Принимая во внимание то, что право сопутствует многообразным, часто противоречивым и потенциально конфликтным социальным отношениям, следует признать, что саму его сущность не удаётся окончательно уловить, осознать, представить и сформулировать ни одному учёному. В любом случае, потребность в правовом регулировании несомненна. С одной стороны, право – уникальный, и общественно необходимый феномен, с другой стороны, термин «право» в каждом случае, следует понимать, исходя из контекста, что, как ни странно, не вызывает затруднений. Право оказывается слоном, вокруг которого ходят слепые мудрецы, и каждый из них наощупь воспринимает лишь часть общей картины. В связи с этим, с разной степенью конкретизации необходимо выделять отдельные качественные отличия права.
Прежде всего, только общество как сложный комплекс взаимосвязей между индивидами и их группами вызывает к жизни такое явление как право. Право каждой страны не должно игнорировать собственных исторических традиций, социально-культурного контекста, закономерностей своего возникновения, развития и функционирования в нём. Кроме того, право – это система регулирования общественных отношений, оберегающая свободу личности, ее права и свободы. Право создаёт специфические формы человеческого общения, незримо присутствуя в нём как нейтральный посредник, способствует взаимопониманию в этом общении.
К этому можно добавить, что государство представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. При этом нет единого мнения в том, государство посредством права либо право посредством государства обеспечивают порядок в обществе путем снятия противоречий, достижения социальных компромиссов. Но верным будет суждение о том, что в праве выражаются скоординированные интересы различных групп общества. В определенных пределах, на периферии поддержка общественного порядка предполагает принуждение, но, в целом, само наличие права как объективного способа регулирования основано на сумме действий по добровольному соблюдении норм права сторонами отношений, поскольку в ином случае понадобился бы тотальный контроль за поведением для обеспечения его правомерности. Право бы потеряло свой нормативный смысл, будучи заменённым рядом конкретных приказов.
Ещё одним аспектом проблемного характера теории права является сама практика социальных отношений, которая дополняется новыми направлениями и сферами, требующими исследований, определения отраслевой принадлежности, критериев относимости. Например, становление информационного права, для того чтобы обеспечить системное и полное регулирование, вызывает необходимость освоения новой предметной области, её сложности и разнообразия. Так же предпринимаются попытки сформировать евразийское право, энергетическое право, экономическое право и т.д. Итак, право – одно из самых сложных общественных явлений. Благодаря многосторонности своей сущности, динамизму среды, в которой оно функционирует, иccледовательский интерес к праву остаётся непреходящим и неизменным.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА
Начать исследование избранной темы хотелось бы с приведения цитаты немецкого учёного-юриста, представителя исторической школы права, К.Ф. Савиньи: «Человек находится посреди внешнего мира, а самым важным элементом в этом его окружении для него является соприкосновение с теми, кто подобен ему по своей природе и предназначению. И если в подобном соприкосновении должны существовать рядом друг с другом свободные существа, способствуя, а не мешая друг другу в своем развитии, то это возможно только благодаря признанию невидимой границы, в пределах которой существование и действенность каждой отдельной личности приобретает надежное, свободное пространство. Правилом, благодаря которому устанавливается указанная граница, а благодаря ней – это свободное пространство, является право» [29, c. 456]. Тем самым, возникновение права – это закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.
Адекватное представление о праве невозможно без осознания его исторических истоков, то есть, того, при каких обстоятельствах оно возникло и развивалось. Право – это конкретно-историческое явление и оно существовало не всегда. Деятельность в экономической, социально-культурной и политической сферах любого общества требует определенной упорядоченности взаимоотношений людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Первоначально оно достигалось с помощью универсальных социальных норм. Однако, обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, и, следовательно, появилась объективная необходимость в принципиально новых способах регулирования социальных отношений [33, c.50].
Процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Позитивизм утверждает как аксиому: «государство предшествует праву исторически и логически, право есть функция государства» [9, c.58]. В науке, тем не менее, нет единого понимания по основным вопросам: возникло ли право в недрах первобытного общества или появилось позднее, вместе с государством. Мнения сталкиваются в вопросе о том, существовало ли право в догосударственном первобытном обществе либо предположение о существовании догосударственного права абсурдно. Однако представители обеих позиций допускают исключения в своих суждениях, осознавая переходный характер момента. Так, в континентальной Европе по этому вопросу превалирует этатизм и позитивизм, а в США и Англии – определяется теорией естественного права [2, c.83].
ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.1 Правосознание как форма общественного сознания
В подразделе 1.1.1 было сказано о трех основных подходах к правопониманию. В настоящей главе представляется целесообразным рассмотреть данные подходы на основе раскрытия содержания составных частей права, которые каждый из них ставит во главу угла право. Начать следует с тех с самого абстрактного компонента – правосознания. Если признать право объективной социальной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции отдельных лиц на право, именуемой правосознанием. Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.
Правосознание тесно связано с моралью. И.А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других [12]. Правосознание вообще трудно выделить из других форм общественного сознания, оно взаимосвязано с другими видами и формами отражения, осмысления и оценок социальной реальности: религии, науки, политики, философии, кинематографа и т.д. – идейное содержание которых оказывает влияние и на представления о том, каким должно быть право ввиду нечёткости границ между ними. Следует учитывать, что требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Идеи о праве, которые содержится в общественном сознании, представляют собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали [38, c.92].
Праву в силу его социального предназначения всегда сопутствует правосознание. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, которое воздействует на их волю и поступки через сознание. Кроме того, процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, их которых состоят государственные органы. Правосознание является духовной, идейной, нравственной средой, континуумом правовых идей, представления людей о праве, в которой протекают все процессы, связанные с правом. Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают и воплощают эти идеи, иногда воплощают истинно, а иногда ложно [33, c.323].
Проведенное исследование научных подходов, выработанных в теории права, позволяет сделать следующие выводы, касательно сущности и основных признаков права:
1.Право представляет собой утверждённую преобладающей волей всех социальных субъектов, систему регулирования социальной жизни, направленную на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Самые важные признаки, с помощью которых можно охарактеризовать право, это: нормативность, общеобязательность, формальная определенность неперсонифицированность. Право как форма общественных отношений опирается на принципы законности, непротиворечивости норм, подразделения правовой системы на отрасли и институты права, социальной свободы, справедливости, юридической ответственности только за виновное противоправное поведение, недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность,
2.Право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Право устанавливает меру свободу и свобода личности, как таковая, возможна только благодаря праву. С помощью права достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий, поскольку оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности, гарантирует исполнений своих обязательств контрагентами, запрещает посягательства на жизнь и здоровье человека. Под функциями права подразумеваются основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную. Регулятивная функция означает установление правил поведения людей. Охранительная функция состоит в определении запретов и в установлении юридических санкций за их нарушение.
3.В теории права выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В наиболее общем виде, можно отметить три научных направления: философское; нормативное; социологическое. Их разграничение проводится по критерию приверженности каждой школы к тому или иному элементу права: в форме правосознания, идеи, представления о праве; в форме правовых норм; в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Теория естественного права выражается в том, что кроме положительного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над правом, признаваемым государством. Теория нормативизма признает в качестве права властную волю государства, выраженную в нормативном правовом акте, обеспеченную угрозой и реальным использованием силы его аппаратом принуждения. Социологическая школа права придерживается мнения, что правом можно рассматривать только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальных действиях. Источник познания права – это документы конкретного осуществления права, а не нормативные правовые акты. Социологические теории права получили распространение в странах, где высока степень независимости судебной власти.