ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие и состав умений учебной деятельности
1.2 Коррекционно-педагогические проблемы формирования умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период обучения грамоте в специальной литературе
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающей работы
2.2 Система заданий по формированию умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период обучения грамоте средствами изобразительной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Готовность детей к овладению грамотой обусловливает успешность данного процесса и способствует усвоению общественного опыта, более ранней социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта. В связи с этим совершенствование системы образования требует оптимальной организации педагогической работы с такой категорией детей в ее начальном звене в этом направлении.
Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по формированию умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период обучения грамоте средствами изобразительной деятельности на коррекционных занятиях.
Изучению проблемы овладения грамотой посвящён ряд фундаментальных и разносторонних исследований (А.К. Аксёнова, Р.И. Лалаева, В.В. Воронкова, Р.Е. Левина и др.). В исследованиях дефектологов обосновывается необходимость обучения грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью с опорой на их потенциальные возможности. Большая часть исследований посвящена вопросам выяснения речевой готовности к овладению грамотой: выявлено своеобразие ее лексической стороны; определены пути коррекции грамматического строя речи; даны рекомендации по совершенствованию навыков устной и письменной речи (А.К. Аксенова, В.Г. Петрова, И.А.Свиридович и др).
Готовность сенсомоторной и психической сфер ребёнка к обучению грамоте создаёт условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма (А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Т.А. Процко, С.Я. Рубинштейн, С.П. Хабарова).
Учителю необходимо четко представлять основные причины и механизмы затруднений в овладении грамотой у каждого ребенка и на основании этого использовать соответствующие приемы коррекционно-развивающей работы, как на уроке, так и на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности.
При достаточной разработке приёмов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, формирования связной речи и сенсомоторной сферы проблема формирования умений учебной деятельности в период обучения грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие и состав умений учебной деятельности
Опыт, накопленный человечеством, усваивается каждым новым поколением в процессе активной познавательной деятельности. Понятие «деятельность» – фундаментальное понятие психологии – наиболее полно раскрыто в работах С.Л Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное преобразование окружающего мира. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, можно заметить, что одни исследователи отождествляют понятия познавательной и учебной деятельности. Другие рассматривают учебную деятельность как более широкое понятие по отношению к познавательной деятельности, поскольку учение включает одновременно активную деятельность как обучающего, так и обучаемого, тогда как познание представляет собой организованную активность обучаемого. Третьи (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, В. Оконь, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.), рассматривают познавательную деятельность как более широкое понятие, так как познание осуществляется не только в целях учения, под которым понимается усвоение системы готовых знаний и умений, но и для открытия новых положений, фактов, закономерностей.
Сензитивным для целенаправленного формирования учебной деятельности является младший школьный возраст. Этому способствуют три фактора. Во-первых, значимость учебной деятельности в жизни младшего школьника: большинство учеников увлечены самим процессом познания и стремятся к получению новой информации. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно отыскивать и извлекать интересующую их информацию. В-третьих, возникновение основных психических новообразований этого возраста: интеллектуальной рефлексии и внутреннего плана действий, обеспечивающих овладение прогнозируемой информацией.
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающей работы
Теоретической базой нашего экспериментального обучения явилась система общих, специальных педагогических принципов, а также общих и специфических методических принципов (А.К.Аксенова, В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Леонтьев и др.).
К общепедагогическим принципам относятся:
– онтогенетический, основанный на учете закономерностей развития умений учебной деятельности детей в норме;
– систематичности и последовательности, предусматривающий адекватность использования методов и приемов коррекционно-развивающей работы по формированию умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период обучения грамоте с учетом закономерностей и перспектив их развития в деятельности;
– доступности, предполагающий оптимальное соответствие уровня сложности формируемых умений, темпа обучения реальным возможностям учащихся с интеллектуальной недостаточностью в зоне их ближайшего развития;
– наглядности, обусловливающий необходимость опоры на чувственный познавательный опыт учащегося;
– принцип деятельностного подхода, определяющий содержание и построение обучения с учетом ведущей деятельности. В соответствии с этим принципом педагогические меры направлялись на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся по возможности самостоятельной деятельности школьников;
– принцип учета поэтапного формирования умственных действий.
В процессе реализации данного принципа учитывалась теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Формирование всякого умственного действия проходит ряд определенных этапов: составление предварительного представления о задании; освоение действий с предметами, то есть этап материализации действия, на котором его выполнение возможно ишь с опорой на вспомогательные средства и действия; освоение действий в плане громкой речи, то есть с опорой на внешнее проговаривание; перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане; окончательное становление умственного действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них формируются первоначальные навыки чтения и письма.
Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Психофизиологической основой является взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Большое значение для овладения грамотой имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, пространственная ориентировка и др.
Коррекционная работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью в период обучения грамоте включает в себя следующую совокупность умений учебной деятельности: понимать инструкции, узнавать звук на фоне слова, определять последовательность звуков в слове, связывать фонему с буквой; выделять слова из предложения, определять количество и место слов в предложении; делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в слове, составлять слова из слогов, дифференцировать зрительные образы букв и другие.
Условиями эффективного формирования у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью умений учебной деятельности в период обучения грамотой являются:
• направленность коррекционных занятий и уроков на формирование у учащихся мотивации учебной деятельности;
• определение системы заданий, которые применяются как взаимосвязанные на коррекционных и учебных занятиях в процессе обучения грамоте;
• применение специальной методики использования данных заданий, предусматривающей активизацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся, а также последовательное повышение самостоятельности выполнения заданий.
Данное исследование строилось на системе общих, специальных педагогических принципов, а также общих и специфических методических принципов. Общепедагогические принципы это – онтогенетический принцип, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип наглядности, принцип деятельностного подхода, принцип учета поэтапного формирования умственных действий.
1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб.-метод. пособие для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. – М. : Просвещение, 2011. – 335 с.
2. Аксёнова, А. К. Речевая зарядка на уроках чтения в I-III классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская // Дефектология. – 1983. – №1. – С. 23-26.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики, таблицы. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 2001 – 272 с.
4. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями / Л. И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №1. – С. 52-56.
5. Баль, Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников : учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. – Минск : Ураджай, 2001. – 75 с.
6. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы : пособие для учителя / В. В Воронкова. – М. : Просвещение, 2001. – 102 с.
7. Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник Моск. ун.-та С. 14. Психология. – 1979. –№4. – С. 54-63.
8. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении : метод. пособие для учителей дефектологов / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
9. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие для студ. пед. институтов / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1965. – 270 с.
10. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 120 с.
11. Коноваленко, С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше : практикум по развитию познавательной деятельности / С. В. Коноваленко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / Корнев А. Н. – СПб. : «МиМ», 1997. – 286 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб : «Союз», 2004. – 224 с.
13. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб : «Союз», 1998. – 224 с.
14. Лалаева, Р. И. О нарушениях чтения у учащихся вспомогательной школы / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 1971. – №2. – С. 7–11.
15. Левитес, Д. Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. –Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 288 с.
16. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью : пособие / В. А. Шинкаренко [и др.] ; под ред. В. А. Шинкаренко. – Минск : «Четыре четверти», 2015. – 76 с.
17. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителей / В. Г. Петрова [ и др.], под ред. В. Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1982. – 285 с.
18. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб.-метод. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Просвещение, 2004. – 160 с.
19. Свиридович, И. А. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе : учеб.-метод. пособие для студентов факультета спец. образования / И. А. Свиридович. – Минск : Изд. центр БГПУ, 2005 г.– 120с.
20. Тиринова, О. И. Основные составляющие умения учиться / О. И. Тиринова // Пачатковае навучанне : сям"я, дзiцячы сад, школа. – 2004. – №4. – С. 3-11.
21. Сиротюк, А. Л. Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков / А. Л.Сиротюк // Логопед. – 2008. – №6. – С. 18–31.
22. Содержание и методика развития познавательной деятельности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В. В. Гладкая [и др.]. – Минск : БГПУ, 2010. – 80 c.
23. Таболина, Л. В. Педагогические условия включения в деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Л. В. Таболина, Н. И. Кудина, Е. Л. Куровскяа // Дефектология. – 2004. – №4. – С. 31-35.
24. Тиринова, О. И. Основные составляющие умения учиться / О. И. Тиринова // Пачатковае навучанне : сям"я, дзiцячы сад, школа. – 2004. – №4. – С. 3-11.
25. Хабарова, С. П. Формировании готовности к овладению чтением у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / С. П. Хабарова ; БГПУ. – Минск, 2000. – 20 с.
26. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма, чтения / Л. С. Цветкова – М. : Просвещение, 1988. – 120 с.
27. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М. : Знание, 1976. – 64 с.