ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1 Исторические особенности становления и развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
1.1 Становление уголовно-исполнительной системы на территории Беларуси
1.2 Развитие уголовно-исполнительной системы в БССР
1.3 Реформирование уголовно-исполнительной системы в Республике Беларусь
Раздел 2 Функционирование уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь в современный период
2.1 Законодательное регулирование функционирования уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
2.2 Анализ состояния уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
Раздел 3 Основные направления развития и оптимизации уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
3.1 Характеристика проблем развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Любое государство, безусловно, нуждается в реализации такой функции, как исполнение наказаний. Учитывая то, что в со-временном мире уровень преступности достаточно высокий, государство вынуждено прибегать к наказанию лиц, которые причастны к совершению преступлений. Столь же объективно существование органов и учреждений, реализующих уголовную репрессию.
Важное место в системе правоохранительных органов Республики Беларусь занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая наряду с правоохранительными функциями выполняет задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственной деятельности, материально-бытового и медицинского обеспечения.
Уголовная политика государства, направленная на противодействие преступности, неизбежно решает проблему эффективности права наказания, которое распадается на право уголовного преследования и право определения наказания и право его исполнения.
Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы в Республике Беларусь направлен не только на гуманизацию исполнения наказаний, но и на изменение подходов в обществе к уголовно-исполнительной политике. Многообразие подходов в решении задач комплексного воспитательно-профилактического воздействия требует глубокой научно-теоретической разработки и осмысления сущности процессов, происходящих в уголовно-исполнительная системе. Без такого осмысления невозможно создание эффективной системы исполнения уголовных наказаний.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление уголовно-исполнительной системы на территории Беларуси
Уголовные наказания известны славянскому праву достаточно давно. В частности, были известны кровная месть, штраф, лишение свободы, торговая казнь и пр. Первые упоминания о лишении свободы относят к Древней Руси. В то время было известно две формы лишения свободы: заключение в железо (т. е. цепи) и заключение в погреб. Безусловно, в этот период лишение свободы рассматривалось не столько как наказание, сколько как предупредительная мера [19, с. 43].
В XIII в. на территории нашей страны возникает Великое княжество литовское. В этом государстве на всем протяжении XVI в. правовое регулирование уголовно-исполнительной системы осуществлялось в соответствии с нормами статутов ВКЛ: Статута 1529 г., Статута 1566 г. и Статута 1588 г.
Статут 1529 г. предусматривал назначение тюремного заключения в качестве наказания сроком на 6 недель независимо от сословной принадлежности преступника за неуважение к суду и судьям путем высказывания бранных слов (разд. VI арт. 19) и за сопротивление исполнению великокняжеского приговора. В качестве предварительной меры тюремное заключение при-менялось к человеку, пойманному с поличным, до момента решения его дела паном (разд. XIII арт. 4). В этом случае срок изоляции от общества не ограничивался [20, с. 87].
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
2.1 Законодательное регулирование функционирования уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
Правовую основу уголовно-исполнительной системы составляют Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь. Также принято значительное количество подзаконных нормативных актов.
В 2010 году по итогам 10-летней практики реализации Государственной уголовно-правовой политики в сфере преступности и наказания была получена Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их реализации (далее – Концепция). В течение 5 лет была обеспечена плановая реализация этой концепции, что позволило нам добиться определенных результатов. Например, если в 2010 году около половины преступлений, зарегистрированных в стране до этого, совершалось осужденным лицом, то к концу 2015 года этот показатель составляет около 38 % [19, с. 298].
В феврале 2015 года был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 55, которым был утвержден план подготовки законопроекта на 2015 год. В рамках реализации плана в октябре 2015 года в Палату представите-лей Национального собрания Республики Беларусь внесен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь», предусматривающий совершенствование нормативной базы УИК РБ с учетом практики ее применения. Результаты этой работы были подписаны Президентом Республики Беларусь 19 июля 2016 года. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь», вступивший в силу 19 января 2017 года. Если в общую часть УИК Республики Беларусь никаких изменений не вносилось, то в специальную часть было гораздо лучше.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
3.1 Характеристика проблем развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь
Проведенный анализ позволяет также выделить ряд проблем, в развитии уголовно-исполнительной системы:
– наличие кризисных процессов и явлений в обществе и государстве;
– низкая эффективность труда лиц, отбывающих наказание ;
– увеличение в ИУ численности осужденных, придерживающихся радикальных взглядов;
– несовершенство в области оказание медицинской помощи осужденным к лишению и ограничению свободы;
– низкий профессионализм сотрудников пенитенциарных учреждений;
– недостаточный контроль и надзор за деятельностью учреждений УИС со стороны вышестоящих инстанций и надзорных органов, приводящий к злоупотреблению служебным положением и неслужебным связям с осужденными;
– преследование руководством ИУ определенных целей, например, повышение производительности труда осужденных, в ущерб установленным законодательством режимных требований;
– возникновение реальной угрозы для жизни и здоровья осужденных, их родственников;
– недостатки в области размещения и жилищные условия осужденных;
– необходима переоценка режимных ограничений, установленных в местах лишения и ограничения свободы...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведя анализ основных вопросов данной темы можно сделать следующие выводы:
Процесс формирования уголовно-исполнительной системы Беларуси можно условно разделить на несколько этапов: XVI в. – 1917 г., связан с развитием пенитенциарной системы Беларуси; 1917–1991 гг., обусловлен установлением советской власти на территории белорусского государства; 1991 г. – настоящее время, современный период, связан с развитием суверенной Республики Беларусь.
К началу третьего тысячелетия в Республике Беларусь сложилась со-временная уголовно-исполнительная система, которая соответствует имеющейся системе наказаний и иным мерам уголовной ответственности. В соответствии с этим была сформирована корреспондирующая система государственных органов и учреждений, исполняющих наказания. Наличие послед-ней закрепляет уголовно-исполнительное законодательство.
Беларусь продолжает систематически проводить работу по совершенствованию уголовного правоприменения и приведению его в соответствие с международными стандартами в области отправления правосудия, а также по внесению изменений, направленных на повышение эффективности достижения целей уголовной ответственности. Это позволит исправлять осужденных, защищая их права и законные интересы, успешно возвращаться в общество, снижая уровень рецидивизма, а также минимизировать возможность коррупции в сфере исполнения наказаний и других мер уголовной ответственности.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант-плюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Консультант-плюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365- З Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года: одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года) Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (одобрены Экономическим и Социальным Советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (IXII) от 13 мая 1977 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Актуальные вопросы уголовно-исполнительного права и криминологии : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26 мая 2017 г.) / учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь» ; редкол.: В.А. Ананич (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Академия МВД, 2017. – 259 с.
7. Ахраменка, Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.] ; под общ. ред. В.М. Хомича. – Минск : ГИУСТ БГУ. – 470 с.
8. Бурый, В. Е. Уголовно-исполнительное право / В. Е. Бурый, О. С. Коломиец. – Могилев, 2016. – 432 с.
9. Вiшнеўскi А. Ф., Юхо Я. А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi ў дакументах i матэрыялах (са старажытных часоў да нашых дзён): вучэб. дапам. – Мiнск : Акадэмiя М-ва ўнутр. спраў Рэсп. Беларусь, 2003. – 311 с.
10. Казак, С. В. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций и исправительных учреждений открытого типа : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Правоведение» / С. В. Казак ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Академия МВД. — Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2009. — 247 с.
11. Кийко, Н. В. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь / Н. В. Кийко // Уголовно-исполнительное право. – 2017. – Т. 12(1-4), № 4. – С. 464-468
12. Кузьмин, С. И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917– 1953 гг.) / С. И. Кузьмин. — М. : Акад. МВД СССР, 1991. — 131 с.
13. Лисицын, В. М. За тюремной стеной : История Гродненской тюрьмы (XIX век – 1939) / В. М. Лисицын; науч. ред. Д. В. Караев. – Гродно : ГОУПП «Гродн. тип.», 2003. – 352 с
14. Мелентьев, М.П. Уголовно-исполнительное законодательство Рос-сии XIX – начала XX века : сб. норматив. актов / М.П. Мелентьев, В.М. Ковалев, И.В. Упоров. – Рязань, 1998. – 129 с
15. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. В.М. Хомича. Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. – 543 с.
16. Организационные и правовые основы обеспечения режима в исправительных учреждениях : учеб. пособие / В. Б. Шабанов [и др.]. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. – 196 с.
17. Статут Вялікага Княства Літоўскага 1588 г. / пер. на бел. мову А.С. Шагун. – Мінск, 2002. – 207 с
18. Шарков А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А. В. Шарков. Минск : Тесей, 2012. – 381 с.
19. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительная система Республики Беларусь: история и современность / А.В. Шарков. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. – 323 с.
20. Шевцов, Ю. Л. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь / Ю. Л. Шевцов. – М.: Тетралит, 2013. – 272 c.