Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития креативности младших школьников
1.1 Развитие креативности как педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
1.3 Занятие мастерством актёра как пространство для реализации креативности
Выводы по главе 1
Глава 2 Практические аспекты развития креативности младших школьников в процессе театральной деятельности
2.1 Диагностика уровней креативности младших школьников
2.2 Методические рекомендации по развитию креативности младших школьников
2.3 Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
В виду проблемы внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке повышаются требования к развитию творческой личности, которая будет иметь развитое продуктивное мышление, гибкое воображение для решения наиболее сложных жизненных задач. В социуме осуществляются бурные преобразования. В связи с этим необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства развития креативности, поскольку прежние не отвечают парадигме образования нового века.
Творчество – это деятельность по созданию новых аутентичных продуктов, которые являются общественно важными. Дети младшего школьного возраста характеризуются огромным потенциалом. Самый эффективный путь развития креативности лежит через приобщение учеников к продуктивной творческой деятельности в процессе внеурочной деятельности. На данный момент одним из главных принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, которая подразумевает развития творческой активности учащихся, индивидуализацию их обучения с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
В качестве главной цели современной школы, как общественного института, является разностороннее развитие ребенка, в том числе и креативное. Особенную значимость в данном процессе приобретает театрализованная деятельность.
Глава 1 Теоретические аспекты развития креативности младших школьников.
1.1. Развитие креативности как педагогическая проблема.
На сегодняшний день накоплен большой теоретический и практический материал по проблеме изучения креативности детей, однако единой теории креативности не существует. Различные мнения о психологической сущности креативности, ее источников и условий успешного развития обусловлены различными теоретическими позициями.
Анализ психологической и педагогической литературы позволяет выделить три направления в изучении креативности:
когнитивное (Дж. Гилфорд, Н. Коган, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс и др.), где в центре внимания находится креативное мышление. Представители этого направления связывают исследование креативности с изучением познавательных процессов, выделяют стадии, уровни и типы креативного процесса;
личностное (А. Адлер, Ф. Баррон, М. Коллинз, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), где в центре внимания находятся исследования личностных аспектов, связанных с процессом творчества. Здесь выявляются характерологические, эмоциональные, мотивационные, социально-ролевые качества личности, рассматривается связь креативности с самоактуализацией личности;
интегративное (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, A.M. Матюшкин, E.Л. Яковлева и др.), где креативность рассматривается как многомерное явление, единство когнитивных и личностных переменных.
Термин «креативность» ввел в 1922 г. Д. Симпсон, которым он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [19, с. 11].
Глава 2 Практические аспекты развития креативности младших школьников в процессе театральной деятельности.
2.1 Диагностика уровней креативности младших школьников.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы является определение уровня креативности младших школьников, развитие креативности и последующая диагностика.
Цель экспериментальной части исследования – проверка эффективности разработанной программы.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1.Диагностика начального уровня развития креативности у учащихся 3 класса (констатирующий этап);
2.Разработка и апробирование программы, направленной на развитие креативности младшего школьника;
3.Сравнительный анализ полученных результатов (контрольный этап эксперимента).
Экспериментальной базой исследования является ГУК «ГДК» Театральная студия Фонограф. В нашем эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 9-10 лет: контрольная группа в составе 17 человек и экспериментальная группа в составе 13 человек. Участники экспериментальной группы посещали занятия по развитию креативности. Контрольная группа не посещала данные занятия.
На данном этапе нашей работы мы провели диагностику исходного уровня креативности младших школьников.
Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой.
Заключение.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Проблема изучения креативности является сложной и многогранной. В зарубежной литературе креативность понимается как способность к творчеству, нечто новое и оригинальное, интеллектуальное творчество; дивергентное мышление. В отечественной литературе креативность понимается как нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, как фактор одаренности. Понятие «креативность» можно рассматривать как психический процесс и креативность как творческое отношение к жизни.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей. Особенностью младших школьников считается активность. Детей отличает их готовность к действию, поиск новых впечатлений и новых друзей, открытость к любому жизненному опыту, огромная энергия, которая предоставляет большие возможности для успешной организации воспитания. Дети младшего школьного возраста с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, готовы выполнять задания и быть полезными для социума.
1. Валишевская, Е. М. Развитие креативности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е.М. Валишевская // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 41-43. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
3. Гавришева, Л. Б. Музыка, игра – театр!: сценарии театрализованных праздников [Текст] / Л. Б. Гавришева. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2004. – 80 С.
4. Генералова, И.А. Структура и содержание программ общекультурной направленности на примере программы «Театр»./ И.А. Генералова // Начальная школа плюс до и после.– 2013. – №7. – С. 21 – 24.
5. Гилфорд, Дж. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Просвещение, 1968. – 562 с.
6. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
9. Колодчевская, Т. В. Развитие одаренности школьников через использование технологии «театральная педагогика» [Текст] / Т. В. Колодчевская // Создание инегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет. – Томск.: 2012. – с. 202–203.
10. Кузнецова, Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов [Текст] / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96 С.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
12. Никитина, А. Б. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие [Текст] / А. Б. Никитина. – М.: Владивосток, 2001. – 288 С.
13. Подгузова, Е.Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза / Е.Е. Подгузова. – Смоленск: СГИИ, 2001. – 119 с.
14. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 164–168.
15. Смирнов, И.Б. Основные подходы к проблеме развития креативности личности / И.Б. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 10. – С. 2–5.
16. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. – Спб.: СпбУПМ, 1997. – 65 с.
17. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
18. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. – СПб.: Речь, 2001. – 250 с.
19. Цхай, И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11 / И.К. Цхай. – М.: Институт молодежи, 2000. – 158 с.
20. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников./Э. Г. Чурилова – М.: Владос, 2001. – 160 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.