ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «навык самообслуживания», «навык личной гигиены»
1.2 Психолого–педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности формирования навыков самообслуживания и гигиены у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методы и приемы работы по формированию навыков самообслуживания и личной гигиены у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Практические рекомендации по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, в связи, с чем оказание квалифицированной психолого–педагогической помощи таким детям становится одним из направлений современного специального образования.
Существенным аспектом является раннее формирование у данной категории детей социально–бытовых навыков, направленных на самообслуживание и способствующих их адаптации. Так как овладение навыками самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью является необходимым в их дальнейшей жизни.
Несмотря на общность отягощающих развитие признаков, дети с интеллектуальной недостаточностью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способно овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности [1].
Отмечается и то, что нарушения в умственном развитии детей проявляются также в нарушении структуры личности в целом, что в свою очередь, приводит к трудностям в организации собственной деятельности и в общении с окружающими у каждого ребенка, это негативно сказывается на всем процессе адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
И здесь не последнюю роль играет умение оперировать всем сектором социально–бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой.
Процесс формирования навыков личной гигиены у воспитанников учреждения дошкольного образования с интеллектуальной недостаточностью подразумевает под собой создание специализированной коррекционно–развивающей, воспитательной среды на уроках и во внеучебное время. Постоянное наблюдение за изменениями в развитии может способствовать развитию индивидуального подхода к обучению, воспитанию и коррекции.
Формирование у воспитанников учреждения дошкольного образования с интеллектуальной недостаточностью навыков личной гигиены представляет собой развитие культуры поведения. Необходимость ухаживать за собой, держать в чистоте себя и свои вещи является не только гигиенически правильным решением, но и способствует соблюдению норм, которые выдвигает общество.
Формирование навыков личной гигиены способствует сохранению здоровья ребенка, обучению его правилам поведения в быту и обществе. Для этого необходимо постоянно совершенствовать данные навыки у детей дошкольного возраста, доводить их до автоматизма, что бы в дальнейшем они казались ребенку простыми и естественными.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «навык самообслуживания», «навык личной гигиены»
Самообслуживание – это детский труд, направленный на самообслуживание (переодевание, раздевание, прием пищи, санитарно–гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий разных детей различны, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание – это работа ребенка, направленная на обслуживание себя. Этот вид работы очень важен, так как учит ребенка обходиться без помощи взрослого, содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу и выполнять санитарно–гигиенические процедуры. Образовательная ценность этой работы жизненно важна. Необходимо правильно организовать это занятие, а затем после ежедневных повторяющихся действий дети самостоятельно приобретают навыки самообслуживания; Самообслуживание начинает восприниматься как обязанность [4].
Самообслуживание включает в себя формирование следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Пищевые навыки.
3. Навыки одевания и раздевания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, принимать пищу, купаться, мыться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания эффективно решает проблему расширения детских идей и знаний об окружающих вещах, сенсорного воспитания, языкового развития, мелкой моторики и координации рук и глаз, а также способности выполнять имитационные и устные инструкции, следовать схеме, следовать определенной последовательности действий [9].
Ребенок может выполнять определенный навык, но не следовать определенным последовательным действиям. Он может выполнять хаотично, пропустить действия. Таким образом, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий.
Самообслуживание – это начало дошкольного трудового воспитания. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, принимать пищу, спать и т. д.) Напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости [12].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методы и приемы работы по формированию навыков самообслуживания и личной гигиены у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Основными формами работы по формированию навыков самообслуживания и личной гигиены у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью являются следующие:
1. Организационные – консультации, презентации, практические занятия, групповая работа, разработка буклетов и памяток, пособий для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2. Организация досуга – выставки, праздники, день открытых дверей.
3. Формы социальных услуг – оздоровительные и развивающие мероприятия с воспитанниками и их семьями, культурные, досуговые и спортивные мероприятия.
4. Сюжетно-ролевые игры, упражнения, симуляция реальной ситуации.
С целью формирования навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разрабатываются специальные методы и приемы деятельности.
Метод – определенный способ достижения цели в определенной деятельности. Прием представляет собой структурную единицу метода с целью достижения той же цели.
Основными методами работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью являются социально–педагогические методы:
1. Дискуссионный или диалогический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его детьми дошкольного возраста; побуждения воспитанников учреждения дошкольного образования к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.
Функции: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение воспитанников учреждения дошкольного образования к умственной или практической деятельности; формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что категория детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представляет собой разнородную группу детей дошкольного возраста, характерными чертами которой является высокий уровень познавательной дисфункции, наряду с множеством иных нарушений. Интеллектуальная недостаточность – это нарушение психофизиологического развития учащегося, имеющее существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основная задержка развития – нарушение когнитивной активности – вызвана органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении этих категорий детей дошкольного возраста являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточности. При незначительной степени интеллектуальной недостаточности возникают трудности в формировании базовых навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
В процессе формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью возникают трудности. Самообслуживание детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребенка. Формирования навыка самообслуживания детей с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться с учетом личностно–ориентированных моделей воспитания.
Формирование навыков личной гигиены является основополагающим направлением в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста, с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью навыкам личной гигиены – это длительный и сложный процесс формирования жизненно - важных качеств. Оно осуществляется при всестороннем участии родителей, педагогов, психологов и направлена на социализацию этой категории детей дошкольного возраста.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Богданова, А.А., Обучение и воспитание детей c интеллектуальной недостаточностью: учебно-методический комплекс / А.А. Богданова, В.Н. Вовк. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 134 с.
3. Гладкая, В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009 — № 8. — С. 23—29.
4. Гладкая, В.В. Социальная адаптация: планирование работы по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Пачатковая школа. — 2009. — № 9. — С. 42—49.
5. Гладкая, В.В. Формирование бытовых трудовых умений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. пед. наук. / В.В. Гладкая. – Минск: Научно-метод. учреждение «Национальный институт образования» МО РБ, 2005. – 158 с.
6. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. / Д.Н. Исаев. – СПб.: Руководство, 2003. – 256 с.
7. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Сели¬верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
8. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью в Беларуси (исторический аспект) / И.Ю. Макавчик // Актуальные проблемы педагогических исследований: IX Аспирантские чтения: сборник научных статей. — Минск, 2010. — С. 73—77.
9. Петрова, В.Г., Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
10. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 6. – С. 3–8
11. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование,2011. – № 1. – С. 51–59.
12. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. – М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
13. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
14. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
15. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
16. Хитрюк, В.В. Образование людей с особенностями интеллектуального развития / В.В. Хитрюк //– Мн.: Академия – 2015. – С. 20
17. Олейников Н.П. Коррекционная педагогика. / Н.П. Олейников. – Мн.: Академический проект, 2010. – 201 с.
18. Программа по социально-бытовой ориентировке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/11/12/programma-po-sotsialno-bytovoy-orientirovke.
19. Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева: материалы междунар. научно-практической конференции – Мн.: АПО, 2006. –195 с.
20. Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием 6 учеб.-метод. пособие для педагогов / под ред. Т. В. Лисовской. – Мн.: Четыре четверти, 2010.– 392 с.
21. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / под ред. С.Е. Гайдукевича. – Мн.: «БГПИ им. М. Танка», 2007. – 144 с.
22. Логинова, И.Н. Оценка психического развития ребёнка в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: метод. пособие / И.Н. Логинова, Е.В. Башина. – Мн.: АПО, 2009. – 102 с.
23. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. - метод. пособие / под ред. С.Е. Гайдукевича. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с.
24. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181с.
25. Программа для первого отделения вспомогательной школы. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8075.