ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Интеллект как психологический феномен
1.2 Исследование социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Психологические особенности людей c высоким и низким социальным интеллектом
1.4 Функции социального интеллекта
1.5 Социальный интеллект педагогов дошкольных учреждений образования
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Уровень социального интеллекта педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В латинском словаре интеллект (intellectus) означает понимание. Как объект научного исследования, это понятие было введено в психологию Ф. Гальтоном в конце ХIХ века. Теории интеллекта формировались на базе общей психологии и были ориентированы на распознавание и формулировку закономерностей психоментальной деятельности головного мозга человека.
Понятие «социальный интеллект», впервые было использовано в 1920 году, Э. Торндайком. Данным принятие автор обозначил дальновидность в межличностных отношениях.
Проблема изучения социального интеллекта хоть и изучается на протяжении второго столетия, но не имеет единого понимания и объяснения. Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т.д., однако, по мнению Дж. Гилфорда, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Ю.Л. Беловой и др., имеет c ними корреляционную связь.
По мнению Э. Торондайка, Ю.Н. Емельянова, М.И. Бобневой, социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни.
Г. Олпорт, Х. Гарднер описывают социальный интеллект как личностную черту, определяющую успешность социального взаимодействия[10;11;18;22].
Наличие социального интеллекта особенно важно у педагогов занимающихся образованием детей c особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей c особыми потребностями. Инклюзивное образование заключает в себе возможность для детей-инвалидов посещать учебные заведения: сады, школы, ВУЗы наравне со здоровыми детьми.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Интеллект как психологический феномен
C психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей c объективными требованиями реальности. Термин интеллект появился еще в древние века, но подробно стал изучаться лишь в XX веке.
Большинство исследователей делают акцент на том что, интеллект человека определяет совокупность познавательных процессов. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется c системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, c эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, c когнитивным стилем. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к существующим обстоятельствам жизни. Родоначальниками такого представления об интеллекте были В. Штерн, Ж. Пиаже. Рассмотрим мнение некоторых исследователей.
По мнению Д. Векслера интеллект является глобальной способностью действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться c жизненными обстоятельствами». На сегодняшний день большинство психологов в той или иной мере согласны c этим определением интеллекта[4;9].
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. C. Спирмен отмечал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. C точки зрения С. Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация и методы исследования
Целью диагностического исследования является изучение социального интеллекта у педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада.
Для осуществления исследования были подобраны 10 педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада.
Эмпирическое исследование осуществлялось в 5 этапов:
1 этап – формирование выборки для участия в диагностическом исследовании и подбор методик;
2 этап – изучение уровня социального интеллекта c помощью методики исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, представляющей собой российскую адаптацию теста Дж. Гилфорда и М. О’Салливена;
3 этап – изучение уровня эмпатических способностей c помощью методике В.В. Бойко;
4 этап – анализ и обсуждение результатов, формулировка выводов по проведенному исследованию;
5 этап – оформление результатов исследования.
Анализ литературы по психодиагностике показал, что самый распространенный в нашей стране инструмент для измерения социального интеллекта методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, представляющая собой российскую адаптацию теста Дж. Гилфорда и М. О’Салливена[12]. В методику вошло четыре субтеста, которые характеризуются следующим образом (Приложение А).
1. «Истории c завершением». Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Социальный интеллект педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада» можно сделать следующие выводы:
1. Исследование интеллекта ведется уже не первое столетие. Как зарубежные, так и отечественные исследователи занимались его изучением. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. Современные научные исследования смотрит на интеллект очень широко и им явно не хватает объединяющего стержня, который бы обоснованно дал возможность ориентироваться в более глубоких особенностях данного понятии. Вопросом изучения интеллекта продолжают заниматься исследователи из различных областей знаний, привнося новые идеи и мнения.
2. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных данной проблеме, определение «социальный интеллект» не имеет однозначного значения и рассматривается c различных методических позиций. В зарубежной психологической науке, он чаще всего рассматривается в рамках общего интеллекта, в то время как отечественные исследования более склонны к изучению данного феномена c позиции практического интеллекта.
3. От уровня развития социального интеллекта зависит умение адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения, ориентироваться в невербальных реакциях человека, проявлять дальновидность в отношениях c другими, распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, действовать в соответвии c нормо-ролевыми моделями и правилами.
4. Функции социального интеллекта проявляют его свойства. Существует множество классификаций функций социального интеллекта. Некоторые классификации рассматривают социальный интеллект более подробно и
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
2. Андреева, Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога / Н.И. Андреева. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Боброва, Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ / Т.А. Боброва. – СПб: Пресс, 2013. –157 с.
4. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина – Иркутск: БГУЭП, 2003. – 103 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,1999. – 289 с.
6. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. –208 с.
7. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк – М.: Академия, 2008. –176 с.
8. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
9. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н.А. Лужбина. – М.: Барнаул, 2002. – 192 с.
10. Майерс, Д. Социальная психология /. Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
11. Матвеева, Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л.Г. Матвеева. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 208 с.
12. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е.С. Михайлова. – СПб.: Иматон, 1996. –50 с.
13. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова. – СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2007. – 266с.
14. Нижегородцева, Н.В., Долженко, О.В. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза / Н. В. Нижегородцева, О.В. Долженко // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. – 2017. – № 3. – С. 178–183.
15. Никитин, Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 224 с.
16. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрам-М», 2002. – 672 с.
17. Руденко, С.В. К анализу социального интеллекта как фактора психологической готовности руководителей к управлению учреждениями образования / С.В. Руденко // Горизонты образования. – Донецк: 2010. – №2. – С.49–55.
18. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
19. Стернберг, Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272с.
20. Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста / Н.П. Ульянова // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 417-419.
21. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурноодинамическая теория / Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 259 с.
22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. − СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
23. Хлевная, Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Е.А. Хлевная – М:Феникс, 2012 – 320 с.