Введение
1. Проблемы развития внимания младших школьников в психологии
1.1 Особенности внимания в младшем школьном возрасте
1.2 Факторы развития внимания младшего школьника
1.3 Влияние развития внимания младшего школьника на успешность его учебной деятельности
2. Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности
2.1 Организация и методы исследования особенностей внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности
2.2 Анализ результатов исследования особенностей внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности
2.3 Корреляционная работа
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г, Лускановой
Приложение Б Корректурная проба Б. Бурдона
Приложение В Тест Кюсси
Приложение Г Тест «Перепутанные линии» М.Н. Ильиной
Приложение Д Критические значения коэффициентов корреляции рангов Спирмена (ρ)
Реферат
Курсовая работа: 47 страниц, 14 таблиц, 29 источников, 5 приложений.
Ключевые слова: внимание, особенности внимания, уровень развития внимания, продуктивность учебной деятельности, успешность, младший школьник, корреляционный анализ.
Объект исследования – внимание младших школьников.
Предмет исследования – особенности внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности.
Цель курсовой работы (проекта): определить особенности внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, сравнительно-сопоставительный анализ, тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования, корреляционный анализ.
Задачи курсовой работы (проекта):
- описать особенности внимания в младшем школьном возрасте;
- выделить факторы развития внимания младшего школьника;
- рассмотреть влияние развития внимания младшего школьника на продуктивность его учебной деятельности;
- организовать исследование особенностей внимания младших школьников;
- проанализировать результаты исследования особенностей внимания младших школьников;
- последить корреляционную зависимость особенностей внимания младших школьников и продуктивность их учебной деятельности.
Получены следующие результаты: отмечены основные особенности внимания младших школьников, выявлены основные показатели и уровни развития внимания, а также успешность учебной деятельности младших школьников ГУО «Средняя школа №11» г. Гомеля, обнаружена прямая зависимость продуктивности учебной деятельности от уровня развития внимания.
Практическая значимость: данные эмпирического исследования, можно использовать учителям учреждений образования для повышения уровня развития внимания младших школьников с целью
Введение
В современном обществе проблемам развития внимания у школьников уделяют большое внимание исследователи педагоги, родители, психологи, работающие с детьми. Не подвергается сомнение и утверждение о том, что внимание оказывает непосредственное внимание на учебный процесс. Но в отличие от учебного процесса, который носит познавательный характер (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри этого процесса и неотделимо от него. Внимание характеризует динамику протекания учебного процесса.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. «За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым» [5, с. 67].
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания – одна из сложный проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды.
У младшего школьника, независимо от его таланта и психологических характеристик, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Проблема формирования внимания у младших школьников актуальна, так как дети в начальной школе испытывают затруднения в учебной деятельности из-за недостаточного развития разных сторон внимания. Цель развития внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Вопросы развития внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин, О.Ю. Ермолаев и другие.
1. Проблемы развития внимания младших школьников в психологии
1.1 Особенности внимания в младшем школьном возрасте
На сегодняшний день в понятие «внимания» вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте» [10, с. 79]. Такого определения придерживаются большинство авторов работ по вниманию и оно вошло во многие учебники по психологии.
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания – в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодого физиолога В. Вундта, которому принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания. Внимание понимается В. Вундтом как какая-то внутренняя активность, наличествующая наряду с представлениями. Благодаря его работам исследование внимания длительное время, вплоть до 20-х годов ХХ века, занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
В конце XIX в. появляется книга Т. Рибо «Психология внимания», в которой он выражает мысль о том, что «внимание есть только известное положение ума, состояние чисто формальное; если отнять у него сопровождающие и определяющие его физические явления, дающие ему плоть, то останется чисто отвлеченное понятие, иначе призрак» [20, с. 75].
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим:
- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
- по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
- в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
2. Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности.
2.1 Организация и методы исследования особенностей внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности.
Внимание, как психологическое свойство человека, в том числе и ребенка, может быть подвергнуто диагностике при помощи различных систем тестирования. Представим некоторые из них. Для проведения эмпирического исследования были задействованы учащиеся третьих классов ГУО «Средняя школа №11» г. Гомеля в количестве 90 человек. Возраст учащихся – от 7 до 9 лет.
Для того чтобы исследование носило более дифференцированный характер был проведен тест, на основании которого испытуемые были разделены на две группы:
- школьники с высокой продуктивностью учебной деятельности (далее первая группа);
- школьники с низкой продуктивностью учебной деятельности (далее вторая группа).
Стоит отметить, что разделение на данные группы не может иметь четкую границу и носит, в некоторой степени, условный характер.
Для оценки уровня учебной деятельности учащихся была использована «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой» (приложение А), наиболее объективно отражающая отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Результаты теста отражены в таблице (таблица 1).
Заключение
В данной работе был исследован вопрос особенностей внимания младших школьников. В процессе работы удалось решить поставленные задачи: изучить особенности внимания младших школьников, рассмотреть факторы развития внимания младших школьников, обнаружить прямую зависимость уровня развития внимания и продуктивности учебной деятельности.
Внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью. В задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы.
Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как школьнику необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной деятельности.
Основной особенностью внимания детей младшего школьного возраста является несовершенство различных его свойств. По причине определенных психологических особенностей, а так же в силу возраста младшие школьники не обладают достаточной концентрацией и устойчивостью внимания. Им свойственно непреднамеренное переключение внимания и отвлечение на другие объекты, сосредоточение на одном виде деятельности. Так же для внимания в этом возрасте характерна непроизвольность.
В ходе исследования были отмечены особенности развития свойств внимания младших школьников с низкой продуктивностью учебной деятельности. Отмечено, что младшие школьники с низкой продуктивностью учебной деятельности имеют низкие показатели развития таких свойств внимания как концентрация, переключаемость, избирательность. Дети данной группы имеют более устойчивое внимание, инертное и не гибкое, более склонны к истощению внимания.
В ходе исследования были применены методы, которые позволили исследовать различные характеристики внимания младших школьников условно поделенных на две группы: школьники с высокой продуктивностью учебной деятельности и школьники с низкой продуктивностью учебной деятельности. Были исследованы следующие свойства внимания отдельно по каждой из групп:
- концентрация;
- устойчивость;
- переключаемость;
1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. . канд. психол. наук. – М., 1986. – 156с.
2. Акимова, М.Н. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы: Дис. канд. психол. наук. – Куйбышев, 1981. –150с.
3. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. – М., 1964. – 112с.
4. Вахрушев, С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. канд. психол. наук. – М., 1995. – 164с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выгодский. – М., 1956. – 342 с.
6. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М., 1974. – 99с.
7. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания: П.Я. Гальперин / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию / П.Я. Гальперин. – М., 1976. – 221с.
8. Гоноболин, Ф.Н. Внимание младших школьников / Ф.Н. Гоноболин // Психология младшего школьника / Ф.Н. Гоноболин. – М., 1960. – С. 46-54.
9. Диева, Н.П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте // Экспериментальное исследование внимания / Н.П. Диева. – М., 1970. – С12-19.
10. Добрынин, Н.Ф. Интеллект и внимание / Н.Ф. Добрынин // Психол. исслед. интеллектуальной деятельности / Н.Ф. Добрынин. – М., 1979. – С. 76-82.
11. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М Марютина, Т.А. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 80с.
12. Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1970. – 20с.
13. Лаптиева, Р.П. Психологические особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. канд. психол. наук. – М., 1985. – 142с.
14. Леонтьев, А.Н. Ощущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста / А.Н. Леонтьев // Очерки психологии детей / А.Н. Леонтьев. – М.,1950. – С. 46-57.
15. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М., 1975. – 123с.
16. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. –М., 1971. – 342с.
17. Марютина, Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов / Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова, Н.В. Гавриш // Вопр. психологии. 1988. – №3. – С.34-39.
18. Милерян, Е.А. Внимание и его воспитание у детей / Е.А. Милерян. – М., 1955. – 153с.
19. Петухова, Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1951. – 24с.
20. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – СПб., 1892. – 112с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз., 1946. – 704с.
22. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – Спб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.
23. Солодухова, О.Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся: Дис. .канд. психол. наук. – М.,1976. – 172с.
24. Столица, З.К. Воспитание внимания / З.К. Столица. – М.: Изд-во М.О. Вольф, 1915. – 74 с.
25. Страхов, И.В. О психологической структуре внимания / И.В. Страхов // Вопр. психологии внимания / И.В. Страхов. –Саратов, 1976. – Вып. 8. – С. 84- 116.
26. Страхов, И.В. Классификация видов внимания / И.В. Страхов // Вопр. психологии внимания / И.В. Страхов. – Саратов, 1975. – Вып. 7. – С. 78-112.
27. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе // Д.Н. Узнадзе. – М., 2004. – 413 с.
28. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х томах / К.Д Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. Человек как предмет воспитания. – 432 с.
29. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. – Воронеж, 1997. – 286с.