ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
1.1 Обзор научных источников по проблеме исследования
1.2 Специфика и содержание молодежного досуга
1.3 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодеж
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СКД АГРОГОРОДКА КВАСОВКА)
2.1 Современная инфраструктура культурно - досуговой деятельности на примере села агрогородка Квасовка
2.2 Проблемы, пути решения (управленческие решения)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики можно назвать обеспечение достойных условий для полноценного всестороннего развития молодого поколения. Важным направлением является обеспечение возможности развития потенциальных способностей молодёжи в досуговой сфере и участия в культурной жизни.
Актуальность темы заключается в рассмотрении организации культурно-досуговой деятельности молодежи в условиях такого типа сельских населённых пунктов, как агрогородок. Общеизвестным является тот факт, что инфраструктура в городе развита лучше, чем в сельской местности. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в социально-культурной сфере. Зачастую сельские досуговые учреждения не способны удовлетворить культурные потребности населения. Эго является причиной проведения досуга в районных, областных и даже столичных культурных учреждениях. В условиях динамично развивающихся культурных тенденций большинству сельских культурно-досуговых учреждений проблематично адаптироваться и своевременно реагировать на все социокультурные запросы общества.
В белорусском культурном пространстве различные вопросы культурно-досуговой деятельности освещены в работах Я. Д. Григорович, А. И. Смолика, Н. Н. Королёва, М. А. Беспалой, Е. А. Макаровой, С. Б. Мойсейчук, Н. И. Аксютика, Л. П. Сивуровой, Л. И. Козловской, Н. В. Самерсовой, И. Л. Смаргович и других
Цель работы – рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность молодежи в условиях села.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить понятие, функции, социальную значимость культурно-досуговой деятельности.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
1.1 Обзор научных источников по проблеме исследования
Изучением досуга занимались и занимаются по сей день большое количество ученых, которые представляют различные течения и науки, среди них философия, психология, педагогика и т.д. Особым этапом можно считать вторую половину XX в., которая характерна появлением целого ряда социологических теорий и научных школ досуга. Значимые открытия в этой сфере сделаны западными социологами (Э. Гидденс, Ж. Дюмазедье). Проблемы досуга вызывали интерес и у представителей психологической науки (Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.). Сегодня досуговая деятельность преимущественно рассматривается как средство развития личности (Е.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, Е.И. Добринская, Е.М. Могалюк, Н.В. Самерсова и др.), как условие реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями (Т.А. Зрелова, С.Б. Мойсейчук и др.), как фактор социально-педагогического коррекционного влияния (Г.Ф. Бедулина, А.А. Корбут и др.).
Культурно-досуговая деятельность привлекает внимание ученых особенно в последние несколько десятков лет. Различными аспектами истории, теории и практики культурно-досуговой деятельности с 80-90-х гг. XX в. занимаются российские исследователи Г.А. Аванесова, Л.А. Акимова, М. А. Ариарский, Л.Н. Волобуева, Е. И. Григорьева, И.Н. Ерошков, А.А. Жаркова, А. Д. Жарков, Л.С. Жаркова, М. Б. Зацепина, Н.С. Квасова, Т. Г. Киселева, Е. М. Клюско, Н.В. Котельникова, Ю.Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, Б.Г. Мосалев, В. Е. Новаторов, Н. М. Нужнова, О.В. Понукалина, В. В. Попов, Ф.X. Попова, А. В. Сасыхов, Е. И. Смирнова, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, А. В. Фатов, Г. И. Фролова, В. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко и др.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СКД АГРОГОРОДКА КВАСОВКА)
2.1 Современная инфраструктура культурно - досуговой деятельности на примере села агрогородка Квасовка
Понятие «агрогородок» появилось в Республике Беларусь в связи с принятием «Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010». В этом документе агрогородок определяется как качественно новый тип сельских посёлков. Законом «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно- территориального устройства Республики Беларусь» (в редакции 17 мая 2007 года) к категории сельских населённых пунктов отнесены: агрогородки; посёлки, деревни - населённые пункты, в которых создана соответствующая.
Агрогородок Квасовка находится в 15 километрах от областного центра - города Гродно. Совсем рядом с агрогородком проходит автомобильная дорога. Немного восточнее протекает река Неман. Агрогородок граничит с такими населенными пунктами как: деревня Дорошевичи, деревня Бараново, деревня Колпаки. В 2006 году бывшая деревня Квасовка стала агрогородком.
Для быта и досуга жителей агрогородка и работников кооператива созданы самые благоприятные условия. На территории хозяйства расположены две средние школы, детская школа искусств, два дома культуры, два отделения связи, две библиотеки, дом быта, на балансе находится детский сад. Ежегодно жилой фонд кооператива пополняется более чем 10 квартирами, в строй введены дома приусадебного типа.
За счёт средств кооператива в 1999 году построено новое современное здание амбулатории в а-г. Квасовка, 1-го сентября 2002 году гостеприимно распахнула двери новая пристройка к зданию Квасовской средней школы,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сельской местности (в отличие от города) центр досуга (Дом культуры, сельский клуб) зачастую является единственным «поставщиком» культурных и досуговых услуг молодежи. У посетителей сельских клубных учреждений, наибольшей популярностью у населения пользуются следующие клубные культурно-досуговые услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, концерты-поздравления, вечера отдыха, театрализованные представления, литературно-музыкальные гостиные, праздничные мероприятия и народные гулянья (8 Марта, Новый год, 23 февраля и другое), народно-обрядовые праздники, праздники деревень, проведение семейных торжеств, вечера-воспоминания, услуги компьютерных центров и другое.
В результате проделанной работы мы можем дать рекомендации, что для совершенствования организации молодежной культурно-досуговой деятельности центра досуга в Квасовке необходимо:
- регулярно изучать интересы и запросы различных категорий населения;
- планировать работу Дома культуры по организации досуга населения с учетом социально-возрастных особенностей и предпочтений;
- организовывать и осуществлять работу кружков разных профилей (в том числе и на платной основе);
- необходимо совершенствования культурной инфраструктуры в сельской местности (наличие спортивных объектов, детских площадок и другое);
- привлекать большее количество молодежи в клубные формирования;
- использовать в работе различные инновационные формы культурно-досуговой деятельности;
- организовать новые виды платных услуг населению (караоке-клуб, Интернет-кафе, поздравления на дому, ведение различных мероприятий,
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Ажойчик, Н. А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 27-32.
3. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – 3-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. -192 с.
4. Бухель, С. Л Нормативно-правовые документы в деятельности клубных учреждений: метод. издание / С. Л. Бухель, Н. М. Игнатьева–Могилёв, 2011.-96 с.
5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта, 1998. – 240 с.
6. Государственная программа возрождения и развития села // Официальный интернет-портал Президента РБ [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа : http://president.gov.by - Дата доступа : 28.02.2017.
7. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.
8. Грыгаровіч, Я. Д. Прыкладная культуралогія: вуч. дапаможнік / Я. Д. Грыгаровіч, А. І. Смолік. –Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005.-228 с.
9. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
10. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2002. — 288 с.
11. Жаркова, Л. С Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. -М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. -144с.
12. Зиятдинова, Ю. Е. Ноосфера культурных потребностей: социокультурный феномен: автореф. дис. д-ра. социол. наук: 22.00.06 Ю. Е Зиятдинова; Адыгейск. гос. ун-т.-Майкоп, 2010.-52с.
13. Культурно-досуговая деятельность: учебник для вузов культуры и искусств / Т. Г. Васильева и [др.]; под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.-М.: МГУК, 1998.-461с.
14. Макарава, А. А. Дзяржаўныя клубныя ўстановы на мяжы стагоддзяў: стан і кірункі развіцця / А. А. Макарава // Социально- культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 64-73.
15. Макарава, А. А. Клубныя ўстановы як суб'ект рэалізацыі прыярытэтаў дзяржаўнай культурнай палітыкі / А. А. Макарава // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры. - 2003. - № 2. - С. 89-95.
16. Макарова, Е. А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е. А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. - 2008. - № 10. - С. 86-87.
17. Отнюкова, М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. - Саратов : СГТУ, 2003. - 125 с.
18. Сивурова, Л. П. Социально-культурные услуги: сущность и характеристика / Л. П. Сивурова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. – С. 99-103.
19. Смаргович, И. Л. Культурные услуги в досуговой сфере: предпочтения на региональном уровне / И. Л. Смаргович // Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 23-24 лістапада 2011 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. - Мінск, 2013. - С. 373-378.
20. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И. Л. Смаргович // Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013.-174 с.
21. Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / редкол.: А. И. Степанцов, С. Б. Мойсейчук, К. И. Ремишевский; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. –Минск: БГУКИ, 2014.-133 с.
22. Смаргович, И. Л. Реформирование и оптимизация деятельности клубных учреждений в Беларуси / И. Л. Смаргович // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей / Белорусская государственная академия музыки [и др.]. - Минск, 2011. - Вып. 5. - С. 463-469.