ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Классификация и виды психологических нарушений у детей дошкольного возраста
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы проведения экспериментального исследования причин психологических нарушений у детей дошкольного возраста
2.2 Рекомендации по устранению психологических нарушений у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое психологическое состояние – это сложная регуляторная система. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию человека с окружающим миром, приводят к отклонениям в развитии личности, стимулируют возникновение психологических расстройств. Корни большинства взрослых психологических проблем лежат в детстве. Увеличивается количество детей, характеризующихся повышенной тревогой, неопределенностью и эмоциональной неустойчивостью. Исследования в этом направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Предыдущий жизненный опыт ребенка в дошкольном возрасте может помочь ему вступить в новые социальные отношения, работать вместе, адаптироваться к изменившимся условиям при поступлении в школу. Поэтому важно, чтобы этот опыт был положительным. По данным Н.А. Саковича, проанализировавшего ряд исследований, проведенных в последние годы в Республике Беларусь, каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста имеет эмоциональные и психологические расстройства.
Изучением проблемы формирования психологических состояний занимались отечественные и зарубежные ученые. Научно обоснованные исследования в области аффективной сферы начали проводится уже в начале ХХ века и продолжаются до настоящего времени. Среди зарубежных авторов наиболее известны исследования П. Жане, У. Кеннона, Р. Плучека, П. Фресса, и других ученых. Среди отечественных исследователей данной проблемы необходимо указать В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Я.И. Рейковского, Г.Х. Шингарова, и других. К настоящему времени разработано множество концепций, объясняющих сущность психологических состояний, различия между ними, их роль в жизни человека, выделены разнообразные классификации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
«Дошкольное детство – это большая часть жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи расширяются до границ улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, различных видов деятельности. Он чувствует сильное желание участвовать в этой взрослой жизни, которой, конечно, еще нет. Кроме того, у него есть сильное стремление к независимости. Из этого противоречия рождается ролевая игра, самостоятельная деятельность детей, имитирующая жизнь взрослых» – так считает Т.Н. Князева [13, с. 76].
Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 6-7 лет. В психологии дошкольный возраст делится на несколько периодов: младший – 3-4 года; средний – 4-5 лет; старший – 5-7 лет. В этом возрасте улучшается состояние нервной системы и процессы повышенной нервной активности. По мнению автора А.В. Запорожца «гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков для новых видов деятельности. Все дети дошкольного возраста характеризуются высоким уровнем познавательной активности. А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как: восприятие и анализ окружающего мира, зрительное мышление, логическое мышление, произвольное внимание, семантическая память» [18, с. 176].
Психологические особенности дошкольников изучаются комплексно, благодаря рассмотрению под разными углами. Данная возрастная категория разделена на три этапа формирования личности, для более детального рассмотрения психологических особенностей по каждому из них.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы проведения экспериментального исследования причин психологических нарушений у детей дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является выявить причины нарушения у детей дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое было направлено на исследование причин психологических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
– подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
– выявление причин психологических нарушений у детей дошкольного возраста с помощью экспертного оценивания;
– разработка рекомендаций по устранению психологических нарушений у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Цветовой тест Люшера (Приложение А).
2. Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова (Приложение Б).
База исследования: исследование проводилось в ГУО «Ясли–сад №42 г. Бреста».
Выборка исследования: выборку исследования составили 20 детей в возрасте 4-6 лет (Приложение В).
Данная выборка сформировалась в результате экспертного оценивания средней и старшей групп ясли – сада. Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период дошкольного возраста это возраста ребенка от 3 до 7 лет. Условия жизни в дошкольный период расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, различных видов деятельности. В этом возрасте улучшается состояние нервной системы и процессы повышенной нервной активности. Внимание и память ребенка в начале дошкольного возраста в основном ситуативна и непосредственна. Ребенок учится вести себя, он становится все более избирательным. Речь начинает играть ключевую роль в процессе познания окружающего мира. Через общение ребенок усваивает азы различных занятий. Трудовая деятельность активизирует процесс развития личности и силы воли у детей дошкольного возраста. На этом этапе жизни дети получают первые представления о морали и нормах поведения в социальной группе. В дошкольный период дети посещают детский сад, приобретая тем самым первый опыт социального взаимодействия. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать мир более полно. Ведущей деятельностью в дошкольный период является игровая деятельность. Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути, ее становления свидетельствует о завершении периода дошкольного детства. В психологии выделяют некоторые психологические особенности, присущие детям дошкольного возраста: способность решать проблемы образно; умышленное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность оценивать и прогнозировать ее; формирование самооценки; активное формирование голосового аппарата; осознанное восприятие установленных поведенческих и социальных норм; готовность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.
1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова – 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – 320 с.
2. Берн, Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется / Э. Берн – СПб.: «Питер», 2000. – 470 с.
3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – СПб., 2001. – 208 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер – М., 2003. – 157 с.
5. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский – М., 1983. – Т. 5. М., 1993. – 342 с.
6. Габдреева, Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии / Г. Ш. Габдреева // Тонус. – 2000 – №5 – С. 11-16.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. – 90 с.
8. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная – М., 1993 – 200 с.
9. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб.: Речь, 2007 – 190 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: Речь, 2006 – 110 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерпия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб.: Речь, 2005 – 100 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказкой / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб. : Речь, 2005 – 90 с.
13. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т. Н. Князева – СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
14. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; 2003. –С. 4-15.
15. Лубовский, В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1971. – №6. – С. 29-32.
16. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – 342 с.
17. Основы специальной психологии // Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2007. – 200 с.
18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. – М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
19. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач – СПб.: Речь, 2010 – 118 с.
20. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: «Речь», 2000. – 254 с.
21. Туник, Е. Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005. – 104 с.
22. Сухарева, Т. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Т. Е. Сухарева – М., 1966. – Т.3. – 243 с.
23. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
24. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. – СПб.: «Б. С. К.», 2004. – 360 с.
25. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. – М., 2006. – 264 с.
26. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева – СПб.: «Речь», 2002. – 168 с.
27. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин – 3-е изд. – М., 2002. – 360 с.
28. Юнг, К. Г. Феноменология духа в сказках / К. Г. Юнг – Киев: «Знание», 2000. – 420 с.