Введение
1 Характеристика диалогической речи как вида речевой деятельности
1.1 Психологические и лингвистические особенности обучения учащихся диалогической речи
1.2 Дидактические возможности использования инновационных технологий в обучении диалогической речи учащихся старших классов
2 Методические основы обучения учащихся старших классов диалогической речи на английском языке с использованием проектной технологии
2.1 Принципы обучения учащихся диалогической речи с использованием проектной технологии
2.2 Методика работы над проектом в процессе обучения иноязычной диалогической речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует свои требования к организации и ведению образовательного процесса. В связи с ускорением темпов развития технологий возросла потребность не столько в знаниях, сколько в способности самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, независимости в познании и самообразовании. В этих условиях инновации актуальны как никогда, поскольку они не только способствуют развитию познавательных умений, но и учат ориентироваться в информационном пространстве, критическому мышлению, а также помогают проявлению и развитию творческих способностей.
Эффективным инструментом формирования иноязычной диалогической речи школьников является инновационная технология. В ходе школьного курса на иностранном языке учащиеся выполняют ролевые, информационные, прикладные, учебно-познавательные и творческие проектные задачи. Представление результатов проектно-исследовательской деятельности позволяет учащемуся совершенствовать навыки в процессе общения на иностранном языке, представлять факты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Следует отметить, что на протяжении десятилетий инновационная технология не пользовалась спросом, ее «возрождение» в начале 90-х годов XX века происходило довольно стихийно, в основном в образовательном процессе, и еще не получило должного теоретического обоснования и методологического развития. В то же время очевидно, что она обладает значительным потенциалом для обучения иностранному языку и его использование может способствовать повышению эффективности образовательного процесса, в том числе при обучении диалогической речи на старшей ступени.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические и лингвистические особенности обучения учащихся диалогической речи
Диалог – это генетически оригинальная и наиболее развитая форма прямого общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что оно основано на диалогическом единстве: выражении мыслей и их восприятии, реакции на них, отражающихся в структуре диалога.
Устное общение может происходить в диалогической или монологической форме или в их сложном переплетении. Однако стоит отметить, что ведущей формой коммуникации является диалог. Поэтому обучение диалогической речи является одной из важнейших целей обучения иноязычной речи в школе.
Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы преподавания устной речи, а именно создание диалогического высказывания в процессе общения на иностранном языке. В процессе изучения иностранного языка важно уделять пристальное внимание психологическим и лингвистическим особенностям формирования иноязычных диалогических высказываний [4].
Диалогическая речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения. Следовательно, диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного создания речи, в котором речевое поведение каждого из участников в значительной степени определяется речевым поведением собеседника. Вот почему диалогическая речь не может быть спланирована заранее. Процесс формирования устного диалогического текста протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль собеседника.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Принципы обучения учащихся диалогической речи с использованием проектной технологии
В основе обучения диалогической речи, как и в основе обучения всех видов речевой деятельности, лежат дидактические и методические принципы – исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приемами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости. Каждый новый метод и подход в обучении выдвигает свои принципы. Принцип – это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы [14, c. 483].
Под принципами обучения понимаются исходные взаимосвязанные положения, которые определяют цели, содержание, технологию обучения [11, с. 58].
Известно, что принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности [7, c. 1].
Принципы обучения формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны и их изолированное применение не даст эффективного результата. Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Эта целостность обеспечивается не только общей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.
Принципы проектного обучения диалогической речи определяются основными характеристиками проектной технологии и особенностями диалогического общения как вида речевой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь выступает в качестве основного средства общения между людьми. В связи с этим важно и целесообразно уделять особое внимание диалогу в процессе изучения иностранного языка. Диалогическая речь всегда мотивирована, что означает, что мы всегда говорим с какой-либо целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.
В дальнейшем была раскрыта цель использования инновационной проектной технологии в процессе обучения диалогической речи на уроках иностранного языка в старшей школе. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учащимися иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности учащегося, и для этого необходимо вносить что-то новое в программу обучения. Успех использования проектной технологии во многом зависит от учителя. Только он может методически грамотно организовать тот или иной метод обучения, только учитель может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и занимательным.
Использование технологии проекта в классе способствует повышению эффективности и результативности в процессе обучения диалогу. На старшем этапе учащиеся должны приобрести такие навыки, как задавать вопросы; ответить на них; сообщать информацию, определяемую предметным содержанием общения; построить подробное изложение; ответить на сообщение собеседника, выражая свое отношение к услышанному; говорить на разные темы, не только реагируя на замечания партнера, но и выступая инициатором его продолжения. Кроме того, студенты должны выполнять соответствующие речевые действия.
1. Алхазишвили, А. А. Психология обучения устной речи на иностранном языке / Алхазишвили А.А.- М., 2011. – С. 21.
2. Барменкова, О. И. Эффективные приёмы обучения английскому языку: пособие для учителя. – Пенза, 1997. – 84 с.
3. Бухбиндер, В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 2001 г. – 568 с.
4. Вайсбурд, М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. На материале английского языка. Ред. Целковнева М.И. - M.: Просвещение, 1965. – 80 с.
5. Жилинская, А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 970.
6. Зимняя, И. А., Сахарова, Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 188.
7. Ильченко, М.Н. Принципы обучения иностранному языку / М.Н.Ильченко // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2011/03/28/printsipy-obucheniya-inostrannomu-yazyku.
8. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). . –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
9. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика / Н.Кочетурова // DOCPLAYER [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://docplayer.ru/61520806-Natalya-kocheturova-metod-proektov-v-obuchenii-yazyku-teoriya-i-praktika.html.
10. Ладутько, Л. К. Проектная деятельность как средство социализации / Л.К.Ладутько // Пралеска – 2012. – №8 (252). – С. 7.
11. Лернер, И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – С. 58.
12. Маслыко, Е. А., Бабинская, П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – 4-е издание, стереотипное. – Минск, «Вышейшая школа», 1998. – 522 с.
13. Мильруд, Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ // Иностранные языки в школе, 2000. – №4. – С. 9-15
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – Москва: Азбуковник, 1999. – С. 483.
15. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И.Пассов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 43-115.
16. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – С. 110-117.
17. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – С. 14-27.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – Москва: Академия, 2002. – С. 64-66.
19. Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
20. Сенцов, А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 3. – С. 126-130.
21. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 164.
22. Филатов, В.М., Филатова Г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. – Ростов на/Дону: АНООН, 1999. – 416 с.
23. Юхнель Н. В., Наумова Е. Г., Демченко Н. В. Английский язык : учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 325 с.