ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психологические особенности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2 Представление о труде взрослых как важнейший компонент социальной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Проблема ознакомления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с трудом взрослых
2.2 Представления и знания о труде взрослых у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Рекомендации по формированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представлений о труде взрослых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением социально-познавательного развития дошкольников является ознакомление с работой взрослых. В детском саду, в семье, в той социальной среде, которая ему доступна, везде ребенок сталкивается с работой взрослых и использует ее результаты.
На современном этапе образование – это целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из наиболее эффективных решений этой проблемы является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Приобщение детей к труду взрослых является значимым социально-эмоциональным средством приобщения их к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми, расширения и уточнения их знаний о профессиях, активизации их словарного запаса.
В процессе приобщения детей к миру взрослых ребенок накапливает социальный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивает навыки вхождения в детское общество и совместного действия с другими людьми.
Представления о трудовой деятельности взрослых являются основным компонентом системы знаний о социальной реальности не только для дошкольников с нарушениями интеллекта, но и для детей с сохраненным развитием.
Актуальность формирования у дошкольников представлений о взрослом труде обусловлена необходимостью их адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни, повышением требований к личностным качествам – их активности, самостоятельности, компетентности, оперативности, ответственности. В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с умственными недостатками (соответственно, с особыми образовательными потребностями) особенно актуальны. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться с дошкольного возраста. Современная практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых личностных качеств в жизни, таких как самостоятельность, готовность к самостоятельности на основе работы, общения, а также выяснения их жизненных перспектив.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психологические особенности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность – это нарушение нормального темпа развития, при котором ребенок, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [16, с. 56].
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка:
– наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственное недоразвитие родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
– патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
– патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:
– родовая травма и асфиксия;
– нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка);
– травмы мозга.
К числу детей с интеллектуальной недостаточностью относятся такие дети, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
– низкий уровень познавательной активности;
– незрелость мотивации к учебной деятельности...
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Проблема ознакомления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с трудом взрослых
Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И направлено на то, чтобы ребенок:
– понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
– уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
– познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате [11];
– был готов трудиться сам – и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;
– учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [20, с. 234-35]. К условиям, средствам и способам формирования представлений о труде взрослых у дошкольников относятся:
– развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны,
– социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы,
– эмоциональная профессиональная идентификация,
– жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда [1, с. 20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дошкольный возраст для детей с нарушениями интеллекта является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Дети учатся любить работу, уважать любой вид человеческой деятельности, знакомятся (в основном во время игры) с самыми простыми, но наиболее характерными особенностями профессий, приобретают навыки, которые будут развиваться в школе. Задача любого педагога состоит в дифференцированном подходе к развитию каждого дошкольника, учитывающем непрерывный процесс обучения и воспитания при подготовке детей к труду, с постоянным поиском наиболее совершенных способов трудового воспитания, а следовательно, и трудового самоопределения.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, используются дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методы и технологии, что позволяет педагогам дошкольных учреждений значительно повысить эффективность занятий и эффективность обучения и развития дошкольников с нарушениями интеллекта.
Трудовое воспитание в специальных дошкольных учреждениях ведется по двум направлениям. С одной стороны, дети знакомятся с работой взрослых, с ролью работы в жизни людей, с уважением относятся к работе взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание проводится в ходе практической деятельности детей – в формировании навыков самообслуживания, в ручном труде, домашнем труде и работе на площадке детского сада.
Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях по всем видам труда, дети приобретают определенные навыки и умения, осваивают предметные и инструментальные действия, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления.
1. Босак, Л. Ю. Формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представлений и знаний о труде взрослых / Л. Ю. Босак, Я. А. Кореневская, В. А. Шинкаренко // Специальное образование : профессиональный дебют : Материалы VIІ Республиканской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) 26 февраля 2016 г. – Минск : БГПУ, 2016. – 49 с.
2. Гаврилушкина, Л. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / Л. Д. Гаврилушкина, А. В. Соколова. – М. : Просвещение, 1985. – 78 с.
3. Гаркуша, Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями / Ю. Ф. Гаркуша. – М. : Секачев В., 2008. – 132 с.
4. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.
5. Екжанова, Е .А., Стребелева, Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 15 – 19.
6. Зайцев, Д. В., Зайцева, Н. В. Основы специальной (коррекционной) педагогики / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. – Саратов, 1999. – 110 с.
7. Катаева, А. А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А. А. Катаева, Н. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
8. Кириллова, Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Д. С. Кириллова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 44 (230). – С. 270 – 272.
9. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. Л. Коломинский. – К. : Радянская школа, 1978. – 87 с.
10. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов : Николаев, 2004. – 167 с.
11. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация /И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
12. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : учебное пособие / Под ред.Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
13. Основы специальной педагогики психологии : учебное пособие / Под ред. Н. М. Трофимовой. – СПб. : Питер, 2005. – 304 с.
14. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова.-М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
15. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. – Минск : Министерство образования Республики Беларусь, 2007. – 304 с.
16. Римашевская, Н. В. Дизонтогенез // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. — СПб. : Питер, 1999. – 365 с.
17. Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312 с.
18. Таболина, Л. В. Педагогические условия включения в деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина, Н. И. Кудина, Е. Л. Куровскяа // Дефектология. – 2004. – № 4. – С. 31– 35.
19. Хайрдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта / Л. Ф. Хайрдинова // Дефектология. – 2002. – № 1. – С. 15 – 20.
20. Чернова, А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста / А. А. Чернова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – Москва : Буки-Веди, 2017. – С. 55 – 57.