Введение
Раздел 1. Теоретическое обоснование архетипа «мирового дерева» в контексте символики культуры
Раздел 2. Архетип мирового дерева как основополагающий элемент символики традиционной белорусской культуры и его отражение в белорусском орнаменте
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется динамичными и существенными изменениями в области формирования новых образов и символов, имея тем самым дело с постоянным развитием человеческого сознания. Естественно, что эти изменения не могут не коснуться интерпретации символических образов белорусской традиционной культуры, в том числе и глубин человеческого бессознательного, а именно – архетипических образов. Образы вбирают в себя новые значения и смыслы, обогащая свою первичную природу новой ценностно-смысловой нагрузкой.
Сегодня глубинные архетипические образы выявляются в разных сферах культуры, в каждой из которых преломляются по-своему. Важно отметить, что архетипические образы активно эксплуатируются различными видами искусства. Именно поэтому представляется важным изучение различных версий интерпретации символики традиционной белорусской культуры, в том числе и ее архетипической природы.
Вышеобозначенные причины обуславливают актуальность изучения выбранной темы.
Данная работа ставит перед собой цель – рассмотреть символику традиционной белорусской культуры.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать символику традиционной белорусской культуры.
2. Рассмотреть ее на примере образа дерева, преломляющегося в архетипе мирового дерева.
Объектом исследования данной работы является символические основы традиционной белорусской культуры. Предметом исследования – семантика архетипа мирового дерева в традиционной белорусской культуре и дальнейшие интерпретации данного образа в разных видах искусства.
Методы, используемые в работе – анализ и синтез, сравнительный метод, исторический метод.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АРХЕТИПА «МИРОВОГО ДЕРЕВА» В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИКИ КУЛЬТУРЫ
Феномен культуры определяет себя в архетипической природе, наполняющей пространство культуры новыми смыслами. Архетипические механизмы представляют собой проекции психики во внешнюю среду, и объясняются взаимоотношениями между индивидуальным и коллективным бессознательным человека. Следует отметить, что данный вопрос имеет длинную историю своего рассмотрения и прослеживается в контексте изучения таких дисциплин как культурология, философия, аналитическая психология, психология искусства, в частности психология кино, теории и история кино.
Приоритетно теория архетипа рассматривается, конечно же, в контексте работ классика психоанализа К.Г. Юнга [22]. Однако, несмотря на широкую известность данных работ, не следует забывать о работах юнгианцев, которые конкретизировали роль архетипа в истории культуры. Данным анализом занимался: Э. Нойманн [14] .
Разработкой теоретического обоснования использования архетипов в искусстве занимались: Е.М. Мелетинский [11], О.М. Фрейденберг [18] , М. Элиаде [21] .
Изучением непосредственно архетипа мирового дерева занимались: И.А.Морозов [12], Дж.Дж. Фрэзер [23], В.Н. Топоров [17].
Важно отметить, что вся история культуры – это огромная сокровищница проявляющихся в искусстве архетипов. Осознанно или нет, но авторы довольно часто используют в своих произведениях архетипы. Однако, с уверенностью можно отметить, что использование архетипов в искусстве происходит так активно потому, что каждый из них так или иначе переживал определенные ситуации, имеющие непосредственное отношение к архетипам, на своём личном бессознательном опыте.
РАЗДЕЛ 2. АРХЕТИП МИРОВОГО ДЕРЕВА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СИМВОЛИКИ ТРАДИЦИОННОЙ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ОРНАМЕНТЕ
Несомненно, архетип является одним из самых мощных средств художественной выразительности. Ознакомление с механизмом его внедрения в белорусской орнамент имеет практическое значение для анализа культуры в целом.
Необходимо отметить, что архетипы, активно «включенные» в орнамент, воскрешают в памяти культурные первообразы.
Орнамент являет собой узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, у первобытных народов также самого человеческого тела. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы [7].
Орнамент являет собой особый вид художественной деятельности, который, как отмечают многие исследователи, не может существовать в виде самостоятельного произведения, поскольку является украшением той или иной вещи и представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются разного рода выразительные средства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку данная работа исследует органику существования архетипов и их интерпретирование в орнаменте как главенствующего элемента символики традиционной белорусской культуры, то следует отметить, что процесс поиска и выявления архетипического начала в явлениях и предметах, может быть бесконечным.
Авторы использовавшие архетипы в своем творчестве, обращались к универсальным мифологическим образам, которые похожи друг на друга и «перекликаются» у разных представителей различных культур.
Таким образом, можно отметить символичность, и даже некую сакральность характера архетипов в искусстве. Активное использование архетипов и мифологических представлений демонстрирует нам возможность создания идеального пространства, в котором фантазии могут быть реализованы.
Фантазии и мифы – это важная часть культурного сознания и, естественно, что психоаналитики применили свою теорию к одной из его актуальнейших форм – искусству. Личное бессознательное автора, равно как и его сознание, так или иначе, руководствуется архетипами при создании произведения являя собой продукт творчества.
Архетип мирового дерева является универсальным первообразом, так как при внутрисемиотическом переводе этому образу соответствует самые разные знаковые системы и, наоборот, разные и вполне независимые знаковые системы служат планом выражения для него.
Универсальность архетипа мирового дерева во времени и пространстве может быть продемонстрирована ссылкой на тот факт, что прямо или косвенно этот архетип засвидетельствован разными традициями в контексте разных культур. Такая распространенность мирового дерева объясняет его устойчивость и то влияние, которой он оказал на развитие мирового искусства.
Также важно отметить, что в ходе работы над данным исследованием были решены поставленные задачи – теоретически обосновать символику традиционной белорусской культуры, а также рассмотреть ее на примере образа дерева, преломляющегося в архетипе мирового дерева.
1. Альбедиль, М.Ф. Духовное лидерство: мифологический архетип / М.Ф. Альбедиль // Актуальные проблемы изучения архаики: материалы теоретического семинара, Санкт-Петербург, 2014 г. / МАЭ РАН; под ред. М.Ф. Альбедиль. – СПб, 2014. – С.194-203
2. Антонян, Ю. М. Великая Мать: реальность архетипа / Ю. М. Антонян // Диссертации по гуманитарным наукам [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/arhetipicheskie-stsenarii-sotsialnogo-vzaimodeystviya#ixzz4TcjqGf4f. – Дата доступа: 09.11.2016
3. Березкин, Ю.Е. Об универсалиях в мифологии / Ю.Е. Березкин // Интернет-портал учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ [Электронный ресурс]. – 1999. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin5.htm – Дата доступа: 18.11.2016
4. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. – Владос, 2008
5. Дружинина, Е.С. Структурообразующие элементы архетипа (на примере архетипов героя и Дон Кихота) // Культура народов Причерноморья. – № 231. – С.112–116
6. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка. / М.С. Кацар. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996
7. Князева, И.В. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: метод.пособие / И.В. Князева. – СПб.: Образование, 1992
8. Коваль, В.И. Мифологические верования восточных славян: пособие по курсу «Славянская мифология»/ В.И. Коваль; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т. им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016
9. Ладных, И.А. Белорусский орнамент как визуальное отражение жизни народа / И.А. Ладных // Белорусский национальный технический университет. – Минск, 2016
10. Лобачевская, О. Зимина Белорусский народный костюм декоративные швы / О. Лобачевская, З. Зимина. – Беларуская навука, 2009
11. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С.41–48
12. Морозов, И.А. Корни дерева: интерпретация архетипического образа «дерева» в современном кинематографе / И.А. Морозов // Этнографиеское обозрение. – 2012. – №6. – С. 60–72
13. Негреев, И.О. Древнескандинавский образ мирового дерева Иггдрасиль: функции и назначение / И.О. Негреев // «Аcademia.edu» [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://rpu-rf.academia.edu/IvanNegreev. – Дата доступа: 20.11.2016
14. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. – М.: Рефл-бук, 1998
15. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута – Мінск: БГУК, 2001
16. Сухоцкая, Т. Ф. Гістарычная тыпалогія ўтапічнага мыслення / Т. Ф. Сухоцкая // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры і мастацтва : матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 28 лістапада 2014 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2016. – С. 260-262
17. Топоров, В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы / В.Н. Топоров. – М.: Рукописные памятники Др. Руси, 2010
18. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. – М., 1978
19. Эйзенштейн, С.М. Психология восприятия искусства / С.М. Эйзенштейн; под ред. Е.Л.Басина. – М.: Смысл, 2002
20. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – СПб.: Symposium, 2006
21. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторения / М. Элиаде. – М.: Ладомир, 2000
22. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М.: Ренесанс, 1991
23. Fraser James – The Golden Bough. Macmillan and Co
24. Freytag Gustav. Publisher: S.¬C. Griggs & Company, 1894. Book contributor: University of MichiganLanguage.
25. Frye N. Fables of Identity: Studies in Poetic Mythology