ВВЕДЕНИЕ
Сфера досуга – нематериальная часть социально-экономической жизни общества, где решаются задачи повышения жизнедеятельности людей, укрепления здоровья, организации их свободного времени. Гармоничное развитие личности и общества возможно лишь при достижении единства двух основных форм деятельности – труда и отдыха.
Важную роль для человека играют традиции. Традиции помогают людям идентифицировать себя как нацию, они служат сохранению и приумножению духовных и материальных ценностей, которые накапливаются и передаются в истории человечества. Традиция «…выступает важнейшим средством обеспечения социальной преемственности, причем она отличается жесткостью закрепления исторического опыта в одних сферах общественной жизни и мобильностью в других» [1, с. 2].
Праздник во все времена был особым событием, выделяющимся из череды будней, имеющим особое значение как для празднующей общности, так и для субъективного опыта каждого участника праздничного действа. На протяжении истории он впитал множество традиций, обрядов, ритуалов и мифов, сохраняя память о значимых датах, событиях, отмечаемых в разных регионах, городах, семьях. Несмотря на многокрасочность и разнообразие культурно-исторических форм празднований, выработанных многовековым опытом народа, праздник всегда оставался универсальной формой эмоционального, символического, ценностного и мировоззренческого выражения установок индивида, коллектива и общества в целом.
Одним из главных праздников в традиции белорусского народа является празднование Нового года.
Объект исследования: праздничная культура и ее организация в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАЗДНИК НОВОГО ГОДА В КОНЦЕПТЕ ТЕОРИИ РЕЖИССУРЫ
1.1. Празднование нового года: генезис, типология
Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. По словам К. Жигульского (англ.)русск., «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, « календарь» везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов». Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает, «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека».
Праздники культуры и искусства стали также неотъемлемой частью мировой праздничной культуры. Это уникальная возможность объединения людей, которая несет в себе нагрузку воспитания и формирования личности.
Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежит к словарному фонду повседневной речи и употребляется часто. Для примера можно сослаться на то, что французский эквивалент этого термина - слово «fete» принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов, таким же по частоте употребления является и слово «fiesta», обозначающие праздник на испанском языке. Современный польский словарь определяет праздник («swieto») как «день, обычно свободный от работы, торжественно отмечаемый вследствие культовых или государственных соображений» [2, с .12].
Праздники, существующие во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуют часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных
ГЛАВА 2 РЕЖИССЕРСКИЙ ПРОЕКТ ПРАЗДНОВАНИЯ НОВОГО ГОДА В АГРОГОРОДКЕ ВИШОВ
2.1. Режиссёрская идея праздника
Принцип работы режиссёра над городскими праздниками включает в себя:
- разработка концепта мероприятия;
- творческое наполнение, грамотная режиссура и постановка;
- подбор артистов и творческих коллективов;
- монтаж сценических площадок;
- эксклюзивное оформление площадок композициями из воздушных шаров, тканей, банеров, живых цветов;
- обеспечение работы административной и творческой бригад;
- техническое согласование мероприятия: заключение и сопровождение договоров – в РОВД, РЭС, РОЧС, а также служб уборки территории и санитарии;
- полное рекламное сопровождение мероприятия: размещение рекламы в СМИ и на уличных рекламоносителях, распространение листовок, пригласительных и др.
В связи с этим важным этапом является появление режиссерской идеи праздника.
Празднование Нового года в агрогородке Вишов начнется 31 декабря с праздника-обряда «Калядаванне» (16.00) и продолжится праздничной танцевально-развлекательной программой «Встречаем вместе Новый год». Идея праздника заключается в объединении старых и новых традиций празднования.
Организации, заинтересованные в проведении праздника
• Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Праздники культуры и искусства стали также неотъемлемой частью мировой праздничной культуры. Это уникальная возможность объединения людей, которая несет в себе нагрузку воспитания и формирования личности. Чрезвычайно разнообразна типология праздников. Практически ни один автор, рассматривающий праздник в том или ином аспекте не обходил вниманием вопрос классификации.
Новый год в Беларуси отмечался, как и у всех восточных славян, 1 сентября и был связан с праздником урожая. Затем официальное празднование Нового года перенеслось на зиму, языческие традиции отошли в прошлое в связи с христианизацией, новогодние традиции тесно переплелись с рождественскими. В наше время в празднике белорусов объединились 3 разные традиции: языческая, христианская и советская. Колядки – это обычай, доставшийся белорусам от язычества.
Принцип работы режиссёра над городскими праздниками включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: разработка концепта мероприятия; творческое наполнение, грамотная режиссура и постановка; подбор артистов и творческих коллективов; монтаж сценических площадок; эксклюзивное оформление площадок композициями из воздушных шаров, тканей, банеров, живых цветов; обеспечение работы административной и творческой бригад; техническое согласование мероприятия: заключение и сопровождение договоров – в РОВД, РЭС, РОЧС, а также служб уборки территории и санитарии; полное рекламное сопровождение мероприятия: размещение рекламы в СМИ и на уличных рекламоносителях, распространение листовок, пригласительных и др.
В ходе данной работы был разработан режиссерский проект празднования Нового года в агрогородке Вишов, разработана режиссёрская идея праздника, сценарно-режиссерская разработка праздника,
1. Гагин, В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект / В.Н. Гагин. – М. : Профиздат, 2005 – 320 с.
2. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М. : Просвещение, 1975. – 140 с.
3. Гуд, П.А. Тэхналогія стварэння свята [Электронный ресурс] : курс лекцый для спецыяльнасці рэжысура / П. А. Гуд. – Мінск : [б. в.], 2007. – 222 с.
4. Ефименко, М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа: дис. … д-ра филос. наук. – М., 2011. – 369 с.
5. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М. : Прогресс, 1985. – 336 с.
6. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. – Саратов, 2001. – 156 с.
7. Кудайбергенов Б.К. Культура современных праздников и обрядов / Б.К.Кудайбергенов, О.Е.Иванов, П.А.Сапронов. – Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1986. – 72 с.
8. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
9. Литвинова М.В Классификация и типология массовых праздников и зрелищ/ Литвинова М.В// Научные Ведомости Белгородского государственного университета. серия: Философия. Социология. Право . – 2012 г. – № 21. – С. 191-201.
10. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление / М.В. Литвинова // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – № 2. – С. 5-12.
11. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
12. Мизов, Н. Праздник как общественное явление / Н. Мизов. – София, 1966. – 124 с.
13. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
14. Обряды и обычаи белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обряды_и_обычаи_белорусов. – Дата доступа: 12.10.2017.
15. Полищук, Н.С. Развитие русских праздников / Н.С. Полищук // Русские / отв. ред. В.А. Александров и др. – М. : Просвещение, 1999. – С. 100-120.
16. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М. : Сов. Россия, 1990. – 78 с
17. Терещенко, А.В. Быт русского народа. / А.В. Терещенко. – М., 1997. – Ч. 5. – 221 с. – Ч. 7. – 348 с.
18. Чередниченко, Т. Праздничность / Т. Чередниченко // Новый мир. – 2002, – №11. – С. 155-167.