Введение
1 Теоретические основы исследования представлений об идеальном учителе у подростков
1.1 Представление как категория психологии
1.2 Образ учителя в восприятии и понимании учеников
1.3 Идеальный образ учителя в понимании родителей
2 Психологические особенности педагогов и подростков
2.1 Психологические требования к личности педагога
2.2 Психологические особенности подростков
3 Эмпирическое исследование представлений об идеальном учителе в подростковом возрасте
3.1 Описание процедуры и методов исследования
3.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Профессия учителя всегда была востребована обществом и государством, государством, но ни для кого не секрет, что сегодня падает авторитет современной школы и современного педагога.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью векторного изучения одной проблемы формирования личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого претерпевает изменения в условиях общего социального и духовного кризиса.
Учитель сегодня выполняет запросы общества в обучении и воспитания учащихся, а также организации и реализации их учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности.
Учителю предъявляется большое количество профессиональных и личностных требований, которые претерпевают изменения в связи с поэтапным формированием общества.
Современный педагог должен не только в совершенстве владеть профессиональными качествами, но и развивать в себе такие черты характера, как любовь к людям, доброта, открытость, гуманность, справедливость, ответственность, оптимизм, терпение. Именно эти качества олицетворяют в массовом сознании образ идеального учителя.
Современный учитель – это образец для подражания, пример для педагогов и родителей. Это человек, чьи ошибки всегда заметны и редко прощаются. Работая в школе с участниками учебно-воспитательного процесса педагогу важно знать, каким его видят окружающие.
Проблема образа педагога давно исследуется в отечественной педагогике и психологии. Так, роль учителя в образовании и воспитании детей, в формировании их внутреннего мира и писали, и говорили изучали И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Т.В. Леонтьева, Е.М. Семёнова и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ УЧИТЕЛЕ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Представление как категория психологии
Представление − воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека) [1]; а также психический процесс формирования этого образа [14, с. 77].
В основе физиологии представлений лежат «следы» в коре больших полушарий головного мозга, которые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии информации. Сохранить данные следы помогает такое свойств центральной нервной системы, как пластичность Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.
Основная роль представлений в жизни человека это приспособление, создание образов конечных результатов человеческой деятельности. Данная характеристика отличает человеческую деятельность от деятельности животных. Именно представления о результатах выполняемой предметной деятельности делает возможным само осуществление последовательности выполнения данной деятельности. Новые условия и обстоятельства деятельности видоизменяют конечное представление, но помогают создать и выстроить целостный алгоритм действий, а не действовать по методу проб и ошибок, который характерен для более низших существ. Именно поэтому перед началом любой деятельности человек представляет её результат, планирует собственные ресурсы [5].
Преставления помогают человеку составлять целостный образ пространства, которое в каждый конкретный момент деятельности предстаёт перед человеком лишь фрагментарно, но через преставления формируется целостная картина, что не нарушает процесс адаптации, непрерывности картины мира в конкретной ситуации.
Смысл процесса представления заключается в воспроизведении образа предмета или явления, полученное на основе ранее пережитого сенсорного опыта, даже в отсутствие предмета в конкретное время и в конкретном месте. Если восприятие даёт образ предмета или явления только в его непосредственном присутствии, то восприятие вне удалённости данного предмета, при условии его узнаваемости.
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Психологические требования к личности педагога
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог [13, с. 38].
Педагогическая профессия определяется следующими качествами человека: коммуникабельностью; высокой степенью стрессоустойчивости; аккуратностью и чистоплотностью; энергичностью и быстротой реакции; воспитанностью и терпеливостью; тактичностью и доброжелательностью; чувством юмора; хорошей дикцией; хорошей памятью.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ УЧИТЕЛЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: выявить представления об идеальном учителе в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. В соответствии с целью и задачами исследования подобрать методики, позволяющие выявить представления об идеальном учителе.
2. Выявить представления об идеальном учителе у подростков на основании обработки данных психодиагностических методик.
3. Сравнить представления об идеальном учителе у мальчиков и девочек, выявить различия по половому признаку.
4. Составить обобщенные психологические портреты идеального учителя, с точки зрения мальчиков и девочек подросткового возраста, осуществить их сравнительный анализ и описать образ идеального учителя с точки зрения подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях об идеальном учителе у мальчиков и девочек подростков.
Состав испытуемых: в исследовании приняли участие 20 учащихся подросткового возраста (13-14 лет), учащиеся 8-х классов, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Мотивация испытуемых происходила посредством обозначения социальной значимости исследования, при установлении контакта и организации исследования практическую помощь оказали классные руководители, а также педагог-психолог учреждения образования.
Методы исследования: обзорно − аналитический, тестирование, методы количественной и статистической обработки данных (критерий Хи-квадрат Пирсона и критерий Манна-Уитни, которые предназначены для оценки достоверности различий по изучаемому признаку, являются непараметрическими, то есть не требуют наличия нормального распределения переменных).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия педагога – одна из древнейших в мире, и общество осознает ее значимость, но при этом результаты труда учителя заметны не сразу. Воспитание и обучение – кропотливый труд, и настоящий педагог, вкладывая душу в каждого своего ученика или воспитанника, приносит пользу не только ребенку, которого он учит, но и обществу, государству.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными и внеурочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Творческая деятельность учителя, предполагает развитие ребенка, которое строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Итак, мы выяснили, что образ педагога начинает формироваться у ребёнка достаточно рано, но наиболее активно образ педагога формируется в школьном возрасте, когда ребенок вступает в длительный и непосредственный контакт с педагогом.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в идеальном сознании образ учителя – это образ широкообразованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого, хорошего психолога, то есть это образ универсального человека.
Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Можно сделать общий вывод, что образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Образ педагога – это впечатление, которое производит учитель на окружающих: что и как делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.
2. Баева, И. А. Психология молодежной субкультуры / И. А. Баева // Вестник практики психологии образования. – 2007. – № 1. – С.82– 91.
3. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета. – 2015. – № 11. С. 311– 315.
4. Волков, Б. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
5. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 551 с.
6. Емельянова, С. Н. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя / С. Н. Емельянова // Директор школы. – 2004. – № 4. – С. 23 – 24.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 244 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Текст: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
9. Казарицкая, Т. И. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т. И. Казарицкая // Директор школы. – 2004. – № 6. – С.16 – 24.
10. Калюжный, А. А. Технология построения имиджа учителя / А. А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. – № 5. – С. 45 – 49.
11. Корепанова, Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66 – 71.
12. Лукьянова, М. О. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы / М. О. Лукьянова // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 56 – 61.
13. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
14. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
15. Постников, П. Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П. Г. Постников // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 61− 66.
16. Разумовская, Е. Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников / Е. Р. Разумовская // Омский научный вестник. – 2009. – № 1. – С. 120 – 122.
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
18. Реан, А. А. Психология детства / Под редакцией А. А. Реана. – М.: Педагогика, 2003. – 368 с.
19. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.
20. Скок, Г. Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя Текст / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. 2003. – № 3. – С. 84 – 90.
21. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
22. Чернобровкина, С. В. Представления о подростках как фактор их взросления / С. В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2016. – № 3. – С. 56 – 59.
23. Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – СПб.: Питер, 2008. – 206 с.