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2001. – 416 с.
22. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. –Москва: Просвещение, 1988. – 256 с.
23. Морозова, О.М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О.М. Морозова // Дошкольное воспитание. – 1993. – №5. – С. 54-55.
24. Морозова, О.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / О.М. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 31-35.
25. Муханова, К. Сенсорное развитие дошкольников / К. Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4. – С. 3-9.
26. Петрова, И.В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста / И.В. Петрова, С.А. Присяжнюк, Т.И. Лиханова. – Москва: Сфера, 2012. – 201 с.
27. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э.Г. Пилюгина. – Москва: Просвещение, 1983. – 135 с.
28. Поддъякова, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н.Н. Поддъякова. – Москва: Просвещение», 1969. – 192 с.
29. Поскребышева, Е.Д. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр / Е.Д. Поскребышева // Вопросы науки и образования. – 2018. – №2. – С. 7-13.
30. Федуленков, М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – №3. – С. 92-97.