ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного государства является осуществление интересов граждан, которое возможно через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Такие отношения имеют своё воплощение в правах человека, представляющих собой совокупность моральных норм, которые принадлежат людям, независимо от расовых, национальных и социальных различий.
Из существующей классификации прав и свобод человека, в курсовой работе рассмотрим политические права и свободы.
Политические права и свободы представляют собой чрезвычайно важную категорию субъективных прав и свобод гражданина. Они дают возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и реализации государственной власти. Политические права граждан – это непременные условия функционирования всех иных видов прав, так как они составляют органическую основу системы демократии и предстают как ценности, ограничивающие власть от произвола.
Особенностью правовой системы Республики Беларусь, как и ряда иных государств, является соблюдение принципа верховенства права. Это означает, что права и свободы человека признаются высшей ценностью. В нашей стране, отметим, принимаются все необходимые меры по воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь.
Таким образом, все вышеназванное подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения в сфере осуществления политических прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Предметом исследования являются международные правовые акты, законодательство Республики Беларусь, регулирующие вопросы политических прав и свобод граждан, а также литературные источники.
Целью настоящей курсовой работы является всестороннее изучение конституционно-правового регулирования политических прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть понятие политических прав и свобод, их особенность;
2. изучить политические права и свободы граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством;
3. определить гарантии обеспечения политических прав и свобод в Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
формально-юридический;
сравнительно-правовой;
анализа.
При написании работы было изучено законодательство Республики Беларусь, в том числе Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях».
Теоретическая основа курсовой работы состоит из научных и аналитических статей и обзоров, а также учебных пособий таких авторов, как В.А. Брилева, Г. А. Василевич, А.Б. Венгеров, Н.И. Денисов, А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский, Б.А. Исаев, Н. С. Калинина, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, А.А. Подупейко, Д.М. Демичев, Е.А. Лукашева и другие.
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Полный объем курсовой работы составляет 31 страница, из них 3 страницы — библиографический список. При подготовке курсовой работы было использовано 31 библиографический источник. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Реализация интересов человека является одной из важнейших задач современного государства. В каждой стране создаются определенные взаимоотношения между индивидом, обществом и государством. Такие отношения воплощаются в правах и свободах человека и являются высшей ценностью, защищаемой государством.
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека есть универсальная ценность, позволяющая «измерять» все важнейшие явления и события, происходящие в обществе и в мире [28, с. 253].
Как считал А.С. Мордовец, права человека представляют собой планетарную ценность, вследствие этого они оцениваются и защищаются согласно тем стандартам или принципам, нормам, которые выработаны мировым сообществом [25, с. 4].
Права человека представляют собой субъективные права, которые выражают реальные возможности индивид и закреплены в конституциях и законах. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, пола, религии и др. [12, с. 10-11].
Свободы представляют собой права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их [29, с. 204].
Права и свободы можно классифицировать по различным признакам. Общепризнанным является деление прав человека на личные, политические, социальные, экономические, культурные, экологические [14, с. 98].
В курсовой работе будем рассматривать именно политические права и свободы.
Политические права и свободы относятся к правам и свободам первого поколения, которые классифицируются по времени появления. Впервые наиболее полно они были зафиксированы во Французской Декларации прав человека и гражданина.
Итак, политические права и свободы являются важной категорией субъективных прав и свобод гражданина. Они представляют собой возможность, которая обеспечивается законом и публичной властью, участия человека в общественно-политической жизни страны и реализации государственной власти» [24, с. 97]. Этим положением гражданин не отчуждается от государства, от участия его в государственных делах и реализации общественных и собственных интересов.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Право по степени своего воздействия и широте охвата общественных отношений является одним из главнейших инструментов, непосредственно влияющих на сознание и поведение людей. Наше государство с помощью осуществления правотворчества устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который оно формирует в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает его [11, с. 7].
Право выступает не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека. В последнее время, события, происходящие в мире, снова возвращают наше сознание к средним векам с глобальными вопросами об идее правового государства, об уровне правосознания в обществе, о готовности людей следовать правовым предписаниям, а не животным инстинктам («кто сильнее – тот и прав»), о ценности и социальном назначении права. Неудивительно, что после происходящих на международной арене событий Председатель Конституционного суда Российской Федерации В. Зорькин выступил с критикой подобной политики, необходимостью сохранения цивилизации права и отметил, что он твердо убежден, что если право погибнет, то мир окажется у края бездны. Он не видит той великой идеи, которая может заменить собою право, спасая мир от низвержения в бездну [17, с. 3].
Особенностью правовой системы Республики Беларусь, как и ряда иных государств, является соблюдение принципа верховенства права. Это означает, что права и свободы человека признаются высшей ценностью. В нашей стране, отметим, принимаются все необходимые меры по воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь.
Итак, Конституция Республики Беларусь, являясь Основным Законом Республики Беларусь, который имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, выделяет следующие политические права и свободы граждан Республики Беларусь:
1. Свобода мнений и убеждений.
Данное право содержится в ст. 33 Конституции Республики Беларусь [1], и включает в себя свободу мысли, слова и свободу печати. Согласно названной ст. 33, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Запрещается принуждение в отношении своих убеждений, монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, цензура [1].
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Высшей юридической силой на территории Республики Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь [1]. Статья 7 Конституции Республике Беларусь закрепляет принцип верховенства права. Также устанавливается, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, которые провозглашены в определенном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не обладают юридической силой [1].
Отметим, что признание всеобщих человеческих прав поднимает проблему их соотношения с конституционными правами, разделением прав на фундаментальные, основные и производные [16, с. 6].
Политические права и свободы человека призваны обеспечивать свободу личности от незаконного внешнего вмешательства и содействовать активному участию индивида в общественно-политической жизни общества и государства.
По нашему мнению, чтобы существовало доверие граждан к своему государству, каждое государство должно гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина, признавать, соблюдать и охранять данные права.
Именно гарантированность является одним из важнейших конституционно провозглашенных принципов, которые получили правовое выражение в многообразных формах: как общее начало, которое характерно исполнению всего объема прав и свобод личности, так и закрепление конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности. Вследствие этого субъектом обеспечения и охраны таких прав является государство.
Отметим, что Конституция Республики Беларусь прямо не содержит статей, что государство выступает главным гарантом прав и свобод человека. Однако можем проследить, что данная роль следует из ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст. 6, 10, 60 и иные).
Итак, выделим следующие гарантии политических прав и свобод:
1. Государство сохраняет и защищает права и законные интересы общественных объединений. При осуществлении общественными объединениями их деятельности, государство оказывает в определенном законодательстве порядке необходимую поддержку.
Надзор за соответствием деятельности общественных объединений Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставам осуществляют органы, которые зарегистрировали такие объединения. Права и законные интересы общественных объединений защищаются в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрено понятие политических прав и свобод, их особенность; изучены политические права и свободы граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством; определены гарантии обеспечения политических прав и свобод в Республики Беларусь.
Таким образом, на основе вышесказанного, пришли к следующим выводам:
1. Понятие политических прах и свобод и их реализация в полной мере свойственны государствам с демократической формой правления. Ведь именно демократический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, который основан на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
2. На примере СССР наблюдаем, как «de iure» политические права и свободы существовали, но «de facto» они не исполнялись. Современная Республика Беларусь является частью мирового сообщества, которая признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», Устав Организации Объединенных Наций, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, также принимает участие в договоренностях в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, многих международных конвенциях. Республика Беларусь гарантирует, обеспечивает и исполняет права и свободы человека и гражданина.
3. Вследствие этого пришли к следующему определению: политические права и свободы представляют собой группу основных прав и свобод граждан, которые реально предоставляют возможность индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.
4. Конституция Республики Беларусь, являясь Основным Законом государства, закрепляет такие политические права и свободы граждан Республики Беларусь, как свобода мнений и убеждений; право на получение и распространение информации; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; свобода объединений; право на участие в решении государственных дел; право избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании; право равного доступа к любым должностям в государственных органах; право на обращение в государственные органы.
5. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их реализации представлены совокупностью правовых актов и действий, которые обеспечивает Конституция Республики Беларусь.
6. Права человека гарантированы каждому лицу, которое находится на территории государства. Такие права едины на всей территории. Республика Беларусь гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина. Относительно политических прав и свобод, такая гарантия проявляется в предоставлении проведения массовых мероприятий, не нарушающих порядок и законодательство страны; предоставлении прав свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании; непосредственном участии граждан в управлении делами общества и государства посредством проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения; в функционировании общественных объединений и политических партий; обладании правом на судебную защиту и юридическую помощь, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 февраля 2000 г., № 370-З: принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобрен Советом Респ. 31 января 2000 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О государственной службе в Республике Беларусь: закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 25.06.2003. - №70. - 2/953; 09.01.2017. - №14-З.
4. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 декабря 1997 г., № 114-З (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. – 1998. - № 2. - ст. 6; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 20.04.16. - № 358-З.
5. О политических партиях: закон Респ. Беларусь, 5 октября 1994 г., № 3266-XII " (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1994. - № 30. - ст.509; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 04.06.2015. - № 268-З.
6. О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 06.08.2008. -2/1524; 11.05.16. - № 362-З.
7. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2011 г., № 334-З: с изм. и доп. от 11.07.2017 г. № 42-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 25.07.2011. - № 83. - 2/1852.
9. Об общественных объединениях: закона Респ. Беларусь, 4 октября 1994 г., № 3254-XII (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1994. - №29. - ст.503; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 04.11.2013 г. - № 71-З.
10. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 23 декабря 2011 г. № Р-657/2011 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Бодак, А.Н. Правотворческий процесс в Республики Беларусь / А.Н. Бодак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 220 с.
12. Брилева, В.А. Права человека: Тексты лекций / В.А. Брилева. – Гомель: УО “ГГУ им. Ф. Скорины”, 2003. – 65 с.
13. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. — Минск : БГУ, 2006. — 125 с.
14. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
15. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 552 с.
16. Денисов, Н.И. Права человека и действия граждан / Н.И. Денисов // Международная научно-практическая конференция «Философия социального действия и перспективы демократии»: Тезисы докладов. - Минск, 1994. – с. 6-9.
17. Зорькин, В. Цивилизация права / В. Зорькин // Российская газета. – 2014. - № 6329 (57). – С. 3.
18. Исаев, Б.А. Политические отношения и политический интерес в современной России. Учебное пособие /Б.А. Исаев, Н.А. Баранов. – СПб.: Питер, 2009. – 395 с.
19. Калинина, Н. С. Правовые и организационные основы реализации судебной власти в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.11 / Н. С. Калинина ; АНО ВПО «Московский гуманитарный университет». – М., 2014. – 28 с.
20. Колоколов, Н. А. Судебная власть как общеправовой феномен : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Н. А. Колоколов ; ГОУВПО «Владимирский юридический институт ФСИН России». – Нижний Новгород, 2006. – 53 с.
21. Конституционное право России : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 604 с.
22. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А.А. Подупейко; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008.-256 с.
23. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев.- Минск: Выш.шк., 2004. – 351 с.
24. Лукашева, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. - Учебник. 2-е изд., перераб.- М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – 560 с.
25. Мордовец, А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоре-тико-правовое исследование): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 1997. – 384 с.
26. Основы права: Учебник / В.Н. Артемов, С. А. Балашенко, Г.Б. Барков и др.; Под редакцией Г.Б.Шишко.-2-е изд., стереотип – Минск: Книжный Дом, 2005. – 416 с.
27. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Беляева З.С., Бринчук М.М., Васильева Т.А., Иконицкая И.А., и др.; Отв. ред.: Лукашева Е.А. - М.: Норма, 2000. - 320 c.
28. Права человека - индикатор современного развития России : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. —355 с.
29. Права человека. Словарь-справочник. - М.: Инфра-М, 2001 – 401 с.
30. Развитие судебной власти в Республике Беларусь : материалы международного круглого стола, 20 апреля 2017 г., Минск, Беларусь / БГУ, Юридический фак., Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора ; редкол. : А. А. Данилевич (отв. ред.), О. В. Петрова, В. И. Самарин. – Минск : БГУ, 2017. – 125 с.
31. Развитие белорусской адвокатуры будет продолжаться. Интервью с В. И. Чайчицем // Евразийская адвокатура. – 2015. – № 4. – С. 7–11.