Введение
Глава 1 Теоретические основы создания праздников
1.1 Белорусские праздники и обряды
1.2 Особенности режиссёрских приёмом и принципов создания праздников
Глава 2 Проект белорусского праздника как исторического культурного бренда
2.1 Традиции праздника «Гуканне вясны»
2.2. Сценарно-режиссерская разработка праздника
2.3. Организационно - производственный план подготовки праздника
2.4. Литературный сценарий праздника
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Организация специальных событий, к которым относятся и праздники – неизменная составляющая жизни общества на всех этапах его развития. Можно предположить, что первыми в истории человечества организованными событиями были древние общественные и религиозные ритуалы: посвящение в воины, выборы вождя, празднование удачной охоты, жертвоприношения и т.д.
Со временем мероприятия становились все изысканнее и сложнее. Появились общегородские и государственные праздники, стали проводиться коронации, масштабные религиозные действа, охватывающие целые континенты.
А сама идея создания события в целях привлечения массового интереса появилась тысячелетия назад – еще римские правители обнаружили два важнейших рычага управления: хлеб и зрелища («Panem et circenses!»).
Новое историческое время, быстро изменяющаяся социокультурная среда изменили объект воздействия: стало необходимым не только прислушиваться к мнению общества, но и соответствовать его требованиям, разумно влиять на его мнения, адаптировать свои планы к его потребностям.
А развитие современных технических средств и технологий коммуникации предопределило появление новых форм событийных коммуникаций, их своеобразие.
Актуальность данной работы определяется во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к нации, ее праздников. Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношении население.
Объектом изучения является праздничная культура и ее организация в Республике Беларусь.
Предмет изучения – режиссёрские приёмы и принципы создания праздников.
Цель – исследовать режиссёрские приёмы и принципы создания праздников.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 20 наименований.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРАЗДНИКОВ
1.1 Белорусские праздники и обряды
Праздники, существующие во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуют часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. «Праздники активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Праздники являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь» [16, с. 5]. Оказывая прямое мощное воздействие на целевую аудиторию, праздники дают возможность человеку «почувствовать» бренд, «ощутить» выбор марки, при этом избавляя от назойливого навязывания товара или услуги и сохраняя у потребителя ощущение его собственного выбора. Событие, реализованное в празднике, может выступать основным элементом общей стратегии брендирования региона или города, так как имеет ряд немаловажных преимуществ перед любыми другими элементами. Мощная новостная составляющая гарантированно обеспечит присутствие средств массовой информации и даст проводимому мероприятию PR-поддержку в виде последующих репортажей, статей, публикаций в СМИ. Стабильный долгосрочный эффект объясняется анонсированием праздничного мероприятия задолго до его проведения (афиши, растяжки, визуальная и аудио реклама) и длительным эмоциональным шлейфом по окончанию (телерепортажи, пресс-конференции, интервьюирование участников и т.д.). Грамотно проведенный праздник позволяет резко повысить узнаваемость региона, привить аудитории лояльность к бренду конкретной территории, привлечь инвесторов.
ГЛАВА 2 ПРОЕКТ БЕЛОРУССКОГО ПРАЗДНИКА КАК ИСТОРИЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО БРЕНДА
2.1 Традиции праздника «Гуканне вясны»
Рассмотрим проект белорусского праздника на примере празднования «Гуканне вясны».
Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».
Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта – начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным – Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».
Аист (по-белорусски – бусел) – ключевая фигура этого праздника. Место, где проходит «гуканне» всегда видно издалека. Все вокруг (деревья, камни и т.д.) украшают разноцветными лентами, яркими птицами, вырезанными из картона, сделанными из цветных ниток, тканей и любого другого подручного материала. Особым вниманием пользуются птицы, испеченные из теста. В некоторых регионах их называют «буськи» или «буськовы лапы». Для приготовления таких птичек тесто делают самое простое – только мука, вода и соль. Пернатых, сделанных из хлеба, раскладывают в округе, чтобы они привлекали птиц, которые на своих крыльях несут весну.
Разноцветных самодельных птиц наши предки вешали всегда как можно выше, считалось, что так улетевшие на юг пернатые скорее их заметят. Таким образом украшали деревья в саду, дома, хозяйственные постройки. Считалось, что если птицы выберут чей-то дом, то там будет счастье и достаток. Кроме того яркие ленты на деревьях обозначали цветение. Наши предки думали, что деревья заразятся весельем и яркостью ленты и скорее раскроют почки.
«Гуканне вясны» – праздник не только яркий, но и очень музыкальный. Кликать весну начинают девушки, они поют песни-веснянки. Особенностью таких песен является то, что каждый куплет заканчивается громким криком «Гу-у-у-у!». Отсюда и название – «гуканне» [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Праздники существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление. Праздники являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Событие, реализованное в празднике, может выступать основным элементом общей стратегии брендирования региона, города, страны в целом.
Создание праздника – сложный творческий процесс. В процессе создания праздника решается ряд организационных вопросов. Прежде всего это создание инициативной группы из числа творческих работников и заказчиков (или представителей организации, предприятия, где предполагается воплотить предлагаемую торжество), которые в дальнейшем будут заниматься разработкой, организацией и проведением праздника.
Конечным результатом воздействия праздника на зрителя должно стать усвоение им той сверхзадачи, которую поставил перед собой режиссер. Процесс создания праздника технологичен в аспекте использования новейших технических средств и цифровых медийных платформ коммуникаций (информационные порталы, интернет-телевидение, обеспечивающее онлайн-трансляции и др.). И это крайне важно, поскольку праздник должен запоминаться участниками как нечто исключительное и уникальное. Он также должен вызывать позитивные эмоции, побуждать участников к активности, предоставляя им дополнительные выгоды и эффекты.
Проект белорусского праздника рассмотрен на примере празднования «Гуканне вясны». Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны». Актуальность этого праздника в сохранении народных традиций, формирования бренда населенного пункта. Проблема праздника в том, что молодежь плохо знакома с народными традициями. Необходимо одновременно провести праздник современный, однако с использованием народных традиций и обрядов.
Сохранение обрядов и праздников территории как определенного бренда помогает привлечению в регион потоков туристов, жителей других регионов, делает данную территорию узнаваемой и популярной. Поэтому сохранение народных праздников и обрядов – непременная составляющая современного брендинга Республики Беларусь.
1. Астафьева, Т. В. Совершенствование постановочного процесса в современном театре / Т. В. Астафьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. –№ 115. – С. 273-279
2. Вількін, Я.Р. Беларускія народныя гульні/ Я.Р. Вількін. – Мінск: Беларусь, 1996. – 86 с
3. Гагин, В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект / В.Н. Гагин. – М. : Профиздат, 2005 – 320 с
4. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М. : Просвещение, 1975. – 140 с
5. Гуд, П.А. Тэхналогія стварэння свята [Электронный ресурс] : курс лекцый для спецыяльнасці рэжысура / П. А. Гуд. – Мінск : [б. в.], 2007. – 222 с
6. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. – Саратов, 2001. – 156 с
7. Кудайбергенов, Б.К. Культура современных праздников и обрядов / Б.К.Кудайбергенов, О.Е.Иванов, П.А.Сапронов. – Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1986. – 72 с
8. Кузнецова, Е. В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия / Е. В. Кузнецова // Вестник Пермского университета. – 2013. –№ 3 (15). – С. 89-96
9. Литвинова, М.В Классификация и типология массовых праздников и зрелищ/ Литвинова М.В// Научные Ведомости Белгородского государственного университета. серия: Философия. Социология. Право . – 2012 г. – № 21. – С. 191-201
10. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление / М.В. Литвинова // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – № 2. – С. 5-12
11. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление / М.В. Литвинова // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – № 2. – С. 5-12
12. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92
13. Назимко, А. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А. Назимко. – М. : Вершина, 2007. – 220 с
14. Народная культура Беларусі: энцыклапедычны даведнік / пад рэд. В.С.Цітова. – Мінск : Бел. Энцыкл., 2002 – 432 с
15. Обряды и обычаи белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обряды_и_обычаи_белорусов. – Дата доступа: 12.09.2017
16. Режиссура театра и массового театрализованного действа: словарь-справочник. 5-е изд., испр. и доп. / cост. Р.П. Козлова. – Пермь : Книжный формат. – 2010. – 536 с
17. Трощенкова, Е.А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект / Е. А. Трощенкова // Вестник КрасГАУ. – 2011. – № 1. – С. 197-202
18. Фокина, Н.Н. Социально-культурная деятельность event-агентств / Н.Н. Фокина // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – № 11-2 (67). – С. 170-179
19. Фокина, Н.Н. Сценарно-режиссерские основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры города Перми и Пермского края / Н.Н. Фокина // Праздничная культура России: традиции и современность: материалы Всероссийской с междунар. участием научно.-практич. конф. (г. Орел, 15-16 марта 2012 г.) / Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ред. колл.: С.И. Гавдис, А.Ю. Титов, И.И. Банникова, В.В. Белозерова. – Орел : Горизонт, 2012. – С. 143-148
20. Фокина, Н.Н. Технологии сценарно-режиссерского проектирования художественно-зрелищных акций / Н.Н. Фокина // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 26 апреля 2012 г.) / отв. ред. Н.П. Монина. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С. 163-167