ВВЕДЕНИЕ
Интерес к теме, касающейся политической системы общества не случаен, поскольку именно в ней, происходят все политические процессы в государстве и осуществляется управление. Государство является центральным и наиважнейшим элементом политической системы общества.
Актуальность избранной темы состоит в необходимости подробного и досконального изучения выбранной темы, поскольку вопрос политической системы в условиях современного быстро изменяющегося мира является как никогда актуальным. Современные политические системы находятся в постоянном развитии и изменении, государство постоянно меняется, меняется законодательство. В связи с этим изучения роли современного государства в политической системе с точки зрения юридической науки является интересной.
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов связи государства и политической системы в целом, изучение места, занимаемого государством в политической системе общества и взаимовлияние всех вышеуказанных факторов. Изучение данных аспектов проводится на основании научной и учебной литературы, нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь.
Для реализации целей, поставленных в курсовой работе, необходимо разрешить следующие задачи:
1. рассмотреть государство с точки зрения социального явления;
2. исследовать понятие политической системы;
3. изучить место, занимаемое государством, в политической системе и их взаимное влияние друг на друга;
4. провести анализ места, занимаемого государством в политической системе Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают теоретические положения, касающиеся места, занимаемого государством в политической системе общества и практическое применение данных положений.
Предмет исследования настоящей работы составляют теоретические и практические моменты положения, занимаемого государством в политической системе и современной политической системе Республики Беларусь.
Методологической основой курсовой работы являются аналитический метод, исследование научных трудов белорусских и зарубежных исследователей по данной тематике, комбинирование комплексного и целевого подходов к поставленной проблематике. При подготовке использовались научные труды и учебные пособия Венгерова А.Б., Мелехина А.В., Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В..
Содержание курсовой работы составляют три главы, разрывающие содержание с теоретического, аналитического и правового аспектов. Первая глава содержит теоретические моменты, касающиеся государства и правовой системы, во второй главе они изучаются и анализируются с точки зрения соотношения друг с другом. Третья глава содержит перенесение теоретического опыта на практическое применение и исследование правовой системы Республики Беларусь. Помимо глав данная работа включает в себя введение, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ФЕНОМЕНЫ
1.1 Государство как социальное явление (понятие и сущность государства)
В целях рассмотрения государства в качество социального явления в любом обществе, необходимо определить, что является государством. В науке нет единого подхода к определению понятия государства, у различных ученых различные подходы к определению данного понятия. С древнейших времен правоведов и различных ученых волновала проблема определения что есть государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» у Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[1, с.23].
Крупный правовед Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» [2, с.10].
Г. Ф. Шершеневич под именем государства — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти [3, с.21].
В. И. Ленин не был согласен с тем, что к отличительным признакам государства относят принудительную власть, по его мнению принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» [4, с. 126].
Таким образом, подытожив вышесказанное, можно обобщить и вывести следующий подход к определению государства. Государство – это территориальное образование, представляющее собой особую организацию политической власти, которая управляет обществом посредством норм права и аппарата, который специально создается для управления обществом.
Как особая организация управления обществом государству присущи определенные признаки, отличающие его от иных общественных институтов:
1. сложный механизм, управления обществом (иерархическая система государственных органов);
2. право сбора денежных средств (налогов, сборов) на финансирование деятельности механизма по управлению обществом;
3. наличие публичной власти, реализуемой органами государства;
4. наличие территории, определенной границами, на которой и в пределах которой распространяется государственная власть;
5. обладание суверенитетом, проявляющийся в верховенстве власти внутри государства и его независимость во внешней и внутренней политике. Суверенитет проявляется так же в исключительной монополии государства относится издание нормативных правовых актов, носящих всеобщий и общеобязательный характер;
6. обладание государственной символикой: герб, флаг, гимн;
7. монополия на легитимное насилие, выражающееся в праве на применение насилия для соблюдения законов и охраны порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов;
8. государство выступает от имени всего населения, проживающего в границах государственной территории.
ГЛАВА 2 МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Государство как основной институт политической системы
Структурно политическая система включает в себя такие элементы как государство, политические партии, общественные объединения, церковь и другие социальные институты общества. Государство является основным элементом политической системы так как именно оно осуществляет управление обществом, его охрану, основываясь на правовых нормах и при помощи специально им созданного механизма, осуществляющего управление. Представлялся необходимым рассмотреть роль и позицию государства, как основного элемента политической системы, во взаимоотношениях с другими элементами.
Политические партии представляют собой один из важнейших элементов политической системы в современном обществе. Их основное предназначение состоит в том, чтобы посредством их различной группы населения могли получить доступ к политической власти, получить возможность выражать свои интересы и удовлетворять потребности. Роль политических партий состоит в том, чтобы, посредством выражения интересов определенных социальных общностей, объединять указанные группы изнутри и тем самым способствовать удовлетворению интересов данных общностей. Через партии государство изучает потребности различных слов населения, их настроения и ищет возможные пути решения данных проблем, путем принятия оптимальных для всех управленческих решений.
Согласно статьи 1 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» политической партией в Республике Беларусь является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [21].
Политические партии в современном мире обладают рядом отличительных черт:
1. носят негосударственный характер, представляют собой общественные объединения, действующие на постоянной основе;
2. обладают органами управления и структурными образованиями;
3. чаще всего членство в них является фиксированным;
4. действуют на основании программы и устава;
5. созданы для выражения интересов определенной общности людей [1, с. 79-80].
Следует согласиться с мнением Л.А. Морозовой, которая считает, что черты, характерные для политических партий и определяют их функций, к которым относятся:
1. социальное представительство;
2. борьба за политическую власть;
3. идеологическая функция;
4. кадровая функция;
5. функция по социализации в политическую жизнь общества;
6. разработка и претворение в жизнь политического курса партии [16, с. 130].
Государство является тем социальным институтом, в котором интересы, цели и задачи партии могут выступать в качестве интереса всего общества и поддерживаться действующей властью и реализовываться посредством механизмов данной власти. В связи с этим государство и выступает важнейшим и наиболее значимым объектом в политической борьбе, и предопределяет участие партий в борьбе за государственную власть.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Политические системы представляются достаточно разнообразными, поскольку на их формирование влияет огромное количество различных факторов, например, такие как:
1. историческое прошлое государства;
2. геополитическое положение страны;
3. уровень настоящего социально-экономического развития;
4. тип и форма государства;
5. характер гражданского общества;
6. особенности политической культуры и др.
Каждое государство в современном мире является уникальным, имеющим свою историю и свой уникальный путь развития. Аналогично, Республика Беларусь, находясь в процессе перемен, весьма существенно трансформирует и политическую систему. Необходимо отметить, что все же данные процессы происходят в обществе, несмотря на бытующее научное мнение, что характер данных изменения является непоследовательным и малоэффективным и слабую адаптацию властных институтов к запросам общества.
На современном этапе развития государственности и политической системы в Республике Беларусь к основным направлениям развития относятся:
1. роль парламента, как законодательного органа усиливается;
2. возрастание контроля по соблюдению за законодательством;
3. правовая и политическая культура белорусского гражданского общества находится на высоком уровне и постоянно развивается;
4. порядок включения политических партий в систему государственной власти постоянно совершенствуется;
5. избирательное законодательство изменяется в сторону послабления;
6. совершенствование использования принципа разделения властей, при явном перевесе в распределении власти в сторону исполнительной;
7. формируется демократическая политическая культура в обществе, с активным вовлечением граждан в указанные процессы.
Согласно А. С. Блинову, государство должно обладать такими обязательными качествами, которые позволят обеспечить свободное функционирование гражданского общества и достаточные темпы общественного и научно технического прогресса; гарантировать высокую степень защищенности международного сообщества перед лицом глобальных угроз и эффективное решение масштабных задач, стоящих перед человеческой цивилизацией [29, с. 22]. Современную политическую систему Республики Беларусь скорее можно определить как систему с переходным типом, поскольку одновременно с новациями продолжаю свое существование некоторые элементы советской системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в начале 1990-х гг., распад СССР дал толчок процессу становления независимости Республики Беларусь [30, c. 19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения задач, поставленных в целях настоящего курсового проекта можно сделать следующие выводы. Рассмотрение государства, его сущности и предназначения с точки зрения его, как социального явления, позволяет обозначить его как сложное, исторически развивающееся социальное явление, являющееся неотъемлемой частью политической системы общества. Политическая система в обществе является легальной, опирающейся на действующее законодательство и находящееся под контролем государственной и общественной власти явление.
Центральное место, занимаемое государством в современной политической системе, подтверждается следующим:
1. государство играет одну из ключевых ролей в совершенствовании общества, посредством определения основных направлений и путей его развития;
2. государство представляет собой явление, объединяющее все население в общем, только государство вправе принимать решения за решения, касающиеся всего общества и являющиеся общеобязательными;
3. государство является единственным элементом политической системы, обладающие специальным аппаратом управления, действия данного аппарата распространяются на территорию всей страны;
4. государство обладает суверенитетом, то обозначает верховенство власти в государстве и независимость при осуществлении внутренней и внешней политики;
5. посредством государства, участия в управлении государством, индивид получает возможность участия в политической системе общества;
6. только государство, единственный элемент политической системы, которые обладает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать принуждение в отношении всего населения без исключения.
Таким образом, во всех сферах жизни государство проявляет себя в качестве политического института, как сугубо политическая организация. Однако, государство не только политический институт, в нем проявляются и другие аспекты, организационные, финансовые и иные.
Государство, являясь центральным элементом политической системы тесно взаимодействует с иными элементами. В настоящей работе были подробно исследованы направления взаимодействия и влияния данных политических институтов друг на друга.
Государство весьма активно взаимодействует политическими партиями, поскольку они являются важнейшими социальными институтами в общественной жизни, позволяющие населения участвовать в борьбе за политическую власть. Политическая партия, как правило, является формализованной структурой, которая отражает интересы тех либо иных социальных классов и общностей людей. Политическая партия объединяет в себе наиболее активных представителей гражданского общества, которые стремятся добиться политической власти и поучаствовать в государственном управлении обществом. Государство, по отношению к политическим партиям является тем социальным институтом, где целы общественные интересы, обеспеченные необходимым уровнем поддержки, реализовываются. В связи с этим государство выступает объектом политической борьбы.
Взаимодействие государства и общественных объединений, так же как и взаимодействие государства и политических партий носит двусторонний характер, то есть они влияют друг на друга. Государством устанавливаются правовые основы деятельности общественных организаций, объем их полномочий и границы деятельности. Общественные объединения в свою очередь принимают участие в политической жизни государства, выборе курса его деятельности. Государство сотрудничает с общественными организациями путем осуществления совместной деятельности по проблемным вопросам общественной жизни государства, в правотворческой деятельности сотрудничество осуществляется путем влияния организаций на законодательные инициативы. При этом государство контролирует деятельность общественных объединений, путем их регистрации, контроль за деятельностью в рамках устава и другие направления. Государство, активно сотрудничая и позволяя развиваться общественным организациям проявляет себя как правовое и демократическое государство.
Отношения государства с профессиональными союзами, как с разновидностью общественных организаций строятся аналогично. Отличие состоит в том, какие цели являются основными для профессионального союза – они состоят в защите своих членов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
Влияние церкви и религиозных организаций на демократическое государство, признающее себя светским минимально, поскольку признается равенство всех религий перед законом, в обществе существует свобода совести, а церковь является изолированным от государства институтом. Установление льготного режима и наделение любыми привилегиями ту либо иную религиозную организацию является недопустимым. В большинстве политических систем современных государств церковь является полностью отделенной от государства. В таких системах церковь играет роль в нравственном и духовном воспитании, и не вмешивается в политическую жизнь.
Таким образом, государство представляет собой важнейший элемент общественной системы, при этом все свои функции им реализуются лишь в активном взаимодействии с иными институтами. Политическая система государства представляет собой отличную комбинацию государства и других элементов политической системы, которые объединяются и активно сотрудничают в соответствии с целями и задачами развития конкретного общества. Несмотря на то, что во многих аспектах государство выступает как собственно политическая организация, однако абсолютизировать данных характер не стоит, поскольку в данной деятельности присутствуют так же и другие аспекты.
Государство является самым массовым политическим объединением всего проживающего на территории страны населения. Государство, как социальное явление в политической жизни общества, выражает всеобщие интересы и мировоззрения. Следовательно, с государственной детальностью, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.
1. Волосникова Л.Н. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.53
2. Малько А.В. Политико-правовые режимы : актуальные аспекты / А.В. Малько // Правоведение. – 1997. – №3. – С.10-15.
3. Семин Г. Основы Российского правового государства / Г. Семин // Российская юстиция. – 1998. – №2 – С. 21-24.
4. Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - 294 c.
5. Маркс К., Cочинения Издание 2. Том 28. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва: Политиздат, 1962. – 501 с.
6. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990. - № 10 – С. 19-23.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 384 с.
8. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России / В.П. Милецкий. – СПб.: СПБТУ, 1997. – 168 с.
9. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: опыт философского исследования. / Л.Н. Кочеткова – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 160 с.
10. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х. / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 613 с.
11. Ушакова Э.Т., Фролова Е.А. Социальное государство: теоретическая концепция и особенности ее практической реализации / Э.Т. Ушакова, Е.А. Фролова // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2011. – №1 (13). – С. 31-40.
12. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР, 2008. – 463 с.
13. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание) / А.В. Малехин. – М.: 2009. – 545 с.
14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2011. – 520 с.
15. Белов Г.А. Политическая система / Г.А. Белов // Кентавр. – 1995. – № 2. – С. 154-158.
16. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 384 с.
17. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.:Юристъ, 2004. – 245 с.
18. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. Т. 1. / отв. ред. М.Н. Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 416 с.
19. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание) / А.В. Малехин – М.: 2009. – 545 с.
20. Бондарь Н.Н. Политическая система: понятие, сущность, структура, функции / Н.Н. Бондарь // Общество и право. – 2012. – №5 (42). – С. 59-61.
21. О политических партиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994 г., № 3266-XII : в ред. Закона от 4 июля 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
22. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — 640 с.
23. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XII : в ред. Закона от 4 ноября 2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
24. О профессиональных союзах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII : в ред. Закона от 13 июля 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
25. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
26. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XII : в ред. Закона от 22 дек. 2011 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
27. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. / А.Б. Венгеров – М., 2010. – 547 с.
28. Баширина Е. Н. Место государства в политической системе / Е.Н. Баширина // Вестник Башкирск. ун-та. – 2010. – №2. – С. 451-454.
29. Блинова А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. / А.С. Блинов – М. : МАКС Пресс, 2003. – 148 с.
30. Козляков, В. Е. Политология. Интегрированный модуль : пособие для студентов, изучающих интегрированный модуль «Политология» / В. Е. Козляков, П. С. Крючек. – Минск : БГТУ, 2015. – 108 с.
31. Лопацкий Ю.Н. Учебно-методическое издание Политология / канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий. – ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2015 - 50с.
32. Кодавбович, В.А. Конституционное право: Учеб.-метод. комплекс / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко; 2-е изд., перераб. и доп.; В 2 кн. Кн. 1. Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 528 с.
33. Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/society_ru/. – Дата доступа: 19.02.2018.
34. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rec.gov.by/ru/spisok-politicheskih-partiy. – Дата доступа: 19.02.2018.