ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МИФ КАК ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие «миф»
1.2 Функции мифа
1.3 Разновидности мифов
ГЛАВА 2. МИФ КАК КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
2.1 Миф и социум
2.2 Миф и культура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Каждая культура является неповторимым миром, созданным определенным отношением человека к окружающему миру и самому себе. Сущность человека заключается в его противоречивом единстве материального и духовного. Только в этом единстве, можно, рассматривать человека и создаваемую им культуру.
Тема данной курсовой работы представляется весьма актуальной в связи с повышением интереса к мифам. Резко увеличился поток литературы с пересказами мифов разных народов, а также выпуск мифологических словарей и энциклопедий; проблемами мифологии заинтересовались не только этнографы и фольклористы, но и культурологи, и философы. Актуальность заключается в том, что миф представляет собой универсальный способ становления культуры, ведь исследование его представляет своеобразный анализ исторических предпосылок, в результате актуализации которых образуется целостность культуры. Миф с его символической и смысловой системой занимает особое место в системе духовно-практических форм культуры и достоин глубокого изучения.
На протяжении всей истории человечества люди искренне верили в существование «идеального». Жажда веры подталкивала к созданию новых и новых «идеальных образов». Человечество постоянно живет в мире мифов и неустанно создает все новые и новые его формы. Первобытные мифы рассказывают о сотворении вселенной, о подвигах героев. Современные мифы, облачены в теоретическую форму, социальные, политические, экономические и научные, повествуют о чудесах другого рода – о возможности построения идеального общества, превосходстве одного класса или другими, необыкновенной мудрости и непогрешимости вождей, преимуществах социалистического или капиталистического образа жизни, о всесилии науки. Древние и современные мифы овладевают сознанием масс и направляют его в нужное русло.
Глава 1
Миф как явление
1.1 Понятие «миф»
Слово «миф» происходит от древнегреческого «mythos» и означает «предание», «сказание». В большинстве случаев мифы — это сказания, рассказы о богах и героях, с помощью которых рационально или эмоционально воспринимаются различные аспекты общества. Для людей из примитивных обществ мифы представляют собой правдивые истории, в то время как для современной культуры слово «миф» означает «нереальную (придуманную) историю». Существуют различные определения слова «миф». Рассмотрим их более подробно с целью раскрытия данного понятия наиболее полно [1, c.115-117].
В современной культуре термин «миф» является одним из популярных, так как им пользуются и философы, политики, литературоведы, психологи; однако, значение данного слова до сих пор является неразгаданным и глубоко таинственным. Для историка культуры миф — совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.
Исследователи отмечают множество трактовок как понятия «мифология», так и собственно понятия «миф». Например, мифология понимается как форма творчества, фигурирующая в сфере литературы или идеологии, а мифы – литературные памятники, вариант фольклора или идеологемы. Дж. Фрэзер представлял миф как слепок магического ритуала. Наконец, мифологию можно рассматривать как форму постижения бытия. Постижение – это не только получение знаний, но и психологическое их восприятие. Поэтому и миф – не просто жанр, мировоззрение, но и мирочувствование, некоторая цельность восприятия. Мифология не была результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Мифология – это, прежде всего, нормативное творчество, демонстрация тех образцов поведения человека, которые носят характер обязательности. Миф конституирует образ жизни локального коллектива в качестве мирового жизнеустройства [28, c.45-46].
Глава 2
Миф как культурный аспект
2.1 Миф и социум
До недавнего времени социальная мифология рассматривалась как часть идеологии. Современная ситуация расширила рамки данного аспекта исследования социальной мифологии. Выяснилось, что жизнь каждого общества связана с социальным мифом. Основные направления исследования социальной мифологии связаны с поиском элементов мифологизации в отечественном массовом сознании и идеологии.
Определено, что окружающий мир, от философских схем до массовых действий, воспроизводит те или иные структуры древнего мифа. Мифология участвует в формировании национального либо классового самосознания, мифы могут сопровождаться противопоставлением одной нации другой, как действуют мифы 21 века. На массовом уровне культуры вопреки всем попыткам демифологизации срабатывают принципы мифологического мировидения. Таким образом, миф оказывается своеобразным средством социальной мобилизации, когда общество неспособно решать задачи без привлечения мифов. Исследователь В.Е. Высочина представила широкую панораму способов функционирования мифологем социального образца в жизни: «черно-белое» мышлении, психология безоговорочного подчинения перед лицом вождя, поиск внешних и внутренних врагов, магическое отношение к слову, табуированность мышления.
Побуждающие свойства мифа объясняются эмоциональностью мифа, его чувственностью, что и позволяет заменять действительные формы социального стимулирования «превращенными», отчего миф становится сильным индивидуальным и коллективным допингом, «заставляет жить и трудиться в состоянии аффекта, в постоянном напряжении». Социальные мифы могут быть мифами однодневками и мифами грандиозными (о создании нового народа, о строительстве нового общества). Связь между двумя уровнями социальной мифологии обеспечивается мифами среднего уровня: из арсенала мифов о героях – мифами о выдающихся производственниках, о мудрых руководителях. Э. Баталов прослеживает в массовом сознании общества элементы мифа: святые и демоны, литургия и эсхатология, Гераклы. Он сравнивает культ личности с культом мифологического творца [22, c.50-51].
Заключение
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии. Миф - целостность восприятия и переживания; она предшествует всему, идет впереди фактов и определяет, какими они для человека будут. В новейшее время появление и распространение новых социокультурных мифов спровоцировано изменениями в политической жизни страны, которые привели к потере ощущения единства и полноты мира. Вечное стремление человека к целостности, потребности в этом целом, в котором все находило бы свою опору и оправдание является основой для любых видов мифов. Основной функцией можно назвать поддержание гармонии между миром и человеком. Он является посредником, «медиатором» между ними
Миф – всемирно-историческое явление. Отношение к мифам принадлежит к числу всеобщих проблем всех культур. Анализировать, систематизировать, объяснять миф, определять его место в социуме исследователи пытались на протяжении всей истории. Долгое время ученые занимались изучением только древних мифов и их влиянием на последующие этапы развивающейся культуры. Аллегорический подход понимания привел к тому, что миф стал приравниваться к сказке. Его проявление в современной культуре считались рудиментарным. В XX веке произошёл переворот в понимании того, что же такое миф и какова его роль в социуме.
Самое общее и основное представление, выработанное в XX веком, пожалуй, будет такое: миф – это самая ранняя форма переживания, толкования мира, свойственная первобытным и древним обществам, из которых впоследствии, в процессе развития, выходят все остальные. Мифологическое мышление имеет особенности логики и в своей психологии. Основные его особенности - чувственность и конкретность, эмоциональная окрашенность всех представлений, неразличие вещи и ее свойства, слова и события, субъекта и объекта.
1. Балла, О.И. Мифология мифа / О.И. Баталова. – М.,1999. – 254 с.
2. Баталов, Э.Я. Политическая культура как социальный феномен / Э.Я. Баталов. – М., 1998. – 415 с.
3. Беловицкий, Л.В. Мифологемы в социокультурной сфере прошлого и современности / Л.В. Беловицкий. – М: МГУК, 1997. – 257 с.
4. Гулыгин, А.В. Миф и современность / А.В. Гулыгин. – М., 2001.– 345 с.
5. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1999.–288 с.
6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов.–М., 1997.–591 с.
7. Ионин, Л.Г. Социальная культурология / Л.Г. Ионин. –М., 1996.–280 с.
8. Кириленко, Г.Г. Мифологическое сознание история и современность. / / Философские науки. – 1993. – №6. – С. 85 – 109.
9. Комаров, В.Н. Наука и миф / В.Н. Комаров. – М., 1998. – 192 с.
10. Косарев, А.А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А.А. Косарев. – М., ПЕРСЭ; СПб., Университетская книга, 2000. – 204 с.
11. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 1998. – №4. – С. 3 – 17.
12. Красная книга культуры / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Издательство Искусство, 1997. – 503 с.
13. Культурология / под. ред. Н.Г. Богдосарян. – М., 1998. – 511 с.
14. Культурология 20 века / под ред. Д.И. Золова. – С-Пб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.
15. Ларин, Ю.В. Культура в системе детерминант бытия человека / Ю.В. Ларин // Теория и экология разума. – 1996. –№5. – С 23 -30.
16. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс.–М., «Наука», 1983. – 536 с.
17. Левин-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Левин-Брюль. – М., 1999. – 606 с.
18. Лифшиц, М.А. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание / М.А. Лифшиц.– М., 1979.–256 с.
19. Лифшиц, М.А. Критические заметки к современной теории мифа / М.А. Лифшиц // Вопросы философии. –1973. – №8. – С. 143 -153;
20. Лифшиц, М.А. Критические заметки к современной теории мифа / М.А. Лифшиц // Вопросы философии. –1973. – №10. – С.139 – 159.
21. Лосев, А. Ф. Из разных произведений / А.Ф. Лосев. М., Политиздат, 1990. – 510 с.
22. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М., Политиздат, 1991. – 526 с.
23. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и происхождение архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский. – М.,1991.– 250 с.
24. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и происхождение архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинская // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С 42 – 50.
25. Платонов, Э.Е. Десять лекций по мифологии / Э.Е. Платонов. – М., 2000. – 112 с.
26. Сапрунов, П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапрунов. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 560 с.
27. Соловьев, В.С. Сочинение / В.С. Соловьев. – М., Мысль, 1990. – 822 с.
28. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. – М., КРОН-ПРЕСС, 1995. –223 с.
29. Угринович, Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции / Д.М. Угринович. – М., 2008. – 344 с.
30. Фром, Э. Душа человека / Э. Фром. – М., 1998. – 644 с.
31. Шпенглер, Ф. Философия искусства / Ф. Шпенглер. – М, 1992. – 301 с.
32. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М., Ренесанс, 1991. – 229 с.
33. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архитипов / К.Г. Юнг. – М., Практика, 1994. – 251 с.