ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе туризм играет все более заметную роль в реализации личностных ценностей. Изменение всех аспектов существования общества способствует изменению ситуации в туристической области. На смену ранее сложившемуся стереотипу жизни, характеризующемуся статичностью, когда многие люди не покидали своего дома на протяжении долгого времени, приходит новый стереотип жизни, для которого характерна динамичность. В современном мире городской жизни очень важной становится смена обстановки.
Туризм обладает большим потенциалом в реализации познавательной активности личности.
У людей появляется больше материальных и временных ресурсов для выделения их части на отдых, путешествия. Также развитию туризма способствует расширение путей сообщения, увеличение количества и качества транспортных средств. В современном обществе туризм в современном обществе получает массовый характер. Из категории элитного продукта туризм переходит к категории продукта, который доступен широким слоям населения. Туристическая сфера отыгрывает важную роль в разрешении различных социальных проблем. Туризм оказывает влияние на повышение образования, внедрение новых средств информации, улучшению системы медобслуживания и т.д.
Туризм оказывает влияние на увеличение богатства общества благодаря восстановлению трудовых ресурсов. Туризм является одним из факторов деятельности человека в сфере культуры, развития жизненных сил. Туризм является одним из наилучших способов знакомства с иной культурой. Он имеет многие возможности личностного развития, повышения творческого потенциала личности, получения новых знаний. Знакомство с обычаями и культурой иной страны способствует обогащению духовного мира человека.
Объектом исследования в данной работе является туризм.
Предмет исследования – туризм как сфера реализации познавательной активности личности.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей туризма как сферы реализации познавательной активности личности.
Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к туризму как культурно-досуговой деятельности;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА КАК КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Туризм в системе культурно-досуговой деятельности
Туризм в качестве социально-культурного явления является продуктом исторического развития. Еще в древности люди совершали туристические поездки с торговыми целями, для удовлетворения потребности в новых знаниях, совершали военные походы и т.д. Мобильность людей, которая была связана с тем, чтобы удовлетворить различного рода потребности (биологические, утилитарные и др.), способствовала на ранних этапах развития общества тому, что появлялась разнообразная познавательная и практическая деятельность людей, происходило расширение кругозора, накапливался опыт, появлялись нормы поведения.
Туризм является специфическим видом досуговой деятельности личности. Этот вид деятельности в последнее время привлекает все большее внимание ученых различных отраслей знаний.
Для того чтобы рассмотреть туризм как сферу культурно-досуговой деятельности, следует остановиться на определении понятий досуг, культурно-досуговая деятельность, туризм. Определение понятийных границ этих определений глубже проанализировать явления и процессы, которые происходят в туристической сфере в современных условиях.
Как известно, социальное время человека делится на две взаимосвязанные сферы:
1) рабочее время, которое включает процессы производственной деятельности, а также обучения;
2) свободное время (досуговое).
Досуг рассматривается в таких дисциплинах, как социология, эстетика, педагогика. Вместе с отдыхом, развлечением досуг также выполняет такую функцию, как развития личности. А. Шопенгауэр считал досуг венцом существования человека, потому что только досуг может сделать человека полным обладателем собственного «я».
В различных научных источниках существует различный подход к определению понятия «досуг». В научных трудах по теории и практике социально-культурной деятельности было существует следующее определение: досуг – деятельность в условиях свободного времени, которая обеспечивает отдых и дальнейшее развитие личности [8, с. 72].
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Особенности познавательного туризма
Познавательный туризм – это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма [17, с. 9].
Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Обычно целями познавательного путешествия являются:
- увидеть природные достопримечательности и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;
- познакомиться с достижениями искусства, науки и техники;
- посетить экологически чистые объекты или наоборот экологически пораженные объекты;
- увидеть экзотических животных или растительный мир;
- посетить святыни, исторические места и сооружения;
- сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;
- заполучить красивые сувениры, приобрести туристские товары.
Познавательный туризм – посещение туристских центров с познавательными целями. Его основа – богатая экскурсионная программа. Важнейшие объекты – культурно-исторические и природные достопримечательности, музеи, памятники.
В отечественной и зарубежной литературе употребляются два термина для обозначения вида туризма, главной целью которого является познание, ознакомление с культурой различных народов, – культурный и познавательный туризм. Соотношение данных понятий исследователями определяется неоднозначно: понятия «культурный» и «познавательный» туризм – синонимы. Познавательный туризм включает все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели: туристские программы основаны на изучении культурного и природного наследия человечества (а также отдельных наций) во всем разнообразии;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм является специфическим видом досуговой деятельности личности. Этот вид деятельности в последнее время привлекает все большее внимание ученых различных отраслей знаний.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Туризм прежде всего является социальным феноменом, который призван реализовать главные социальные функции, включающие и духовно-культурные. Существуют различные понятия об определениях «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «туризм». В определении данных понятий наблюдается сложность, которая заключается в том, что изучение туризма происходит в рамках различных научных дисциплин, таких как психология, социология, философия, экономика и др.
Рассмотрев различные подходы к изучению туризма, можно сделать вывод, что туризм прежде всего является социальным феноменом, который призван реализовать главные социальные функции, включающие и духовно-культурные. Существуют различные понятия об определениях «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «туризм». В определении данных понятий наблюдается сложность, которая заключается в том, что изучение туризма происходит в рамках различных научных дисциплин, таких как психология, социология, философия, экономика и др.
Причиной формирования познавательной активности является социальное окружение, характер и сфера взаимодействия человека с окружающими людьми, а также процессами воспитания и обучения, познавательная активность связана с активной позицией самой личности.
К познавательному туризму относятся разноплановые туристские походы, поездки, путешествия, целью которых является посещения определенных регионов, центров туризма местностей, и т.п., для того, чтобы ознакомится с природными памятниками, а также памятниками культуры и истории, традициями и бытом проживающего здесь населения, различными народными ремеслами, достижениями в различных областях. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма. Республика Беларусь имеет большой познавательный потенциал в историко-культурной сфере, который был сформирован на протяжении многих столетий.
Основой познавательного туризма в Беларуси являются особенности культурных традиций. Самыми интересными объектами познавательного туризма в Беларуси являются такие памятники истории и культуры, как Мирский замок, Несвижский замок, памятники Полоцка, Новогрудка,
1. Афонин, Г.И. Туризм как социально-культурное явление : автореф. дис. … канд. филос. наук / Г.И. Афонин. – Казань, 2006. – 19 с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб. : Питер,1999. – 378 с.
3. Гулян, А.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиций / А.Э. Гулян, В.И. Флоря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 2. – С. 100-102.
4. Жарков, А.Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. - № 3. - С.144-150.
5. Зеленова, Е.В. Туризм как разновидность социокультурных технологий / Е.В. Зеленова // СОТИС – социальные технологии, исследования. - 2007. - № 5. - С.76-82.
6. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э.А. Зелетдинова // Социологические исследования.- 2005. - № 11. - С.96-105.
7. Зорин А.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа / А.И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - 380 с.
8. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма / Д.А. Измайлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007.- № 1. - С.72-74.
9. Квартальнов, В.А. Биосфера и туризм : в 2 т. / В.А. Квартальнов. - М. : Наука, 2002. – 2 т.
10. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М., 2000. – 268 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Т.М. Красильникова. - М., 2004. - 539 с.
12. Кузнецов, Ю.В. Методические основы маркетингового подхода к формированию региональной туристской политики / Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1.- С. 119-122.
13. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – М., 2005. – 282 с.
14. Новиков, В.С. Менеджмент в туризме / В.С. Новиков. – М. : Слово, 2006. - 402 с.
15. Оганов, А.А. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с.
16. Осауленко, А.П. Этапы развития туризма как социального института / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. – М., 2003.- С. 25.
17. Потаева, Г. Р. Основы экскурсоведения / Г. Р. Потаева, Т.А. Федорцова. – Минск : БГУ, 2011. – 159 с.
18. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учебно-методическое пособие / И.Л. Смаргович. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
19. Спивак, А. Рекреационные технологии в индустрии туризма / А. Спивак, М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета. – Таганрог, 2006. – С. 25-26.
20. Сущенко, Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод) : автореф. дис. … канд социол. наук / Е.Н. Сушенко. - Ставрополь, 2006. - 20 с.
21. Сычанина, С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме : автореф. дис. … канд. философ. наук / С.Н. Сычанина. – Краснодар, 2004. - 20 с
22. Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством / Дж. Р. Уокер. -М.: ЮНИТИ, 2006.-124 с.
23. Фенько, А.Б. Туризм как показатель социального статуса / А.Б. Фенько // Социологические исследования.- 2007.- № 2.- С. 125-131.
24. Чабан, В.С. Введение в туризм / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. – М. ; СПб. : Невский фонд, 2006. - 184 с.
25. Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности / Д.В. Шамсутдинова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы : материалы междунар. науч. конгр., 17-18 апр. 2007 г. – М., 2007.– С. 482-484.