ВВЕДЕНИЕ
Человек как сознательный индивид способен к самопознанию. В этом исключительном состоянии он может осознавать себя как субъекта сознания и деятельности, общения, отношения к другим и самому себе. В процессе самосознания и самопознания формируется так называемая система представлений. В данную систему включены представления о самом себе, оценка данных представлений. Данная система является динамической и называется Я-концепцией личности.
Рассматриваемая система установок о самом себе, образ, картина самого себя не является статичным психологическим образованием. Развитие, формирование и изменение Я-концепции личности обычно обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Я-концепция является продуктом собственного самосознания индивида. Важную роль в этой структуре имеют представления о своих способностях и качествах, знаниях и умениях, о своих личностных характеристиках и качествах.
Изучением Я-концепции занимались многие ученые, среди которых К. Роджерс, Дж. Стейнс, М. Розенберг, Р. Бернс и другие. Однако до настоящего времени так и не существует единого подхода или определения, которое бы однозначно и полно описывало данное психологическое понятие. Именно поэтому необходимы новые психологические исследования в данной области.
Актуальность исследования обусловлена тем, что юношеский возраст является периодом, когда у человека формируется система установок, ценностей, мотивов и взглядов, формируется мировоззрение. Перед юношами встает конфликт между их еще не полной физической зрелостью и требованиями, предъявляемыми обществом. В юношеском возрасте особую роль играет формирование направленности личности, формирование системы мотивов и установок, выбора будущей профессии. В связи с тем, что юноши являются основной группой населения и важнейшим показателем настоящего и дальнейшего развития нашего общества необходимо изучение личностных особенностей их в данный возрастной период.
Объект исследования – Я-концепция юношей
Предмет исследования – Особенности Я-концепции юношей с разным типом направленности личности.
Целью данной работы является выявление особенностей Я-концепции юношей с разным типом направленности личности.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к понятию Я-концепции в зарубежной и русскоязычной психологии;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Я-КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к определению Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии
Понятие Я-концепции уже давно привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей и ученых. Однако до настоящего времени не было выработано единого понятия и подхода к определению данного феномена. Я-концепцию обычно рассматривают как «образ Я», «самоотношение», «самовосприятие» и т.д. Однако для того, чтобы разобраться, что лежит в основе данного понятия, рассмотрим различные походы к его определению [3].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дается следующее определение Я-концепции личности: «Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [12].
Самым первым определением, которое было дано, является определение К. Роджерса. Автор считает, что Я-концепция личности складывается из представлений о своих характеристиках и способностях, из представлений о своих возможностях взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром. Сюда же автор относит ценностные представления, связанные с объектами и действиями, и представления о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность для личности. Таким образом, согласно подходу автора, Я-концепция представляется сложной структурой, которая существует у индивида в сознании и включает в себя как непосредственно Я, так и все отношения, в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) В настоящее время так и не существует единого подхода и определения понятия Я-концепции как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это связано с тем, что авторы рассматривают данное явления с разных сторон, что затрудняет возможность дать четкое и однозначное определение данного психологического феномена.
2) Я-концепция по мнению многих авторов, является системой установок, образов, представлений, которые направлены на самого себя и отношения, в которые индивид вступает.
3) Я-концепция проходит длительный путь формирования и развития, данное явление не является статическим образованием. Я-концепция может изменяться под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.
4) Я-концепция является многоуровневым образованием и включает в себя несколько уровней, которые различные авторы определяют по-разному (Я-реальное, Я-идеальное, Я-физическое, Я-психологическое и т.д.).
5) При описании личности в психологии, основным понятием является ее направленность. Не существует единого определения и подхода к описанию данного феномена, однако многие авторы считают, что в основе направленности личности лежат ее мотивы, установки, убеждения, стремления, интересы и др. особое место исследователи уделяют мотивационной сфере личности, которая обладает иерархией и определенной структурой мотивов.
6) Направленность личности в научной литературе рассматривают как комплекс устойчивых установок мотивов, которые направляют деятельность личности в любой ситуации. Многие авторы также отмечают, что направленность формируется непосредственно в процессе воспитания.
1. Арестова, О.Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры "Я" / О.Н. Арестова, Е.С. Шильштейн // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1990. – №6. – С. 9–17.
2. Бабаев, Ю.Б. Психологические последствия информатизации / Ю.Б. Бабаев, А.Е. Войскунский // Психологический журнал, т. 19, 1998. – №1. – С. 61–65.
3. Баклушинский, С. А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. – М, 1998. – С. 63–67.
4. Башев, В.В. Открытое действие взрослого / В.В. Башев // Журнал практического психолога. – 1999. – №2. – С. 13–24.
5. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии, 1999. – №3. – С. 4
6. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004. – 336 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс ; общая ред. и вступит.сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
8. Вайнштейн, Л.А. Общая психология / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Минск: Тесей, 2005. – 367 с.
9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
10. Джемс, У. Психология / У. Джеймс; под ред. Петровской Л.А. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с. – С. 34–53.
11. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – Москва : Педагогика, 1987. – 184 с.
12. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. – Кострома, 1986. – С. 46–48.
13. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Е.А. Климов; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ. – 1982. – С.74–77.
14. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005. –447 с..
15. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение. – 1989. – 255 с.
16. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособ. для пед. ин-тов / И.С. Кон. – М: Просвещение. – 1979. – 175 с.
17. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики : научное издание / А.Н. Леонтьев – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
18. Маслоу, Абрахам Гарольд. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
19. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев ; ред.А.А. Бодалев. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1995. – 356 с.
20. Носкова, Н.В. Самосознание в подростковый период жизни человека (методическое пособие изучающим спецкурс по возрастной психологии.) / Н.В. Носкова. – Барнаул, АГУ. – 1999. – 8 с.
21. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян. Под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001.– 607 с.
22. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов / К.Н. Поливанов. – М.: Академия,2000. – 180 с.
23. Поливанова, К.Н. Возраст: норма развития и метод / К.Н. Поливанова // Журнал практического психолога. – 1999. – №2. – С. 80–86.
24. Похилько, В.И. Когнитивная дифференцированность. Общая психодиагностика / В.И. Похилько; под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 238–240.
25. Психологический словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
26. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
27. Психология развития: учебник для вузов/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2001. – 349 с.
28. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. – 705, [7] с.
30. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2012. – 427 с.
31. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер / пер. с англ. общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
32. Харин, С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998. – 352 с.
33. Хьелл, Л. Теории личности [текст] : основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2007. – 606 с.
34. Эйдемиллер, Э.Г. Исследование образа "Я" у подростков с аддиктивным поведением / Э.Г. Эйдемиллер, С.Л. Кулаков, О.В. Черемисин // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов, т. 123. – Л., 1989. – С. 74–79.
35. Элкинд, Д. Предисловие / Д. Элкинд // Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.