Введение
1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1. Особенности маркетинга в сфере культуры
1.2 Комплекс маркетинга и его составляющие
1.3 Зарубежные модели театрального маркетинга
2 Современные модели театрального маркетинга на примере Национального академического театра имени Янки Купалы
2.1 Характеристика Национального академического театра имени Янки Купалы
2.2 Современные модели театрального маркетинга в Национальном академическом театре имени Янки Купалы
3 Основные проблемы рынка современного театра
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современная эпоха характеризуется переходом от экономики производителей к экономике потребителей. Эта тенденция обнаруживается не только в сфере материального производства, но и в социальных отраслях. В последнее время ученые и практики пришли к выводу, что для развития Беларуси важны показатели продолжительности жизни, здоровья населения, образования, потребления культурных услуг и продуктов; показатели качества и доступности учреждений культуры. Это важнейшие критерии, которые, в конечном счете, определяют качество жизни населения Беларуси.
Современное понимание сферы культуры предполагает существенный пересмотр ее места в социальной структуре и признание предельной общественной значимости ее функций. В целом, культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе. Вместе с тем, в условиях социально-экономической ситуации, возникшей в период радикальных преобразований российского общества, проявились проблемы в функционировании социокультурной сферы.
Маркетинговые исследования рынка театральных услуг имеют большое значение для управления театрально-зрелищным предприятием, так как полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности театрального менеджмента, как при реализации новых проектов, так и для совершенствования существующих бизнес-процессов.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной, так как обзор и анализ данного рынка услуг, важен и необходим для современного организатора театра.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрение современных моделей театрального маркетинга.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1. Особенности маркетинга в сфере культуры
Усиление конкуренции в сфере предоставления продуктов и услуг в области культуры, сокращение финансирования культурной сферы из-за постоянного дефицита бюджета определяют целесообразность использования новых инновационных подходов к управлению организациями сферы культуры, одним из которых является маркетинговый подход.
Маркетинг – это процесс планирования и осуществления программ, направленных на создание, построение и поддержание отношений взаимовыгодного обмена с целевыми аудиториями для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей [1, с.56].
Как показывает опыт стран с развитой социальной сферой, значение маркетинга в деятельности организаций, оказывающих услуги в области культуры, неуклонно возрастает, что объясняется целым рядом причин, среди которых:
- расширение объема оказываемых услуг в области культуры;
- большое разнообразие услуг сферы культуры;
- усложнение задач, решаемых в сфере культуры;
- интенсификации информационных потоков между государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги, с одной стороны, и потребителями этих услуг – с другой;
- усложнением структуры потребностей клиентов и ростом их запросов, предъявляемых к организациям сферы культуры.
В Беларуси роль маркетинга и маркетинговой концепции недооценивается, и они не получают широкого распространения поскольку наиболее типичным стилем управления организациями сферы культуры является так называемый менеджмент «здравого смыла», когда большая часть
2 Современные модели театрального маркетинга на примере Национального академического театра имени Янки Купалы
2.1 Характеристика Национального академического театра имени Янки Купалы
Театроведение – это наука, которая изучает происхождение и развитие театра, его место и роль в обществе, современный театральный процесс. Исходя из того, что коммуникативная цепочка театрального процесса состоит из драматургии, сценического искусства, зрителя, театральной критики и театроведения, каждая из этих основных составляющих является предметом изучения соответствующих разделов науки о театре, которые в свою очередь имеют отдельные структурные подразделы. Это теория драмы, общая история и теория театра, режиссерское и актерское искусство, сценография, музыкальное оформление спектаклей, социология зрительской аудитории и восприятие зрителя, театральная критика, образование и педагогика, техника сцены, экономика и организация театрального дела и т.д. Ведущие направления белорусского театроведения на всех этапах развития были обусловлены общим состоянием и требованиями национального театра, а также идеями и задачами государственной культурной политики в контексте отечественной истории.
С первых дней существования отдела театрального искусства перед его сотрудниками возникла задача провести значительный труд по формированию архивных материалов, на основе которых начались научные исследования. Сразу же определились и их приоритетные направления: история белорусского театра, драматургия, творчество деятелей сцены. Большая заслуга в разработке вопросов истории белорусского театра принадлежит члену-корреспонденту АН Беларуси, доктору искусствоведения, профессору В.И. Нефеду, который с небольшим перерывом на протяжении тридцати лет (1957–1987 гг.) был заведующим отдела театра. В 1959 году им издана обобщающая работа
3 Основные проблемы рынка современного театра
В настоящее время в сфере театрального искусства Беларуси сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.
Возможность применения маркетинга в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только продается продукт коллективного творчества, но и одновременно обеспечивается эстетическое и духовное развитие личности зрителя.
Театрам Беларуси следует отдать предпочтение маркетинговой ориентации, при которой населению предоставляются лишь те зрелищные программы и услуги, которые являются актуальными и пользуются высоким спросом.
Применяя такую маркетинговую стратегию, театры страны останутся средством развлечения и местом проведения свободного времени. При этом следует помнить, чтобы театры не утратили свое значение в духовном и эстетическом значении человека. Так как это может привести к гибели культурных учреждений, хотя и сохранит при этом само театрально-зрелищное заведение как коммерческую организацию.
В настоящее время в Беларуси имеет место тенденция приспособление театрально-зрелищных мероприятий к зрителю, а не его духовное и нравственное воспитание.
Элементы маркетинга приемлемы в театральном искусстве, но не полный их комплекс в категоричной трактовке удовлетворения спроса. Театр может достаточно эффективно использовать разработку имиджа, фирменного стиля театральной организации, маркетинговые коммуникации с целью
Заключение
Маркетинг социально-культурной сферы – это использование маркетинговых технологий в сфере культуры, организациями, осуществляющими социокультурную деятельность для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя и получения максимального социального эффекта для общества в целом и отдельных групп населения. В большинстве случаев цель маркетинга сфере культуры – способствовать улучшению, культурному обогащению жизни отдельного человека и общества в целом.
Маркетинг не ограничивается только определением целевой группы его стратегии и анализом среды – не менее важным является сам комплекс маркетинга. Для эффективной работы учреждения необходимо изучать общественное мнение, знать потребности потенциальных потребителей. С этой целью проводятся маркетинговые исследования.
Рассмотренные в первой главе принципы маркетинга в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.
Национальный академический театр имени Янки Купалы, старейший театр Беларуси, по праву является Первой сценой республики. Торжественное открытие первого в стране государственного театра состоялось 14 сентября 1920 года. Ещё более давнюю историю имеет здание Минского губернского театра, построенное по проекту архитекторов Караля Козловского и Константина Уведенского в 1890 году с помощью пожертвований граждан.
Коллектив театра много гастролирует, принимает участие в крупных международных фестивалях, а также часто принимает гостей на своей площадке. В труппе театра – множество народных артистов СССР и Беларуси, а
1. Артемьева, Т.В., Тульчинский, Г.Л. Фандрайзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учеб. пособие. – СПб.: Из-во «Лань»; Из-во «Планета музыки», 2010. – 288 с.
2. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. – М.: Из-во «Дашков и К», 2009. – 232 с.
3. Колбер, Ф. и др. Маркетинг культуры и искусства / пер с англ. Л. Мочалова; под ред. М. Наймарк. – СПб. : Издатель А.И. Васин. – 2004. – С. 18.
4. Котлер, Ф. И., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В., Основы марке-тинга: Пер. с англ. — К.; М.; СПб.: 2005 — 1056 с.
5. Огарков, А.А. Управление организацией / А.А. Огарков. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
6. Океанова, З.К. Маркетинг / З.К. Океанова. – М.: Проспект, 2007. – 424 с.
7. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.
8. Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием) / А.А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2006. – 637 с.
9. Платонова, Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 142-145.
10. Социальная политика региона: теория и практика: учебное пособие / Скворцова И.П. [и др.]; под ред. И.П. Скворцова. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
11. Ходяченко, В.Б. Маркетинг: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 327 с.
12. http://kupalauski.by