Введение
Политическая система Республики Беларусь, а именно, ее становление в течение последних десятилетий, оказывает особое влияние на религиозную политику государства, а также на государственно-конфессиональные отношения. Вышеназванные изменения являются причиной изменения положения религии, а также организаций религии в обществе.
Так, в последнее время происходит так называемая структурная трансформация религиозного пространства в Республике Беларусь. Если оценивать данное влияние с одной стороны, то наша страна – светское государство, однако, если посмотреть с другой – вопрос религии в Республике Беларусь весьма неоднозначен. Конфессиональная ситуация здесь в последнее время особенно изменилась, так как внутри сферы религии происходят процессы имманентного характера, а также происходят процессы, которые выходят за ее пределы, а, следовательно, оказывают непосредственное влияние на общество.
Что касается первого аспекта, то к нему относятся рост религиозных организаций, восстановление и развитие религиозных структур, расширение конфессиональными организациями своей деятельности до социальной (внекультовой) деятельности.
Говоря о втором аспекте, следует упомянуть изменение образа жизни и образа мысли людей, которые происходят по причине влияния на них религии.
Центр социологических и политических исследований совместно с географическим факультетом БГУ в 2006 г. провели исследование «Конфессиональная идентификация населения Беларуси», в котором участвовали 1.500 человек в 70 точках, согласно данному исследованию люди считают себя религиозными (59%), квазирелигиозными (5%), колеблющимися (24%), неверующими (12%).
Таким образом, примерно 60% населения нашей страны могут рассчитывать на то, что удовлетворение их религиозных потребностей – предмет не только деятельности религиозных организаций, к которым они принадлежат, а также предмет внимания и помощи со стороны органов местного управления и самоуправления, а также высших государственных органов.
Объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования правового статуса религиозных организаций в Республике Беларусь.
1 Понятие, признаки религиозных организаций
Свобода совести в Республике Беларусь обеспечивает Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 17.12.1992 г. №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» [1].
Так, Конституцией Республики Беларусь, свободе совести отведено особое место в системе гражданских прав и свобод человека. Идеология рассматриваемых организаций не может устанавливаться обязательно для граждан, деятельность общественных объединений, пропагандирующих религиозную вражду запрещена.
Ст.16 Конституции Республики Беларусь определяет, что «религии и вероисповедания равны перед законом», а «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [2].
Однако в Республике Беларусь запрещена деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
В ст.31 Конституции Республики Беларусь определен принцип свободы совести: «самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
Таким образом, свобода совести является единством свободы религиозного и нерелигиозного (атеистического) самоопределения, хотя сам концепт атеизма в Конституции не употребляется.
Помимо прочего, конституционные принципы свободы совести наиболее широко получили свое развитие в Законе Республики Беларусь от 17.12.1992 г. №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях». Преамбула данного закона определяет его назначение: регулирование правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определение правовых основ создания и деятельности религиозных организаций [1].
2 Права и обязанности религиозных организаций по законодательству Республике Беларусь
Закон Республики Беларусь от 17 января 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» внес существенные изменения, изложив ч. 2 ст. 9 Закона в следующей редакции: «Религиозные организации в Республике Беларусь образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица».
Статья 16 Закона в редакции 1995 г. определяла, что для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители в количестве не менее десяти человек должны обратиться с заявлением в городской, районный исполнительные комитеты по месту предполагаемой деятельности общины [1].
Если религиозная община принадлежит какой-либо религиозной организации, это должно быть указано в уставе и подтверждаться соответствующим религиозным управлением или центром. Представленные документы в течение двух Проблемы гражданского права и процесса 38 недель рассматривались местным исполнительным комитетом, затем вместе с заключением направлялись в соответствующий областной исполнительный комитет, который в свою очередь по результатам рассмотрения материалов в месячный срок принимал решение о регистрации или отказе в регистрации устава (положения) религиозной общины. Для религиозных объединений, центров, управлений и создаваемых ими религиозных братств, монастырей, миссий, духовных учебных заведений устанавливался несколько иной порядок регистрации устава: государственным органом Республики Беларусь по делам религий.
Существенные изменения в Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» были внесены Законом Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. Ч 137-З, который, по сути, представлял собой абсолютно новый законодательный акт – Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (далее – Закон о свободе совести). В ст. 13 Закона о свободе совести приведено не только определение религиозных организаций и выделение ее признаков, но проводится и классификация таких образований (религиозные общины, религиозные объединения, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения) [7, с. 78].
3 Религиозные организации в жизни светского Белорусского государства
В Республике Беларусь становление христианства связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году [13, с. 85].
До крещения Руси Владимиром все племена и народы исповедовали язычество, однако, вопрос об установлении христианства возник уже давно. Население было готово к переходу к христианству, не хватало лишь только уверенного решения князя.
И в 987 году он сам крестился в г. Херсонес (Крым), а в последующем крестил и всю свою дружину с прилегающими землями [14, с. 86].
С тех пор идея соотношения государства, права и религии все чаще и чаще заставляет обратить на себя внимание.
Существует ряд стран, где религия претерпевает трансформацию под напором политических процессов. Безусловно, это недопустимо, но несмотря на это термин «политизация религии» существует. Любые политические процессы всегда публичны, именно поэтому политика затрагивает обширную часть общественных отношений. К Шмитт говорил: «Мир без конфликта стал бы миром без политики», и действительно, политические процессы предполагают возникновение дискуссий и что не странно конфликтов, именно в таком ключе можно прийти к истине.
Возвращение религии в политику на сегодняшний день становится все более и более очевидным. К сожалению, часто это оказывается связано с политическим насилием и экстремизмом. Важно отметить, что различные ученые используют различные определения для характеристики взаимоотношений государства и религии: «государственно-религиозные», «государственно-церковные» и «государственно-конфессиональные» отношения.
Мы полагаем, что в этом случае более целесообразно использовать третий вариант, поскольку в первом случае некоторые конфессии не имеют статуса религии (например, конфуцианство), а во втором само слово церковь демонстрирует превосходство христианства.
Сегодня все громче звучит идея становления постсекулярного общества, согласно которой концепция секуляризации потерпела крах. Если говорить точнее, то секуляризация – это процесс снижения роли религии в обществе, и такая тенденция показала свою несостоятельность с возникновением постсекулярного мышления. Необходимо признать, что концепции соотношения государства, права и религии подчинены именно идее постсекулярного общества [15, с 65].
Заключение
Предоставление религиозным организациям прав и возможностей является причиной правового регулирования их деятельности. Таким образом обеспечивается равновесие между отношениями государства и конфессии, а также определяет их сотрудничество, в первую очередь в вопросах социального характера.
Что касается религиозной и этнической ситуации в Республике Беларусь, то сначала следует отметить, что в нашей стране сейчас стабилизируется религиозность, важно то, что популярными и устойчиво стоящими на ногах остаются традиционные конфессии.
При определении векторов в государственно-конфессиональной политике нужно учитывать весь комплекс проблем, которые имеются уже в этой сфере касательно сферы религии, а также вопрос отношений религиозных организаций и государства.
Помимо вышесказанного важно то, готовы ли государство, общество, а также сами религиозные организации к осуществлению сказанного. Считаю, что только при условии, что все стороны будут прикладывать усилия к достижению гармонии в рассматриваемых отношениях, возможен успех в данном деле. Здесь должны работать как политики, так и церковные авторитеты, как государственные служащие, так и собственно общество в лице его членов.
Таким образом, нормативная база Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях выступает переработанной правовой системой первой половины 1990-х годов, а законодательство не лишено определенных противоречий.
В Республике Беларусь политизация церковной жизни крайне незначительна, однако есть моменты, когда вопросы политизации религии стоят очень злободневно. Государство в настоящее время рационально выстраивает свои отношения с Белорусской Православной Церковью, и обеспечивает это нормативным закреплением. Но в свою очередь религиозные представители выступаю во многих сферах жизнедеятельности общества, что ставит в опасность возникновение политизации религии. Также мы полагаем, что нет необходимости отменять обязательную регистрацию религиозных объединений.
Основываясь на проведенном анализе, можно предложить следующее определение термина «религиозная организация» – это некоммерческая организация, основной целью деятельности которой является удовлетворение религиозных потребностей граждан, в том числе совместное вероисповедание, проведение культовых обрядов и богослужений, религиозное просвещение и воспитание своих последователей.
1. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 15 марта 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Старостенко В.В. «Особенности правового обеспечения свободы религии в Республике Беларусь» (материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы», Киев, август, 2010).
4. Усенков И.А. Основные концепции соотношения государства, права и религии в современном мире и их практическая реализация // Концепт. – 2017. – № 11. – С. 42–48.
5. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск: Белорусский экзархат, 2000. – 351 с.
6. Ильичев Л.Ф. Религиозные объединения. – М., 2013. – 836 с.
7. Старостенко В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории. – Могилев: УО «МГУ им. А.Кулешова», 2018. – 272 с.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. Беларусь, 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 января 2017 N 14-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
9. Соловьев В.С. Политизация религии в современном мире: концептуализация проблемы // Политэкс. – 2015. – № 3. – С. 192–198.
10. Одинцова А.А. Белорусская модель религиозных организаций. – Минск: Беларуская навука, 2014. – 494 с.
11. Четверткова А.В. Религия в современном мире: характер трансформаций // Шаг в науку. – 2015. – № 8. – С. 51–53.
12. Фоминская М.Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс / Ц. В. Тихонравова / Философия права. – 2015. – № 1. – С. 8.
13. Красникова А.Н. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. – М.: Канон, 1998. – 433 с.
14. Каутский К. Происхождение христианства. – Москва: Политиздат, 1990. – 462 с.
15. Матвиенко В.А. Политические партии и религии в современном мире: институциональные аспекты взаимодействия // Вестник ЗабГУ. – 2017. – № 4. – С. 62–67.
16. Котляров, И. В. Республика Беларусь в конфессиональном измерении / И. В. Котляров, Л. Е. Земляков. – Минск: Изд-во МНУ, 2004. – 232 с.
17. Земляков, Л. Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования / Л. Е. Земляков. – Минск: РИВШ БГУ, 2001. – 208 с.
18. Дробязко, С.Г. Общая теория права : учеб. Пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. - Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. - 336 с.
19. Комаров, С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2004. - 448 с.
20. Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухов. - Минск : Право и экономика, 2005. - 268 с.