ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности мотивационной сферы личности
1.2. Возрастные особенности дошкольников
1.3. Специфика развития мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методика работы по формированию мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте
2.2. Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть потребности, мотивы и цели, которые направляют его деятельность по определенному пути. Кто-то стремится к богатству материальному, кто-то – к богатству духовному, кто-то – к власти, а кто-то – к достижению гармонии с самим с собой. Мотивационно-потребностная сфера человека определяет его направленность и его нужды. Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность является движущей силой, которая организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Однако не только потребности определяют выбор деятельности человека и пути его развития. Нравственные ориентиры и ценностные установки определяют выбор средств для достижения поставленных целей. Именно ценности человека определяют его мировоззрение, выбор им определенного пути развития и сферы деятельности.
Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуживает центрального места в психолого-педагогической науке в связи с ее огромным значением в решении научных, практических и теоретических задач.
Мотивация, обеспечивающая активацию и целеустремленность поведения, выполняет, таким образом, регулирующую функцию, определяющую сущность психологии личности.
В детстве человек вступает в систему социальных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми во время различных видов деятельности. Все это напрямую формирует его личность, которая заняла определенное место в системе отношений и во многом определяется системой с новыми внутренними и внешними мотивами. Особую актуальность приобретает изучение деталей развития и формирования мотивационного поля личностей дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности мотивационной сферы личности
В современной психологической науке мотивационно-потребностная сфера рассматривается, как один из важнейших компонентов личности человека. А.Г. Маклаков отмечает, что направленность личности является ее ведущей характеристикой. Разные авторы по-разному описывают направленность, например. Под направленностью понимают совокупность неситуативных, устойчивых мотивов, направляющих деятельность человека. Направленность личности всегда обусловлена социально и формируется в процессе воспитания. Направленность может проявляться в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При этом в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности [1, с. 511].
Термины «мотивация», «мотив» и «потребность» используются учеными для объяснения причин поведения человека достаточно давно. Даже люди, далекие от психологической науки понимают важность мотивации для жизнедеятельности человека. Значение мотивационно-потребностной сферы изучали такие психологи, как А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, А. Маслоу, К. Левин и многие другие.
На наш взгляд, наиболее верным является позиция автора О.Н. Первушиной, которая предлагает объединить теории мотивации в три блока:
- теория биологических побуждений предполагает, что нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который подталкивает человека к его удовлетворению;
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методика работы по формированию мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте
Рассмотрим более подробно возможности психологической работы по формированию мотивации в старшем дошкольном возрасте.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» воспитателем в голову ребенка готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера занятий, обеспечение гуманных отношений между воспитателем и воспитанником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих воспитанников независимо от их успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.
Формы работы, служащие для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации:
1) дидактические игры и упражнения;
2) личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
3) творческие работы;
4) использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
5) интеграция обучения (проведение интегрированных занятий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования по теме «Особенности мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте» решались такие задачи, как
1. описать особенности мотивационной сферы личности;
2. выделить возрастные особенности дошкольников;
3. представить специфику развития мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте;
4. провести практическое исследование общественного и личного мотивов в дошкольном возрасте.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта особенностей мотивационной сферы личности. В современной психологической науке мотивационно-потребностная сфера рассматривается, как один из важнейших компонентов личности человека. Говоря о значении мотивационно-потребностной сферы для деятельности личности, необходимо еще раз подчеркнуть, что такие характеристики, как установки, убеждения, интересы, склонности и влечения, безусловно, влияют не только на выбор сферы деятельности, но и на ее эффективность. Побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов.
1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
2. Первушина, О.Н. Общая психология / О.Н. Первушина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 90 с.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: 1999 г. – 330 с.
4. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 132 с.
5. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 2008, – 382 с.
6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 184 с.
7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.
8. Степанов, С. Взгляд на мотивацию // Школьный психолог / С. Степанов. – 2001. – №31. – С.3-7.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 376 с.
10. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
11. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 2008. – №4. – С. 90-99.
12. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.
13. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А В. Петровской. – М.: Просвещение, 1979. – 492 с.
14. Дробышева И. В. Мотивация – дифференцированный подход / И. В. Дробышева. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
15. Кравцова, Е.Е. психологические новообразования дошкольного возарста//Вопр.психол. – 1996, – №6. – 259 с.
16. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. –М.: Мысль, 1995. – 572 с.
17. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под. Ред. Д. Б. Эльконниа, А. Л. Венгера. – М.: «Педагогика», 1988. – 345 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.-Кн.1: Процесс обучения. – 256 с.
19. Субботский, Е. В. Генезис личностного поведения дошкольников и стиль общения / Вопр.психологии. – 1981, – №2. – 398 с.
20. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос,1995. – 291 с.
21. Чиркова, Т. И. Психолгическаяя служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России,1998. – 255 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 529 с.
23. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дисс. доктора психол. наук / В.К. Вилюнас. – Москва. – 1990. – 170 с.
24. Занюк, С.С. Психология мотивации: теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
25. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512с.