Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности
1.1 Формирование самооценки, как педагогическая проблема. Что такое формирование самооценки
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3 Занятия хореографией, как пространство для формирования самооценки
Выводы по 1 главе
Глава 2 Практические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности
2.1 Диагностика уровней сформированности самооценки подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию самооценки подростков
2.3 Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Личность развивается самостоятельно, задача же хореографического коллектива сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства культуры и т.п.
Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному «Я». В связи с этим воспитание самооценки в процессе занятий хореографией актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс самооценки, саморазвития и самоутверждения личности, нацеленных на содействие расцвету возможностей подростков во всех его проявлениях, на изменение мотивационного отношения личности к делу, самой себе, другим людям.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Подростки, обучаясь хореографическому искусству, в первую очередь, удовлетворяют свои познавательные потребности через их основу – интерес – определенно сформированную направленность к постижению и усвоению новых знаний, подсознательное стремление к усвоению социальных и культурных норм, правил и установок.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности.
1.1 Формирование самооценки, как педагогическая проблема. Что такое формирование самооценки.
Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.B. Бороздиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Л.Б. Филонова, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как «личностное образование, участвующее непосредственно в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира» [5, с. 59].
По мнению О.А. Белобрыкиной, «самооценка представляет собой «оценку человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, личных возможностей и качеств, собственного положения среди других людей» [4, с. 18].
Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания. Она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.
А.Х. Маслоу утверждал, что «удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире» [20, с. 49]. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.
Глава 2 Практические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности.
2.1 Диагностика уровней сформированности самооценки подростков.
В ходе работы было организовано исследование уровня сформированности самооценки подростков.
Цель исследования: определить уровень сформированности самооценки подростков.
База исследования: народный ансамбль народного танца «На Ростанях» УО Витебского государственного колледжа культуры и искусств» г. Витебска. В исследовании принимали участие 27 подростков.
Гипотеза исследования: занятия хореографическим искусством способствуют формированию положительной самооценки.
Методики исследования.
1. Методика Дембо-Рубинштейн была разработана Т.В. Дембо в 1962 г. и дополнена С.Я. Рубинштейн в 1970 г (Приложение Б). Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С.Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив ее на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации. Методика позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах.
Методика Дембо-Рубинштейн включает в себя следующие шкалы:
здоровье;
способности и ум человека;
его характер;
пользуется ли он авторитетом у сверстников;
умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
уверенность в себе;
внешность человека.
Заключение.
В ходе работы было рассмотрено понятие «самооценки», а также проблема формирования самооценки. Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Самооценка во многом определяет самоощущение человека в мире, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка на всех этапах развития существенно влияет на становление личности и эффективность деятельности.
В ходе работы были рассмотрены психолого-педагогические характеристики подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания. Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности.
В ходе работы были рассмотрены занятия хореографией, как пространство для формирования самооценки. Занятия хореографией с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, все человеческие качества, которые так необходимы для формирования самооценки. Танцевальное искусство является одним из самых популярных видов творческой деятельности. В Беларуси существует множество хореографических коллективов. Одним из таких коллективов является Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь народный ансамбль народного танца «На Ростанях» УО Витебского государственного колледжа культуры и искусств» г. Витебска.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие. / М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
3. Бакушинский, В.А. Художественное творчество и воспитание / В.А. Бакушинский. – М.: Новая школа, 1925. – 283 с.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Боживич. – М.: МПСИ, 1995. – 112 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, – 464 с.
7. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. – М.: Советский художник, 1966. – 120 с.
8. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.
9. Джемс, В. Психология / под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368с.
10. Емельянова, О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.
11. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
12. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер: Мир книг, 2011. – 286 с.
13. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 106 с.
14. Левин, К. Динамическая психология: избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.
15. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.,1975. – 304 с.
16. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников
Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
18. Папура, А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. – 2010. – №5 (95). – С. 110-114.
19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под научн. ред. Е.И. Николаевой. – 12-е изд. – СПб.: Питер: Мир книг, 2012. – 812 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Синькевич, Т.Е. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования эстетических потребностей подростков / Т.Е. Синькевич // Белорусская национальная культура и личность: сб. материалов XXXVIII итоговой научн. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. – Минск. – 2013. – С. 605-610.
23. Чеснокова, И.И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – 260 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.