ВВЕДЕНИЕ
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении – это одна из стадий административного процесса, имеющая свои особенности.
На сегодняшний день в Республике Беларусь действует Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 200 года № 194-З, принятый Палатой Представителей 9 ноября 2006 года и одобренный Советом Республики 1 декабря 2006 года. Данный нормативный правовой акт раскрывает содержание каждой стадии административного процесса. Также общие нормы, регулирующие административный процесс, содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-3, принятом Палатой представителей 17 декабря 2002 года и одобренным Советом Республики 2 апреля 2003 года.
Актуальность темы определяется важностью рассматриваемой стадии административного процесса для решения общих политико-правовых проблем по соблюдению соответствующих конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования настоящей работы является характеристика стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
а) раскрыть понятие производства по делам об административных правонарушениях;
б) установить принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях;
в) определить участников производства по делам об административных правонарушениях;
г) охарактеризовать стадии по делам об административных правонарушениях;
д) дать характеристику стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Объект исследования курсовой работы – административно-процессуальные правоотношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях и административной юрисдикции.
Предмет исследования – стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
ГЛАВА 1 ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие производства по делам об административных правонарушениях
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы о производстве по делам об административных правонарушениях, представляется целесообразным ознакомиться и проанализировать такое понятие, как административный процесс.
Согласно ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП РБ) административный процесс – это установленный ПИКоАП РБ порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении [1, ст. 1.4].
Дятлов О. М., в свою очередь, определяет административный процесс как соответствующую процедуру, проходящую в рамках, установленных процессуальными правовыми нормами, а их совокупность, объединенная общей функцией, составляет производство [2, c. 232].
Административный процесс, так же как и гражданский, уголовный, имеет определенную структуру и представляет собой ряд производств, в совокупности составляющий административный процесс. К таким производствам следует относить производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан, производство по делам о поощрениях, производство по делам о дисциплинарных проступках, которое вправе осуществлять администрация предприятия, учреждения, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составляющей частью административного процесса.
Для начала определим, что понимается под административным правонарушением. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ) под административным правонарушением понимает противоправное виновное, а также
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Участники производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях складывается из совокупности действий его участников. Важную роль в этой деятельности играют государственные органы и их должностные лица, которые обязаны принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.
В производстве участвуют также и другие субъекты, одни из которых защищают свои интересы, другие – привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, тем самым содействуя производству.
В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов в деле их можно разделить на несколько групп:
а) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
б) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
в) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях [4, с. 121];
г) иные участники производства по делам об административных правонарушениях.
Главная особенность производства по делам об административных правонарушениях заключается в том, что одним из субъектов такого производства всегда выступает суд, орган, ведущий административный процесс в лице их должностных лиц.
К первой группе относятся, в первую очередь, следующие участники производства по делам об административных правонарушениях, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:
- суд;
- органы исполнительной власти;
- органы внутренних дел;
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- таможенные органы;
- налоговые органы;
- органы Министерства юстиции Республики Беларусь;
- органы Министерства финансов Республики Беларусь и его подразделения и так далее [1, ст. 3.1].
Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении, – это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс – это физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях [5, с. 288]. Его права регламентируются весьма подробно в ст. 4.1 ПИКоАП РБ. Так, физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:
- знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
- давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
- представлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании;
- беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
- пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
ГЛАВА 3 ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении тесно связана со стадией возбуждения дела, зачастую данные стадии совпадают.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса [1, п. 1 ст. 10.1].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ вовсе не предусматривает такой стадии как подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению. Так, данная стадия полностью совпадает со стадией возбуждения дела об административном правонарушении.
Крамник А. Н. определяет, что стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является первой стадией административного процесса, которая как и другие стадии, делится на подстадии и состоит из:
- возбуждения дела (административного процесса);
- установления фактических обстоятельств по делу (расследование);
- составления протокола об административном правонарушении (оформление, подтверждение наличия административного правонарушения);
- направления дела об административном правонарушении по подведомственности для рассмотрения [22, с. 35].
В связи с тем, что стадию (подстадию) возбуждения дела об административном правонарушении уже рассмотрена нами в главе 2, перейдем к рассмотрению стадии установления фактических обстоятельств по делу.
В случаях, когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование [23, с. 206]. Понятие административного расследования в ПИКоАП РБ не упоминается, однако теоретики-правоведы совокупность действий, проводящихся на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, именуют именно административным расследованием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, производство по делу об административном правонарушении представляет собой стадию административного процесса, направленную на своевременное полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.
Задачи и принципы производства по делам об административном правонарушении закреплены в ПИКоАП РБ и полностью совпадают с задачами и принципами административного процесса в целом.
Так, принципами производства по делам об административных правонарушениях являются: законность при осуществлении административного процесса; обеспечение защиты прав и свобод; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства личности, деловой репутации; неприкосновенность жилища и иных законных владений; презумпция невиновности; публичность административного процесса и другие.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.
Участниками производства по делу об административном правонарушении являются субъекты (физические и юридические лица) административного процесса, обладающие необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающие процессуальные задачи. К таким субъектам относятся лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, свидетель, законный представитель, представитель юридического лица, эксперт, специалист, понятой и другие.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях согласно ПИКоАП РБ следующие:
а) возбуждение дела об административном правонарушении (начало административного процесса);
б) подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению;
в) рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения;
г) обжалование и опротестование решения;
д) исполнение принятого решения.
1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 20 дек. 2006 г. № 194-З : принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в Кодекс с 24 января 2015 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Амкадемия МВД, 2015. – 155 с.
2. Дятлов, О. М. Административное и уголовное право : учебно-методическое пособие [для студентов] / О. М. Дятлов, Д. В. Капский. – Минск : БНТУ, 2006. - 366 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : 21 апр. 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в Кодекс с 24 января 2016 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Академия МВД, 2015. – 239 с.
4. Макарейко, Н. В. Административное право : конспект лекций / Н. В. Макарейко. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 189 с.
5. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации : Учебник / А. П. Алехин, Ю. М. Козлов, А. А. Кармолицкий. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2003. – 608 с.
6. Гавриленко, Д. А. Административное право : учебное пособие / Д. А. Гавриленко. – Минск : амалфея, 2002. – 416 с.
7. Круглов, В. А. Административно-деликтное право и процесс : результаты исследования, рекомендации по использованию / В. А. Круглов // Юридический журнал. – 2006. – № 4 (8). – С. 51–56.
8. Крамник, А. Н. Административно-деликтный процесс / А. Н. Крамник // Юстиция Беларуси. – 2010. – № 11. – С. 22-26.
9. Бахрак, Д. Н. Административное право России : Учебник для вузов / Д. Н. Бахрак. – М. : Норма, 2002. – 324 с.
10. Сенькова, Т. В. Общая теория права : краткий конспект лекций / Т. В. Сенькова. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 26 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
12. Рябцев, Л. Н. Административное право : Учебное пособие / Л. Н. Рябцев, Г. А. Василевич. – Минск : Амалфея, 2013. – 416 с.
13. Четвериков, В. С. Административное право / В. С. Четвериков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 512 с.
14. Круглов, В. А. Административно-деликтный процесс / В. А. Круглов. – М. : Издательство деловой и учебной литературы. 2005. – 335 с.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь : 7 дек. 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в Кодекс с 30 декабря 2015 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 656 с.
16. Бахрак, Д. Н. Административное право : Учебник для вузов / Д. Н. бахрак, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2005. – 800 с.
17. Андреева, Л. А. Правосубъектность в административном процессе / Л. А. Андреева, А. Г. Богданов // Административное право и процесс : материалы Восьмой Международной научно-практической конференции., Новосибирск, 10 янв. 2012 г. / Новосибирск, 2012. – С. 278.
18. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
19. О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь, 30 сент. 2011 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
20. Козлов, Ю. М. Административное право : Учебник / Ю. М. Козлов. – М. : Юристъ, 1999. – 320 с.
21. Крамник, А. Н. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению / А. Н. Крамник // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 7. – С. 34-39.
22. Попов, Л. Л. Административное право / Л. Л. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. –703 с.
23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : принят государственной Думой 20 дек. 2001 г. : одобр. Советом Федер. 26 дек. 2001 г. : в Кодекс с 1 мая 2015 г. изм. и доп. не вносились. – М. : Эксмо-Пресс, 2015. – 480 с.
24. Еникеев, М. И. Следственные действия : психология, тактика, технология / М. И. Еникеев, В. А. Образцов, в. Е. Эминов. – М. : Проспект, 2011. – 216 с.