ВВЕДЕНИЕ
Демократизация общественных отношений, происходящая в Республике Беларусь в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью. Последнее утверждение в первую очередь справедливо в отношении реформирования такой структурно и функционально сложной системы, как институт права и правовых отношений. Сложность его реформирования заключается в том, что даже самые благоприятные изменения в сфере законодательства и характера функционирования правовых институтов могут оказаться безрезультатными при доминировании в обществе неправового идеологизированного массового сознания. Только сочетание высокоразвитой правовой культуры населения со структурно обновленными правовыми институтами может стать залогом построения гражданского общества, необратимости построения основанного на рыночной экономике правового государства.
Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс “снизу”, от масс, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить негосударственные организации институт административного права с точки зрения юридической науки и правоприменительной практики.
Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
- рассмотреть негосударственные организации: виды, пределы.
- выделить и охарактеризовать отдельные формы некоммерческих организаций;
- проанализировать вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций
Методологическую основу исследования составили формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также методы анализа и синтеза.
При написании данной работы были проанализированы основные акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие негосударственные организации, в том числе Конституция, кодексы и законы, акты Главы государства, постановления Совета Министров отраслевые нормативные правовые акты. Кроме того, были изучены отдельные положения российского законодательства. Теоретическую базу исследования составили статьи,
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Переходный этап сказывается и на развитии законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.
Конституция Республики Беларусь посвятила деятельности общественных объединений несколько статей. Так, в статье 4 Конституции Республики Беларусь закрепляются основы правового статуса политических партий и общественных объединений. В ней идет речь о том, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений, а идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 5 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Опираясь на нормы международного права, Конституция Республики Беларусь (часть третья статьи 5) запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
«Каждый имеет право на свободу объединений, - устанавливает статья 36 Конституции Республики Беларусь, - Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели»
Кроме Конституции Республики Беларусь в настоящее время важнейшими актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Законы: «Об общественных объединениях», "О политических партиях", “ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О профессиональных союзах», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь”, Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 “О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений”, постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также
ГЛАВА 2 ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К числу юридических лиц, которые составляют некоммерческие организации относятся:
1. Потребительские кооперативы. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Учредительным документом потребительского кооператива является устав.
Потребительский кооператив должен иметь свое наименование, которое должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (например, рыболовецкий кооператив). В основе образованных союзов, обществ лежит добровольность объединения. Эти союзы (объединения) образуют систему потребительской кооперации. Например, в качестве таких союзов выступают районные, областные системы потребительских кооперативов (потребительское общество, областной союз потребительских обществ), вышестоящей организацией которых является Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз).
К числу потребительских относятся также жилищные, жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и т. д.
Трудовое участие граждан в потребительском обществе необязательно, но вносить вступительные и паевые взносы они обязаны. Условия о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке их внесения и об ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, а также о составе и компетенции органов управления кооперативом, о принятии ими решения и некоторые другие вопросы содержатся в уставе потребительского кооператива.
В соответствии с п. 4 ст. 116 ГК члены потребительских кооперативов обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Невыполнение этой обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.
На членов потребительского кооператива возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определены ст. 116 ГК и регламентируются законодательством о потребительских кооперативах.
2. Общественные и религиозные организации (объединения). Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством
ГЛАВА 3 ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Основная роль в экономическом механизме функционирования государства традиционно отводится коммерческим организациям, поскольку их участие в экономических отношениях способствует достижению высоких и устойчивых темпов экономического роста и стимулированию предпринимательской активности. Значение некоммерческих организаций для экономики страны обычно считается второстепенным и малозначимым ввиду направленности их деятельности на достижение иных целей - некоммерческих. Вместе с тем, нельзя найти оптимальных подходов к определению юридического статуса некоммерческих организаций (объему и содержанию их гражданской правоспособности и т.д.), не учитывая экономических основ их деятельности, сфер функционирования и отводимой им роли [16]. Правила поведения, установленные государством, должны обеспечить осуществление тех целей, которые возникают как общественно необходимые цели .
В экономической литературе выдвинуты и обоснованы различные теории, объясняющие объективную необходимость деятельности некоммерческих организаций в условиях рыночной экономики. И хотя единый взгляд на сущность и значение данных образований в науке отсутствует, анализ теорий позволяет сделать вывод, что так или иначе в основе появления большинства видов некоммерческих организаций лежат экономические предпосылки, обусловленные недостатками рыночного механизма хозяйствования. Используя исключительно рыночные факторы развития невозможно обеспечить все многообразие общественных потребностей, поскольку в ряде случаев применение экономических свойств оказывается неэффективным или невозможным при реализации отдельных видов материальных благ.
1. По мнению социологов и политологов, основой гражданского общества выступают социальные группы, имеющие разнообразные интересы. Это определяет значительную разобщенность гражданского общества и присущую ему конкуренцию индивидов, что преодолевается их объединением в различные сообщества [3,,С.48]. Преследуемые субъектами общественно полезные (некоммерческие) цели достигаются путем организации и деятельности некоммерческих юридических лиц, которые представляют сферу частных интересов и действуют на основе самоуправления и координации, юридического равенства и автономии воли. Как отмечается в литературе, именно некоммерческие организации составляют основу гражданского общества, без которого невозможны ни существование правового государства, ни реализация принципов демократии, ни, как следствие, дальнейшее развитие цивилизованных рыночных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За прошедшие года некоммерческие организации в Республике Беларусь смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее, однако, не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) предусматривает деление всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии со ст. 46 ГК юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) представляет собой сельскохозяйственную организацию, являющуюся по организационно- правовой форме производственным кооперативом. Основным видом СПК выступают колхозы, особенности правового положения которых определяются нормами Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 № 49. Иные виды СПК. могут создаваться в соответствии с нормами ГК о производственных кооперативах.
Фонд, 1) не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда. (п. 1 ст. 118 ГК). Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда Органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет.
Источниками формирования имущества фонда являются имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий, доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности, и иные не запрещённые законодательством поступления. Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), должно отвечать определённым требованиям: принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители (учредитель) фонда не отвечают по обязательствам созданного
1. Авилов, Г.Е. Юридические лица в современном российском гражданском праве / Г.Е. Авилов, Е.А. Суханов // Вестник гражданского права. 2006. № 1.
2. Беляев, К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве / К.П. Беляев // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. С.С. Алексеева. - М.: Статут, 2000. - С. 38.
3. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: Теоретическая конструкция и практическая реальность / Б.Я. Бляхман // Весник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 4. С. 48.
4. Бодяк, Н.Е. Проблемы формирования института некоммерческих юридических лиц в гражданском праве / Н.Е. Бодяк // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
5. Валявина, Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях / Е.Ю. Валявина // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2011.
6. Вербицкая, Ю.О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие / Ю.О. Вербицкая // КонсультантПлюс: Версия проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2012.
7. Витушко, В.А. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / В.А. Витушко. - Минск: Белорусская наука, 2007. - Ч.1. - 565 с.
8. Габов, А.В. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы / А.В. Габов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 10. - С. 92-110.
9.Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2016
10. Гражданское право России. Общая часть: курс лекций / редкол.: О.Н. Садиков (отв. ред.). - М., 2001. - 779 с.
11. Ивкова, О.В. Критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации / О.В. Ивкова // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2012.
12. Комиссарова, Е.Г. Право на предпринимательскую деятельность в составе правосубъектности некоммерческого юридического лица / Е.Г. Комиссарова // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2012
13. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
14. Колбасин, Д.А. Гражданское право (особенная часть): учебник / Д.А. Колбасин. - Минск: Амалфея, 2008. –1203 с.
15. Маньковский, И.А. Курс гражданского права: Особенная часть: В 3-х т. / И.А. Маньковский. – Минск: Молодежное, 2010. - Т.2.
16. Сойфер, Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций / Т.В. Сойфер // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2012.
17. Степанов, Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций / Д.И. Степанов // Вестн. гражданского права. - 2007. - № 3. - С. 15.
18. Функ, Я.И. Сферы деятельности некоммерческих организаций / Я.И. Функ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.
19.Чигир, В.Ф. Избранные труды.-Минск: «Промышленное торговое право», 2014.-860с.