ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Общая характеристика судебной системы
1.2 Взаимоотношения судов с органами исполнительной власти
2 СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Конституционный суд Республики Беларусь
2.2 Верховный суд Республики Беларусь
2.2.1 Судебные коллегии Верховного суда Республики Беларусь
2.2.2 Президиум Верховного Суда Республики Беларусь
2.2.3 Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
2.2.4 Председатель Верховного Суда Республики Беларусь
2.2.5 Аппарат Верховного Суда Республики Беларусь
2.3 Областные и Минский городской суды
2.4 Экономические суды областей и города Минска
2.5 Районные (городские) суды
3 СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь является социально ориентированный правовым государством. Для того чтобы государство в действительности являлось правовым необходимо принять ряд мер. Необходимо определиться и с выбором путей формирования институтов власти, в том числе и судебной, поскольку она является важным и неотъемлемым элементом любого правового государства. Ведь именно с помощью судов в современном цивилизованном обществе можно добиться защиты своих прав в случае их нарушения.
Республика Беларусь – это социальное правовое унитарное государство, которое в своей независимости прошло сравнительно небольшую историю. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, обеспечивающая полноценное функционирование государства и осуществления всех необходимых действий государства.
Судебная власть – это гарантия правового государства, стабильности законодательной системы, ее надежности и независимости от других ветвей власти. Судебная власть – обеспечивает единство применения законодательства, исключая разночтения и вольные трактовки.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Республики Беларусь. тема актуальна также и потому, что значение судебной власти в современном мире сложно переоценить. Работа, выполняемая, судебной властью невероятно объемна и связана с большим количеством вопрос, требующих высокой квалификации, моральных и человеческих качеств от судьи.
В 2014 году прошла реформа судебной системы, которая внесла значительные изменения и усовершенствования в судебную власть. Эта реформа изменила структуру судебной власти, иначе распределив нагрузку на судебные органы и выделив систему экономических судов.
Несмотря на то, что институт судебной власти довольно давно существует, в различных формах своего проявления, все ровно нуждается в доработке способов проведения, и усовершенствования способов осуществления правосудия.
В своей курсовой работе исследуется система органов судебной власти в Республике Беларусь, её особенность и структуру.
1 ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В данной главе ставится цель рассмотреть, проанализировать судебную систему Республики Беларусь, базис ее деятельности. Понять, на чем зиждется судебная система, что является ее главной задачей.
Проанализировав понятие судебной системы и ее составных частей, мы сможем получить представление о структуре.
Прежде всего, необходимо отметить, что в Республике Беларусь судебная власть принадлежит исключительно судам. Никто более не в праве возлагать на себя судейские полномочия. Это один из основополагающий принципов деятельности судебной системы, обеспечивающий ее независимость.
Деятельность судебной системы направлена на то, чтобы обеспечить гарантированный Конституцией, как главным законом страны, личные права и свободы граждан; социально-экономические и политические права граждан; конституционный строй Республики Беларусь; государственные и общественные интересы; права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
1.1 Общая характеристика судебной системы
С 1 января 2014 г. вступили в силу подписанные Президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. законодательные акты, направленные на реформирование судебной системы и службы судебных исполнителей:
– Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»;
– Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»;
– Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».
В результате принятия указанных нормативных актов с 1 января 2014 г. создана единая система судов общей юрисдикции, которая объединила общие и хозяйственные суды; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее - Высший Хозяйственный Суд) преобразован в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь [2, с. 201].
Судебная власть – это одна из триединства ветвей власти, которая осуществляет действия по установлению правосудию и соблюдения законности в различных сферах жизни общества. Осуществление данных действий обуславливается процессуальным порядком, установленным для различных категорий дел.
Судебная система – это прежде всего суды, которые различаются по своей компетенции и реализуют поставленные перед ними задачи и цели.
2 СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Целью данной главы является рассмотрение существующей судебной системы, анализ ее структуры и деятельности, осуществляемой определёнными судами.
Структура судебной системы Республики Беларусь – это прежде всего возможность распределения деятельности между представителями судебной власти. Рассмотрение данной системы позволит понять на основе чего строится сама система судебной власти, проанализировать ее и понять, что лежит в основе деятельности судов.
Структура судебной системы Республики Беларусь представляет собой следующее:
- Конституционный суд Республики Беларусь
- Суды общей юрисдикции
- Система судов общей юрисдикции состоит из:
- Верховного Суда Республики Беларусь;
- областных (Минского городского) судов;
- экономических судов областей (города Минска);
- районных (городских) судов.
Судебная система Республики Беларусь строится по принципам специализации и территориальности [8, с. 88].
Данные принципы дают возможность реализовывать судебную власть на местах, что делает обращение в судебные органы более доступным и мобильным, а разделение судебной власти по направлениям обеспечивает полноту и доскональность рассмотрения судебных дел.
Далее мы более подробно охарактеризуем все виды судов, а также их полномочия и структуру.
3 СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Целью изучения судебных инстанций является понимание последовательности и правильности обращения за судебным решением.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений и т.п.).
В настоящее время в Республике Беларусь действуют 5 инстанций:
1. Суды первой инстанции (раздел 2 ХПК Республики Беларусь, раздел 6 ГПК Республики Беларусь, раздел 9 УПК Республики Беларусь)
2. Суды 2 инстанции (апелляционной) (глава 31 ХПК Республики Беларусь, глава 32 ГПК Республики Беларусь, глава 40 УПК Республики Беларусь)
3. Суды Кассационной инстанции (глава 32 ХПК Республики Беларусь)
4. Суды надзорной инстанции (глава 33 ГПК Республики Беларусь, глава 42 УПК Республики Беларусь, глава 3 ХПК Республики Беларусь)
5. Судебные инстанции, рассматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам (глава 34 ГПК Республики Беларусь, глава 34 ХПК Республики Беларусь, раздел 13 УПК Республики Беларусь) [16, с. 25].
Далее, я кратко охарактеризую каждую из инстанций.
Судом первой инстанции для не экономических правонарушения чаще всего являются городские (районные) суды. Для экономических правонарушений судом первой инстанции выступает областной экономический суд. Юрисдикции судов первой инстанции подвластны такие дела, как:
Уголовные дела – это вопросы о наличии состава преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба;
Гражданские дела – зачастую вопрос касается доказывания (имеется спор о праве), а также юридические последствия, которые должны наступить;
Административные дела – рассматриваются по существу вопросы административных правонарушений
Если какое-либо дело имеет особое общественное значение, то по ходатайству сторон оно может быть рассмотрено в вышестоящих судебных инстанциях, вплоть до верховного суда Республики Беларусь. Суды, рассматривающие дела первой инстанции, рассматривают их в соответствии с процессуальным законодательством, соответствующим каждому делу.
Суд апелляционной инстанции – это суд, который рассматривает дела первой инстанции в том случае, когда с вынесенным решением не согласна какая-либо сторона процесса. Существенное условие рассмотрения дела в апелляционной инстанции – обращение должно поступить до истечения установленного срока для обжалования решения, то есть решение не должно вступить в законную силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе всего вышеизложенного можем констатировать, что цели и задачи курсовой работы, поставленные во введении, были достигнуты и разрешены, в связи с чем можем выделить следующие основные выводы:
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
На основе проведенного исследования можно отметить, что судебная система имеет сложную и разветвленную систему, которая обеспечивает работу судебной системы.
Каждая судебный элемент работает в сфере своей компетенции, регулируя и контролируя законность исполнения законов.
Структура судебной власти разделяется по территориальному и специализированному принципу. Специализация судебной власти обеспечивает рассмотрение судебных дел компетентными и опытными судьями. Территориальное разделение судебной власти гарантирует мобильную возможность обращения за судебным решением в кратчайшие сроки, что обеспечивает доступность судебной власти.
Проблематика судебной власти, на мой взгляд, заключается в следующих положениях:
Благодаря проведенной в 2014 году судебной реформе сблизились все сферы правосудия: уголовное, гражданское, административное и экономическое. Теперь эти направления находятся под единым организационным и судебным контролем Верховного Суда Республики Беларусь, что позволяет Президиуму и Пленуму Верховного Суда максимально синхронизировать судебную практику при применении различными судами одних и тех же норм гражданского, административного, таможенного, налогового, финансового законодательства.
1. Абрамейко, М. Судебная система и судебная власть / М. Абрамейко // Законность и правопорядок. – 2018. – № l. – С. 22-25.
2. Бибило, В.Н. Белорусское судоустройство / В.Н. Бибило. Минск: Ilpaвo и экономика, 2018. – 452 с.
3. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / Н. Бибило. Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
4. Бурдина, Е. Подведомственность и подсудность судов в Республике Беларусь / Е. Бурдина // Сравнительное Констит ц~юнное Обозрение. – 2014. – № 6. –С. 84- 97.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: от 11 января 1999 г. № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Качалова, О. В. О судебной власти в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / О. В. Качалова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sudebnom-prigovore-analiz-klyuchevyh-polozheniy-postanovleniya-plenuma-verhovnogo-suda-rf.
7. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: от 15 марта 1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 2004 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Конюк, А.В Судоустройство: учебник / В. Конюк, Е.В. Семашко, М.А. Семенихин; под общ. ред. А.В. Конюка. - Минск: Акад. управ. при Президенте Респ. Беларусь, 2018. – 316 с.
9. Латышева, А. Судебная система в Республике Беларусь / Н.А. Латышева // :ИL:1ория государства и права. – 2015. – № 7. – С. 38-43.
10. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. О Конституционном суде Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. О судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-зг // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Ореолов, А.Н. Особенности организационно–правового статуса судебной системы Республики Беларусь/ А.Н. Ореолов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2004.– N 7.– С.8–15.
16. Олейник, И.И. Судебная власть в Республике Беларусь / И.И. Олейник // История государства и права. – 2009. – №22. – с. 23-26.
17. Судоустройство: учебник / А. А. Данилевич, Л. Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е. К. Острога, А. В. Солтанович; под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. – Минск :Амалфея, 2002. – 773 с.
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. в ред. Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 171-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020
19. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. в ред. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 253-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: от 15 декабря 1998 г. № 219-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.