Введение
Глава 1 Особенности слова как художественно-выразительного средства праздника
1.1 Праздник как феномен традиционной народной культуры
1.2 Понятие художественных выразительных средств в режиссуре
1.3 Слово как художественное выразительное средство праздника
Глава 2 Разработка сценария праздника с использованием слова как художественного выразительного средства
2.1 Сценарий концерта ко дню защитника отечества
Список использованных источников
РЕФЕРАТ
Курсовая работа состоит из 25 страниц и 12 источников литературы.
Ключевые слова: ПРАЗДНИК, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК, СЛОВО, ЯЗЫК
Объект данной работы – слово.
Предмет работы – слово как художественное выразительное средство праздника.
Цель данной работы – выделить особенности слова как художественного выразительного средства праздника.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть понятие праздника как феномена культуры
2) Рассмотреть понятие художественных выразительных средств в режиссуре
3) Изучить особенности слова как художественного выразительного средства праздника
4) Разработать сценарий проведения праздника
Методы исследования: теоретический анализ литературы, разработка сценария
В результате работы были сделаны следующие выводы: художественное выразительное средство праздника является эффективным инструментом воздействия на массу. Слово определяют палитру действия режиссера и сценариста. Живое слово создает в сознании образы, которые могут воплощаться непосредственно в действиях, могут передавать настроение людям и настроение людей, могут передавать им переживания. Слово создает атмосферу непосредственного общения участников и ведущих праздника. Помимо этого слова как выразительное художественное средство праздника несет конкретный материал, оно может передать, что невозможно выразить другими средствами культуры.
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен праздники играли достаточно важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Праздники включают в себя обряды и традиции различной направленности и сочетаются с религиозной и повседневной жизнью разных народов.
Режиссеры праздников используют большое количество художественных выразительных средств в процессе разработки и проведения праздников [2].
Язык является прямым выразительным средством мыслей, знаков, смыслов. Режиссеру необходимо владеть искусством пользования языка и слова, он должен иметь представления о различных стилях языка, словах как средствах выразительности.
Объект данной работы – слово
Предмет работы – слово как художественное выразительное средство праздника
Цель данной работы – выделить особенности слова как художественного выразительного средства праздника.
Для достижения цели предполагалось решение следующих задач:
5) Рассмотреть понятие праздника как феномена культуры
6) Рассмотреть понятие художественных выразительных средств в режиссуре
7) Изучить особенности слова как художественного выразительного средства праздника
8) Разработать сценарий проведения праздника
В данной работе использовался метод теоретического анализа литературы.
Выразительный язык и выразительные средства являются важным аспектом режиссерской работы. Различные средства делают сценарий индивидуальным и уникальным, отличают его от других работ. Выразительные средства и слово в частности закладывают эмоции, способствуют их выражению [12].
Слово, при умелом его использовании ведущим праздника, оказывает значительное влияние на все стороны личности зрителя или участника. Для этого нами был разработан сценарий праздника с участием двух ведущих, который демонстрирует важность умелого использования слова как художественного выразительного средства праздника.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СЛОВА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ПРАЗДНИКА
1.1 Праздник как феномен традиционной народной культуры
С глубокой древности праздники играли большую роль в жизни человека. Они синтезировали обряды и традиции религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов.
В XX веке урбанизации, стремительных общественных перемен, при наличии мощных средств массовой коммуникации прослеживается значительный кризис праздничной культуры. Однако это не означает уменьшения ее актуальности и значимости для человека. Для того, чтобы осмыслить важность праздника в жизни личности и общества, необходимо, на наш взгляд, раскрыть его сущность как феномена традиционной народной культуры [1].
Культура является национальной памятью народа, она является тем компонентом, который отличает данный народ от другого. Культура сохраняет человека от обезличивания, благодаря ей происходит связь поколений, человек получает духовную поддержку, опору в жизни [3].
Праздник – это явление народной культуры, он проявляет содержательно наполненное свободное время народа. Праздник обычно является увлекательным спектаклем, в котором артисты и участники представляют собой одно лицо. Во время праздника перевоплощение происходит само собой. В результате многократного проигрывания упражнений песенного или танцевального характера происходит накопление практического опыта культурного времяпрепровождения.
Содержание народного праздника народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры.
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ПРАЗДНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА
2.1 Сценарий концерта ко дню защитника отечества
Для демонстрации практического примера использования слова как средства праздника, нами был разработан сценарий проведения праздника, посвященного 23 февраля «Дню защитника «Отечества». Мероприятие может проводиться в любых учреждениях среднего, высшего, специального образования, дворцах культуры.
В мероприятии участвуют двое ведущих, которые используют слово как средство воздействия на публику, передачу настроения и эмоционального тона праздника.
Дата: 23 февраля 2018 год
Тема: О важности и необходимости сильных волей, духом, отважных мужчин как защитников отечества сегодня.
Идея: Мужество защитника отчества, залог светлого будущего.
Ведущий 1- мальчик
Ведущий 2- девочка
Пока рассаживаются гости звучит лейтмотив 2 и на экране идёт фоторяд с белорусскими войсками, со всевозможными фотографиями с парадов, дня победы, дня независимости и т.д.
Идёт заставка- афиша праздника на экране, звучит лейтмотив 1, двое ведущих выходят с разных сторон друг к другу на встречу (примерно на уровне 3-ей кулисы) встречаются и месте идут через центр площадки на авансцену. Лейтмотив 1 микшируется.
Ведущий 1- Добрый день! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем концерте посвящённому дню защитника отечества!
Ведущий 2- Защитник отечества это прежде всего мужчина, который проходит или уже прошёл военную службу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Праздник – это явление народной культуры, он проявляет содержательно наполненное свободное время народа. Праздник обычно является увлекательным спектаклем, в котором артисты и участники представляют собой одно лицо. Во время праздника перевоплощение происходит само собой. В результате многократного проигрывания упражнений песенного или танцевального характера происходит накопление практического опыта культурного времяпрепровождения.
Праздник выполняет следующие функции:
- торжественное обновление жизни
- коммуникативную
- регулятивную
- компенсаторную
- эмоционально-психологическую
- нравственно-воспитательную.
Выразительное средство праздника является эффективным инструментом воздействия на массу. Традиционными средствами являются слово, музыка, свет, хореография, пластика, изобразительное искусство, киноискусство, цирк, декоративные средства (живопись, скульптура, архитектура, художественное и документальное кино).
Слово определяют палитру действия режиссера и сценариста. Живое слово создает в сознании образы, которые могут воплощаться непосредственно в действиях, могут передавать настроение людям и настроение людей, могут передавать им переживания. Слово создает атмосферу непосредственного общения участников и ведущих праздника.
Помимо этого слова как выразительное художественное средство праздника несет конкретный материал, оно может передать, что невозможно выразить другими средствами культуры.
1) Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / /Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 93-112
2) Генкин Д., Конович А. Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 74-92
3) Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с
4) Камалова Н. К., Шымалиев А., Назанова Г. Ж., Турдалиева Ш. Ж. Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1233-1235. — URL https://moluch.ru/archive/113/29268/ (дата обращения: 04.03.2018)
5) Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. – 392 с
6) Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-Щ 2004. - 408 с
7) Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как формы культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с
8) Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений Н.В. Петров. - Л., 1987. /11-19,23-34,78-80,с
9) Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101 с
10) Фридолина Н.А. К вопросу об изучении современного литературно-художественного праздника // Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. – Л., 1981. – с.76-84
11) Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. – М., 1981
12) Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- Москва:Просвещение, 2000.- 2-е изд. — 461 С