Введение
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания подростков в условиях работы центра культурно-воспитательной работы УВД Могилевского облисполкома
1.1 Патриотическое воспитание подростков, как педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3 Патриотическое воспитание, как пространство для формирования самооценки, личности
Выводы по главе 1
Глава 2. Практические аспекты патриотического воспитания подростков в условиях работы центра культурно-воспитательной работы УВД Могилевского облисполкома
2.1 Диагностика патриотического воспитания подростков
2.2 Методические рекомендации по патриотическому воспитанию подростков в условиях работы центра культурно-воспитательной работы УВД Могилевского облисполкома
2.3 Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из самых востребованных направлений воспитательной работы в культурно-воспитательных центрах. Это связано с ориентацией на базовые ценности формирования личности школьника такие, как уважение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, традициям, обычаям и законам своей страны. Воспитание у подростков патриотизма формирует толерантность по отношению к другим народам, активную гражданскую позицию и самоопределение личности, способствует участию личности в развитии Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У подростков должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности. Воспитание подростков в современном обществе осуществляется в условиях реформирования, в ходе которого изменилась культурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой коммуникации, детских организаций. Формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Беларуси гражданского общества.
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания подростков в условиях работы центра культурно-воспитательной работы УВД могилевского облисполкома.
1.1 Патриотическое воспитание подростков, как педагогическая проблема.
В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм». В словаре С.И. Ожегова дается такая трактовка понятия: «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [16, с. 163]. Исследователи С.А. Маврин и Е.В. Бурмистрова определяют патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [12, с. 83]. По мнению О.Е. Лебедева, «патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [10, с. 49].
Развитие патриотизма всегда интересовало исследователей. Так, например, К.Д. Ушинский отмечал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [2, с. 13].
Глава 2. Практические аспекты патриотического воспитания подростков в условиях работы центра культурно-воспитательной работы УВД могилевского облисполкома.
2.1. Диагностика патриотического воспитания подростков.
В ходе работы был проведено исследование уровня патриотического воспитания подростков. В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 14-16 лет. База исследования: центр культурно-воспитательной работы управления внутренних дел Могилевского облисполкома.
Для исследования уровня патриотического воспитания у старших школьниковподростков была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов (Приложение А). Анкетирование проходило анонимно.
Целью данного исследования является определение уровня патриотического воспитания подростков.
Результаты исследования по каждому вопросу приведены в сводной таблице результатов в Приложении 2. На вопрос «Как Вы считаете, должны ли быть развиты чувства патриотизма и гражданственности у современного молодого человека?» утвердительно ответили 45% подростков. Основная масса респондентов (50%) высказали некоторое сомнение, но все же склонились к утвердительному ответу. Только 5% подростков (1 человек) ответили отрицательно. Поэтому, можно сделать вывод о том, что подростки считают нужным развивать в себе чувство патриотизма и гражданственности.
На второй вопрос «Интересуетесь ли Вы историческим прошлым своей страны?» ответы «Да» и «Скорее ДА, чем НЕТ» дали одинаковое количество учащихся – по 40%. 20% подростков ответили отрицательно.
На вопрос «Испытываете ли Вы гордость за Беларусь?» большинство респондентов (60%) дали ответ «Скорее ДА, чем НЕТ». 30% подростков ответили положительно, и 10% ответили отрицательно. Для молодых людей характерно, что большинство из них хотят испытывать гордость за свою страну. Однако многие высказывают неуверенность. Возможно, это связано с тем, что современное нелегкое экономическое и социальное положение во многом оказывают влияние на чувство гордости за свою Родину.
Заключение.
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что в науке существует множество трактовок понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». В целом, стоит отметить, что патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. В ходе работы было отмечено, что в понятии патриотизм можно выделить следующие компоненты: эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный. Главной целью патриотического воспитания является развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности личности, укрепление государства и решение проблем его дальнейшего развития.
Также были выделены следующие виды патриотического воспитания:
военно-патриотическое воспитание;
героико-патриотическое воспитание;
национально-патриотическое воспитание;
гражданское воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание.
Анализ теоретических исследований позволил сделать вывод, что патриотической воспитание является очень важным компонентов в развитии личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.
В ходе работы были рассмотрены особенности патриотического воспитания подростков. Отмечено, что в Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения как необходимому условию формирования гражданского общества.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Ананьев, Б.Г. «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского и ее современное значение / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. – 1969. – №2. – С. 11-16.
3. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 37-43.
4. Вырщиков, А.Н. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 70 с.
5. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан. / З.Т. Гасанов // Народное образование. – 2005. – №6. – С. 51-59.
6. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. – 2005. – №10. – С. 6-8.
7. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А.Г. Дмитров. – М.: Триумф, 2005. – 299 с.
8. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников / С.В. Кривых. – Новокузнецк, 2002. – 297 с.
9. Кузнецова, Л.В. Гражданское становление подрастающего поколения / Л.В. Кузнецова, О. Прохорова // Воспитание школьников. – 2006. – № 5. – С. 7-13.
10. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Лебедев. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
11. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.
12. Маврин, С.А. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке / С.А. Маврин, Е.В. Бурмистрова. – М., 1997. – 266 с.
13. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2007. – № 4. – С. 11-12.
14. Микрюков, В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В.Ю. Микрюков // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 103-107.
15. Мищенко, Л.И. Патриотическое воспитание социально-активной личности в младшем школьном возрасте / Л.И. Мищенко. – М.,1989. – 74 с.
16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // РАН. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. 2-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 277 с.
17. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриота: учеб. пособ. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Б.Ф. Павлов; под ред. А.Н. Хузиахметова. – Казань: ТаРИХ, 2004. – 319 с.
18. Пятикон, А.И. Формирование патриотического воспитания в рыночных условиях / А.И. Пятикон. – М: Гэотар-Медиа, 2000. – 180 с.
19. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с.
21. Савотина, H.A. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
21. Шилова, Н.Н. Патриотическое воспитание современно молодежи / Н.Н. Шилова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2013. – №7. – С. 153-154.
22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учеб. для вузов / Г.И. Щукина. – М.: Изд-во «Педагогика», 1971 – 456 с.
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
24. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.