ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена важной ролью научного, практически обоснованного подхода к организации коллективной деятельности, что определяется изменениями, происходящими в экономической и социальной жизни. В сложившейся ситуации необходимы исследования в области организации труда, основанные на актуальных подходах в психологии и педагогике. Руководители и организаторы многих современных коллективов зачастую действуют спонтанно и интуитивно, не опираясь на теоретические исследования и практический опыт исследователей и других организаций. Поэтому работы, затрагивающие психологические свойства коллектива и групповой работы в целом, становятся особенно полезными и актуальными в наши дни. Смысл их состоит преимущественно в том, чтобы не только теоретически, но и практически показать, в чем заключается успех коллектива, как видят свою жизнь в группе сотрудники, а также на деле повысить эффективность работы.
Немаловажный аспект практики – исследование творческого вокального коллектива, которому придется проявить себя в новой деятельности или в новых условиях (например, при смене руководства или репертуара вокального коллектива), проведение общего анализа ситуации и построение прогноза (с включением его в план деятельности группы).
Проблема коллектива является одним из наиболее актуальных вопросов социальных наук, различные трактовки коллектива и его структурных характеристик были разработаны в отечественной науке А.С. Макаренко, А.В. Петровским, Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и многими другими исследователями.
В исследованиях проблем коллективной жизни потенциалы групп изучались, как правило, в аспекте повышения эффективности и успешности работы сотрудников и коллективов в целом (С. А. Багрецов, А.Г. Кирпичник, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов и др.), в их связи с эмоциональными индивидуальными характеристиками (А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова). В настоящее время работы, посвященные изучению эмоционального потенциала творческих музыкальных коллективов взрослых, теоретических и практических основ его оптимизации, практически отсутствуют.
Таким образом, все вышесказанное позволило выявить наличие противоречия между необходимостью изучения эмоционального потенциала одного из коллективов Гомельской области в целях повышения эффективности их деятельности и недостаточной изученностью этого
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА ВО ВЗРОСЛОМ ВОКАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Психологические особенности людей зрелого возраста (40-60 лет)
Характеристика данного возраста выбрана не случайно, поскольку объектом нашего исследования стал коллектив женщин в раннем и среднем зрелом возрасте 40-60 лет.
Верхняя граница зрелости и начало старости варьируется в различных периодизациях в огромном диапазоне от 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Грим и большинство демографов) до 75 лет (Д. Биррен). Тем более трудным оказалось дробление самой зрелости – взрослости на качественно своеобразные фазы или периоды, между которыми имеются объективно ещё ни кем не установленные переходы и границы, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Особенно трудным оказался вопрос о том, к каким основным периодам отнести переходные фазы от созревания к зрелости (юность) и от старения к старости (пожилой возраст) [1].
Само понятие зрелой личности появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а если и используется то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.
Актуальность понятия зрелой личности (40-60 лет) в психологии возросла параллельно появлению в анализе современного человека таких социально-психологических понятий, как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), как бегство от свободы и отчуждение (Э. Фромм), как экзистенциальный вакуум (В. Франкл), то есть понятий, отражающих деструктивные тенденции в сознании человека, лишающих его радости жизни.
Этот возраст имеет своими главными чертами продолжение установление специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возращение некоторых
ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В НАРОДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ «ВЕТКОВЧАНКА»
2.1 Описание коллектива вокального ансамбля «Ветковчанка»
Вокальный ансамбль «Ветковчанка» создан 1973 году, более, чем 30 лет (рисунок 2.1) [31].
Звание «народный» присвоено в 1994 году. Руководитель – Якса Наталья Александровна. Количество участников – 16 человек, состав обновлялся полностью лишь один раз, в 2000 году.
Большинство членов коллектива – женщины, в возрасте от 40 до 60 лет, замужние, воспитывающие одного и более детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мы исходили из методологического предположения, что эмоциональный потенциал вокального коллектива взрослых не ограничивается рамками отдельных эмоциональных проявлений в условиях групповой деятельности, но является целостной системой, складывающейся под воздействием определенного комплекса детерминант и представляющей одну из областей жизнедеятельности коллектива, существенных для эффективности деятельности последнего.
Целью работы являлось исследование путей формирования благоприятного творческого климат в коллективе взрослых (выявление основных его детерминант, раскрытие его влияния на жизнедеятельность группы, определение условий его оптимизации).
Вокальный ансамбль «Ветковчанка» создан 1973 году, более, чем 30 лет. Количество участников – 16 человек, состав обновлялся полностью лишь один раз, в 2000 году. Большинство членов коллектива – женщины, в возрасте от 40 до 60 лет, замужние, воспитывающие одного и более детей.
Репертуар коллектива в основном базируется на песнях народного исполнения. Традиционно творчество – русские, белорусские, украинские народные песни. Не смотря на то, что коллектив самодеятельный, уровень способностей за время существования коллектива очень вырос. Женщины хорошо поддаются обучению. Явных лидеров в коллективе не наблюдается. Если кто- то более медленно воспринимает вокальный материал, то он обязательно преуспевает в изучении хореографических элементов.
По результатам исследования эмоциональной составляющей микроклимата коллектива, можно сделать следующий вывод:
1. Общее настроение членов коллектива в целом положительное, а индивидуальные показатели коррелируют с общими. Это показывает, что в группе существуют явления, образующиеся за счет соединения индивидуальных ощущений и общего настроения, общей психологической атмосферы.
2. Колебания настроения относительно сглаженные и мы можем предположить, что в коллективах взрослых, как нам кажется, амплитуды колебаний могут быть более сглаженные нежели в детских, поскольку эмоциональная пульсация сугубо индивидуальна для разных коллективов.
3. Программа дальнейшего формирования благоприятного микроклимата в коллективе может быть направлена на: создание четкого образа совместных достижений всех членов коллектива, ведение дневника значимых событий и совместное посещение мероприятий.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова – М., 1998. – 190 с.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев – М., 1990. – 100 с.
3. Агеев, В.С. Общение и оптимизация совместной деятельности / В. С. Агеев – М., 1987. – 90 с.
4. Антипина, Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии / Г.С. Антипина – Л., 1967. – 112 с.
5. Афанасьева, А.И., Нуруллаев, А.А. Коллектив и личность / А.И. Афанасьева и др. – М., 1965. – 257 с.
6. Багрецов, С.А., Львов, В.М., Наумов, В.В., Оганян, К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. – Спб.: Лань, Издательство Санкт-Петербургского Университета МВД России, 1999. – 640 с.
7. Бондаренко, Л., Ковалев, Ю. Исследование взаимоотношений в малых группах в процессе совместной деятельности. / Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. – Тбилиси, 1971. – С. 12-17.
8. Бузин, Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Дис. канд. психол. наук. – М., 1992. – 20 с.
9. Вайсман, Р.С., Янотовская, Ю.В. Методика изучения ценностно-ориентационного единства группы по значимым качествам личности / Вопросы психологии личности: Межвуз. сб. – Ульяновск, 1977. – С. 8-13.
10. Волков, И.П. Социометрический анализ творческих возможностей группы / Экспериментальная и прикладная психология. – Л., 1970 – Вып. 2. – С. 15-17.
11. Голубева, Н.В. Опыт исследования малых групп // Вопросы психологии. – 1969. – № 3. – С. 9-11.
12. Десев, Л. Психология малых групп: социальные иллюзии и проблемы / Л. Десев. – М., 1979. – 210 с.
13. Дизель, П., Маккинли, Р.У. Поведение человека в организации / П. Дизель, Р.У. Маккинли – М., 1993. – 150 с.
14. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов – М., 1979. – 128 с.
15. Донцов, А.И. Психология коллектива. Психологические проблемы исследования. – М., 1984. – 208 с.
16. Иванов, В.Г. Коллектив и личность / В.Г. Иванов – М., 1971. – 67 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – Минск, Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
18. Кормилова, А.В. Статистические методы изучения производственных коллективов: Дис. канд. экон. наук. – М., 1968. – 120 с.
19. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская – М., 1991. – 90 с.
20. Ломов, Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими / Как вести за собой. – М., 1982. – 230 с.
21. Лутошкин, А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива. – М., 1979. – С. 162-175.
22. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин – М., 1988. – 220 с.
23. Михальский, А.В. Особенности исследования эмоционального потенциала коллектива взрослых // Научные труды МПГУ. Серия психолого-педагогические науки. – М., 2000. – С. 11-18.
24. Михальский, А.В. Психолого-педагогические аспекты работы с коллективом // Научные труды МПГУ. Серия психолого-педагогические науки. – М., 2000. – С. 9-13.
25. Московичи, С. Наука о массах // Психология масс. – Самара, 1998. – С. 397-535.
26. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов – М.,1984. – 140 с.
27. Немов, Р.С., Кирпичник, А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988. – 100 с.
28. Папкин, А.И. Психологическое исследование проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1975. – 177 с.
29. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский – М., 1982. – 258 с.
30. Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский – М.,1978. – 110 с.
31. Материалы о вокальном коллективе «Ветковчанка» https://drive.google.com/file/d/0BxsujuqiiBBrYml1LXM5Mk03aGM/view?pref=2&pli=1 – Дата доступа 01.03.2016.