Музыка всегда являлась чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки учащиеся приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения
Актуальность и значимость выявления музыкальных способностей обусловлена и тем, что развитие музыкальных способностей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются, как указывал В.А.Сухомлинский: "творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей" [4, с 94].
Предмет изучения – музыкальная педагогика.
Объект изучение – музыкальный репертуар.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении музыкально-педагогического репертуара как средства развития общих и специальных способностей учащихся.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать понятие «музыкальные способности» в теории музыкального воспитания;
2. определить формирование музыкальных способностей учащихся;
3. раскрыть понятие «репертуар»: содержание, основные компоненты;
Музыкальная педагогика - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства. Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального образования и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.
Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных задатков человека, но и на формирование его личности в целом [2, c.54-55].
Музыкальное обучение - процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определенному уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.
Репертуар - основа художественной деятельности коллектива. Он выполняет идейно-художественную и учебную функции, неразрывно связанные между собой. На его базе формируются музыкально-теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно-исполнительской деятельности музыкального коллектива. Это направление деятельности, сущность которой во всестороннем раскрытии идейных, нравственных, эстетических, художественных сторон того или иного произведения. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха в воспитании художественного вкуса музыкантов. Репертуарная политика должна опираться на методологическое положение о том, что музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в любительском музыкальном коллективе, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности участников, формировать их как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха.
Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания художественного вкуса. Поэтому имеет значение, с какой музыкой надо знакомить участников коллектива, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным почерком композиторов [2, c.55-56]. Участник
Воспитание художественного вкуса - процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания. Эстетическая развитость личности проявляется, прежде всего, в художественном вкусе, который определяет характер отношений эстетического субъекта с социально-культурной средой, способствует самореализации личности в художественной деятельности. Исследователи подчеркивают относительную самостоятельность, «автономность» личности и взаимообусловленность процессов становления всесторонне развитой личности и формирования индивидуального художественного вкуса. Одним из важных, основополагающих факторов, который способствует формированию художественного вкуса участников в любительском музыкальном коллективе, - репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Посредством музыки участники коллектива знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, учатся понимать и исполнять произведения композиторов-классиков и наших современников.
Проблема выбора репертуара является одной из основных проблем в музыкальном искусстве. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений, воспитывает творческую активность детей. Умело подобранный репертуар дает коллективу возможность вести активную творческую жизнь, постоянно повышать исполнительское мастерство не только коллектива в целом, но и каждого исполнителя. Репертуар является его визитной карточкой. Еще не слушая музыкального коллектива, но, зная его репертуар, можно в определенной мере судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Для ансамблей и солистов, в том числе в эстрадной сфере, сейчас написано достаточно большое количество произведений. И у педагогов есть
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие.–М.: ВЛАДОС, 2004. –128 с.
2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. –М., 1975. –с.22.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. –М., 1984.
4. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1969.
5. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1974.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М., 1972.
7. Вестник Международного совета по музыкально-художественному образованию (к 100-летию Д.Б.Кабалевского).-М., 2004. -100с.
8. Вопросы музыкальной педагогики.Вып.1. –М.: Музыка, 1979.- 159с., нот..
9. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5.- М.:Музыка,1984.
10. Воспитание музыкой: Из опыта работы/Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева.- М.:Просвещение,1991.- 250с.
11. Воспитательная работа в музыкальной школе/ Составитель В.И.Ананьева, Ленинград., 1959.
12. Восприятие музыки: Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов.- М.: Музыка, 1980,- 256с., нот.
13. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. –М., 1993.- 190с.
14. Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / Пер. с англ. Т.Новиковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 288с.
15. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.- 288с.
16. Милич Б. Воспитание ученика- пианиста.- М.: КИФАРА, 2002.
17. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: Новая гуманистическая образовательная парадигма.- Тверь: ООО «РТС-ИМПУЛЬС», 2003.- 216с.
18. Мухина в.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов: -М.: Академия –432с.
19. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1958.
20. Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей// Спутник учителя музыки.- М.: Просвещение, 1993.
21. Теория и методика обучения игре на фортепиано. / Под ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. –М.: ВЛАДОС, 2001. -368с.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М. 1984.
23. Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
24. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. –М., 1975.
25. Черная М.Р. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. _ Тверь: Твер. гос. ун-т., 2002. -76с.
26. Черная М.Р. Начальное обучение игре на фортепиано. Материалы современных фортепианных школ: Учеб. пособие.- Тверь: Твер. гос. ун-т., 2000. -52с.
27. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности.- Ярославль, 1991.
28. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.- М., 1986.
29. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей.- М., 1999.
30. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960.