ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Научные подходы к изучению «Я-концепции» личности как регулятора социального поведения
1.2 Взаимосвязь Я-концепции личности и потребительского поведения
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции личности и потребительского поведения
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования потребительских типов
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей Я-концепции различных потребительских типов личности
2.3.1 Взаимосвязь когнитивного компонента Я-концепции и типа потребительского поведения
2.3.2 Взаимосвязь аффективного компонента Я-концепции и типа потребительского поведения
2.3.3 Взаимосвязь поведенческого компонента Я-концепции и типа потребительского поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В 60-х гг. 20-го века Беларусь перешла к новому типу взаимоотношений государства, предприятий и потребителя. При новой рыночной экономике решающую роль в развитии бизнеса стал играть потребитель. Переход к постмодернистскому обществу для многих государств сопровождался экономическим подъемом. Предложение в ряде сфер обогнало спрос, и потребитель стал разборчивее в выборе товаров и услуг. В связи с этим в не клиент-ориентированных компаниях начались убытки. Эти объективные экономические предпосылки привели к росту числа исследований потребительского поведения. Несмотря на то, что исследования потребительского поведения были начаты, в основном, в маркетинге, как сфера знаний они выходят за его пределы. Современные социально-психологические исследования направлены на изучение закономерностей поведения потребителей различных социальных групп, построение концепций мотивации, восприятия, аттитюдов, изучение факторов потребительского выбора.
Общество массового потребления научило человека быть «профессиональным потребителем». Знание брендов, дат акций, адресов магазинов, навык пользоваться дисконтными картами и т.д. Однако на сегодняшний день до конца не сформулированы механизмы воздействия на потребителя с учётом его индивидуально-психологических особенностей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Научные подходы к изучению «Я-концепции» личности как регулятора социального поведения
Издавна самосознание личности и ее внутренний мир привлекали внимание художников, учёных и философов. Одной из центральных проблем психологии, социологии и философии является сознание и самосознание. Ее значение предопределено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только большинства важных теоретических вопросов, а также и практических задач наряду с формированием жизненной позиции [26]. Исключительным достояние человека, осознающего в своем самосознании себя как субъекта общения и действия, является способность к самосознанию и самопознанию. Конечный продукт процесса самопознания – это динамическая система репрезентаций человека о самом себе, которая сопряжена с их оценкой и названа термином «Я-концепция». До настоящего времени содержание понятия «Я-концепция» и его объем остается дискуссионным.
Понятию «Я-концепции» даются такие определения:
1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [6].
2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой [4, с. 89].
3. Я-концепция – это убеждения, при помощи которых человек определяет себя (предоставляет ответ на вопрос «кто Я?»). К элементам «Я- концепции» относятся шаблоны сознания, «Я- схемы». С помощью данных элементов человек формирует свои миры. «Я-схемы» оказывают активное влияние на то, как человек обрабатывает социальную информацию, как он воспринимает, оценивает и запоминает окружающих и самого себя. «Я- концепция» содержит «Я- схемы», которые характеризуют человека в данный временной отрезок, возможные «Я», то есть каким он может стать и каким он бы хотел стать, а также социальное «Я» [11].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции личности и потребительского поведения
В данном эмпирическом исследовании нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь Я-концепции личности и потребительского поведения. Иными словами, мы искали ответ на вопрос: как личностные особенности потребителя влияют на приобщение к социальному миру, использованию ресурсов, выстраивать отношения с рыночной средой. В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи Я-концепции личности и потребительского поведения.
2. Установить характер связи Я-концепции личности и потребительского поведения.
Общая теоретическая гипотеза настоящего исследования заключалась в предположении о том, что существует связь между Я-концепцией личности и потребительским поведением. На её основе были сформулированы частные гипотезы:
1. Покупатели с более высокими показателями эмоциональной стабильности чаще совершают покупки, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, обеспечить ощущение собственной жизненной стабильности.
2. Покупатели с более высокими показателями тревожности чаще совершают покупки, руководствуясь стабильностью своих предпочтений.
3. Покупатели с более высоким уровнем конформизма чаще совершают покупки, руководствуясь мнением других людей (друзей либо консультантов), подвержены общественному влиянию, в частности, моде.
Выборку исследования составили 50 испытуемых, из них 25 мужчин и 25 женщин; в возрасте от 20 до 35 лет.
Эмпирический материал собирался с помощью 13-факторного сокращённого взрослого личностного опросника Кэттела (13 PF), методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) и авторского опросника мотивации совершения покупок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребительское поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и рассматривается как часть культуры, общественных отношений, в которые вовлечены потребители и, соответственно, представляет собой особую форму существования активности человека в обществе и социальных группах. Потребительским же оно становится, когда в целостном поведенческом комплексе выделяются поступки, касающиеся только потребления. Соответственно, «потребитель» - это социальная роль человека. «Потребитель» – это уже не только одна из социальных ролей современного человека, но и субличность – роль, уже ставшая неотъемлемой частью личности. Поскольку личность – это понятие, условно равное «Я», то субличность потребителя – это понятие, равное, синонимичное «Я-концепции потребителя». Поведение потребителя меняется в зависимости от того, какой товар он покупает – тюбик зубной пасты, теннисную ракетку, дорогой фотоаппарат или новый автомобиль. Чем сложнее принять решение о покупке, тем больше требуется участников и тем осторожнее ведёт себя потребитель
Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция потребителя – это новообразование психики личности в стремительно развивающейся рыночной экономике, включающее в себя Я-образ потребителя, его потребительскую самооценку, уровень потребительских притязаний и потребительские представления. Я-концепцию потребителя и смежные с ней психологические явления – потребительские отношения, представления, притязания, самооценку – необходимо рассматривать не только в связи с товаром, но и с местом покупки, с процессами выбора, покупки и использования товаров/услуг, с потребительским законодательством.
1. Автономов, В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли) / В.С. Автономов. - М. :Академия, 2013. – 352 с.
2. Агафонов, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: автореф. дис. к. психол. н / И.Ю. Агафонов. - Казань, 2000. - 24 с.
3. Азарёнок, Н.В. Гендерное восприятие рекламы / Н.В. Азаренок // Психология, 2007. - № 3. - С. 48 - 52.
4. Азарёнок, Н.В. Психология рекламы – новое направление белорусской социальной психологии / Н. В. Азаренок // Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. / Отв. Ред. Л.А. Кандыбович: В 2 ч. Ч. 2 - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч.2. – С. 6–11.
5. Азарёнок, Н.В. Психология рекламы / Н. В. Азаренок. – Мн.: БГПУ, 2005. – 43 с.
6. Алешина, В.И. Поведение потребителей / В.И. Алешина – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2015. – 306 с.
7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В.Алешина. - М. : ЭКМОС, 2012. - 480 с.
8. Антонова, Н. В. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения / Н. В. Антонова, О. И. Патоша ; отв. ред. Н. В. Антонова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 208 с
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 420 с.
10. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /А. А. Бодалев. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 200с.
11. Боришевский, М. И. Теоретические вопросы самосознания / М. И. Боришевский // Психологические особенности самосознания подростка. – Киев, 1980. – С. 5 – 34.
12. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов: 14 практических приложений и 200 примеров. / И. Л .Викентьев. - Новосибирск: ЦЭРИС, 2013.- 140 с.
13. Волкова, А. И. Основы психологии рекламы / А. И. Волкова. – Ростов -на - Дону: Феникс, 2006. – 125 с.
14. Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз / Э. Грин. – СПб. : Нева, 2014. – 501с.
15. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. – М.: АСТ, 2014. - 602 с.
16. Домнин, В. Н. Где у потребителя «кнопка»? / В. Н. Домнин // Бренд-менеджмент. – 2004. – № 4. – С. 42-50.
17. Заславская, Т.И. Социология экономической жизни / Т.И. Заславская, Р. В. Рывкина. – Новосибирск : Наука, 2011. – 342с.
18. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки /А. В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. – С. 5 – 14.
19. Ильин, В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 399 с.
20. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 383 с.
21. Кудин, П. А. Психология восприятия и искусство плаката / П.А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин. - М. : Просвещение, 2007. – 605 с.
22. Мозер, К. Психология маркетинга и рекламы / К. Мозер.- Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2014.- 300 с.
23. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р. И. Мокшанцев. –М.: ВЛадос, 2000.–230с.
24. Никитин, Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. – СПб. : Питер, 2015. – 260 с.
25. Посыпанова, О.С. Я-концепция потребителя: сущности и структура / О.С. Посыпанова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 1576 – 1581.
26. Психология в рекламе / под ред. П.К. Власова. – Харьков. : Ранок, 2007. - 320 с.
27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: «БАХРАХ - М», 2012. – 668 с.
28. Сморкалова, Т.Л. Место Я-концепции в потребительских предпочтениях: рабочая модель / Т.Л. Сморкалова, Е.Л. Доценко // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 182– 189.