ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Актуальность проблемы подготовки кадров в сфере культуры
1.2 Особенности персонала в сфере культуры и требования к нему
ГЛАВА 2 ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
2.1 Кадровая политика социально-культурной сферы Республики Беларусь
2.2 Проблема подготовки работников сферы культуры в г. Мозыре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция образовательной системы Республики Беларусь в единое образовательное пространство сопряжено с целым рядом проблем внутреннего характера. Наиболее значимыми среди них являются, с одной стороны, требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием, а, с другой – необходимость удовлетворения дефицита в квалифицированных кадрах в соответствии с тенденциями развития народного хозяйства и требованиями работодателей.
Особенно остро обозначенный комплекс проблем проявляется в сфере культуры в связи с возросшими потребностями населения в занятиях под руководством современных квалифицированных кадров.
В наше время существует проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в разных сферах (образования, промышленная, экономическая, торговая) в том числе и в сфере культуры. В Республике Беларусь подготовка специалистов осуществляется в различных учебных заведениях, как в высших так и средне специальных. Однако мы не можем однозначно утверждать то, хорошие ли знания получают там учащиеся и насколько полноценно они смогут их применять в работе.
При написании курсовой работы были изучены аспекты социокультурного профессионального образования представленные в работах А.И. Степанцова, Я.Д. Григоревич, Н.Н. Королёв в которых раскрываются виды профессиональной деятельности и требования, предъявляемые к работникам сферы культуры, а так же задачи, которые ставят перед работниками учреждений культуры; научные инновационных подходов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры представлены в работах Т.М. Бунтовской.
Обучающийся должен быть заинтересован в получении новых знаний и ставить перед собой цели для достижения высокого уровня профессионализма, он должен с увлечение, с желанием развиваться относится к своей будущей
ГЛАВА 1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Актуальность проблемы подготовки кадров в сфере культуры
В наши дни существует проблема подготовки специалистов для социокультурной сферы. Современный рынок труда требует более качественную подготовку кадров в сфере культуры.
Исследования проблем подготовки кадров, проводимые в настоящее время, направлены на разработку стратегий реформирования существующей системы образования, путей создания новых образовательных систем.
Реализация целей, задач и направлений кафедры прикладной культурологии в направлении подготовки кадров досуговой сферы предполагает объективное изучение и анализ решения кадрового вопроса в зарубежных странах. Это объясняется и ориентацией современного общества на принципиально новое понимание социально-культурной сферы и ее роль в образовательной системе [15].
Как указал Хавьер Перес де Куельяр во вступительной речи на заседании Всемирной комиссии по культуре и развитию (2003 г.): «Образование есть стержневым звеном, которое обеспечивает связь между культурой и развитием. Развитие может наполниться культурой лишь в том случае, если она сначала впитает в себя образование и если в свою очередь образование будет эффективно оказывать содействие становлению у личности ее собственной культуры, а не только ее социального и профессионального развития… Любая деятельность должна не только находиться в гармонии с культурой, в границах которой она проходит, но и основываться на ней» [18, c. 201].
Термин «специалист досуговой сферы» охватывает различные концепции и характеризуется в мировом пространстве неоднозначностью. В Италии, Испании, Франции специалистов досуговой сферы называют социокультурними аниматорами, в Германии – социальными работниками,
ГЛАВА 2 ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.2 Кадровая политика социально-культурной сферы Республики Беларусь
Кадровая политика – это деятельность, направленная на создание, формирование и правильное использование трудовых ресурсов, а также на развитие кадрового потенциала в различных сферах деятельности в том числе и в культуре [1, c. 22].
Государственная кадровая политика является важным составляющим в создании динамического роста и устойчивости развитии страны. Высококвалифицированные специалисты играют большую роль в социальном прогрессе Республики Беларусь, удовлетворяя потребности общества.
Объектами государственной кадровой политики являются процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов и организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций.
Необходимость совершенствования механизма управления обществом на основе объединения методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий обуславливает необходимость принятия Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь.
Таким образом, без государства не возможно четкое регулирование кадровой политики. Следует уделять большое внимание формированию кадровой политики. Развивать её во всех направлениях: в информационных технологиях, социальных технологий, политических технологий.
Согласно концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь стратегией социально-экономического развития республики на ближайшие годы определены задачи улучшения состояния здоровья нации,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
На сегодняшний день актуальна проблема подготовки специалистов в сфере культуры. Процесс подготовки требует более тщательного подхода, так как существует множество методов и форм обучения, и только совместное применение всех методов и форм позволит достичь высоких результатов при подготовке высококвалифицированных специалистов. Так же требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся и, в случае необходимости, подстраиваться под них.
Государственная кадровая политика несомненно должна уделять внимание развитию кадрового потенциала в крупных городах, но и не стоит забывать про развитие регионов. Малые города и деревни также нуждаются в высококвалифицированных специалистах. И главная задача кадровой политики заинтересовать и замотивировать специалистов, для того что бы они вносили вклад в развитие региональной культуры.
Специалист в сфере культуры должен стремится к саморазвитию. Необходимо четко понимать специфику своей работы и что необходимо для достижения поставленной цели. От того на сколько специалист соответствует предоставленным требованиям, зависит качество, результаты работы, а также работа и самого учреждения в культуре.
Проблемы подготовки работников в сфере культуры является актуальной темой не только в г. Мозыре, но и в Республике Беларусь в целом.
Проблема подготовки существует и нельзя запускать процесс образования, квалифицированные специалисты – это наше все, благодаря им наша страна будет развиваться. Существует большое количество методов, благодаря которым можно повысить свои знания, стать высококвалифицированным специалистом.
1. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.
3. Беларуская культура, 2014: стан, тэндэнцыі і перспектывы развіцця : [зборнік інфармацыйна-аналітычных матэрыялаў] / Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь, Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Інстытут культуры Беларусі»; [укладальнікі: А. Р. Гуляева, І. Б. Лапцёнак ; рэдкалегія: Б. У. Святлоў (старшыня) і інш.] - Мінск : Інбелкульт, 2015 . – 419 с.
4. Бунтовская, Т.М. Инновационные подходы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры / Т. М. Бунтовская // Культура ва ўмовах глабалізацыі : матэр. навук. канф. (25 – 26 ліст. 2009 г.) / Бел. дзярж. ўн - т культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 247-250.
5. Госпрограмма по развитию культуры в Республике Беларусь 2011 – 2015 г. [Электронный ресурс] // БЕЛТА. Раздел «Культура», 2015 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 18.10.2016.
6. Григоревич, Я.Д. Эстетические направленность личности студента: педагогический аспект / Я.Д. Григоревич; Беларус. гос. ун-т культуры. – Минск, 2002. – 403с.
7. Китаева, Л.А. Передовой зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров // Вестник Казанского технологического университета / Л.А. Китаева, М.Б. Газизов, Б.Л. Журавлев, 2012. – №5 – С. 241-247.
8. Кірсанов, В.В. Класифікація функцій і підготовка кадрів соціокультуних аніматорів у французькій культурології дозвілля (60-90-тіроки) / В.В. Кірсанов // Вісник Книжкової палати, 2012. – №5 – 20-25.
9. Королёв, Н.Н. Профессиональная компетентность арт–менеджера / Н.Н. Королёв // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2011. – С. 47-56.
10. Кузьминич, Н. Л. Подготовка кадров для сферы культуры в Беларуси на рубеже XX – XXI вв. / Н. Л. Кузьминич // XIII Міжнародныя Кірыла – Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24 – 26 мая 2007 г.) : матэр. чытанняў / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры. – Мінск, 2008. – С. 81-87.
11. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика, 2000. – № 9. – С. 3-11.
12. О культуре: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года №832-XII; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 23 апреля 2014 г. № 132-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text64/index.htm. – Дата доступа: 18.10.2016.
13. Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 12 ноября 2003 г. № 509 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor52/text52138.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
14. Петрова, И.В. Состояние и перспективы подготовки специалистов досуговой сферы в зарубежных странах / И.В. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические и креационные технологии в современной индустрии досуга» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/petrova.htm. – Дата доступа: 28.10.2016.
15. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. пособ / В.И. Смирнов. – М., 2003. – 390 с.
16. Степанцов, А.И. Социокультурное профессиональное образование как компонент культурной политики / А. И. Степанцов // Культура Беларусі і сусвет: агульнае і асаблівае : матэр. Міжнар. навук. канф. (13 – 14 ліст. 2008 г.) / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 54-61.
17. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О.В. Стукалова. – М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280 с.
18. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
19. Учреждение образования «Мозырский государственный музыкальный колледж» (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzcolleg.by/. – Дата доступа: 28.10.2016.
20. Чинарова, К. Коллектив-креатив (Управление творческим коллективом / К. Чинарова // Журнал управление компанией, 2003. – №8. – С. 33-37.