ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика мышления. Сущность творческого мышления
1.3 Особенности процесса развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
2.2 Психолого-педагогические условия развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности в современных условиях. Сегодня востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности детей, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков.
Творческое мышление является важным компонентом развития личности учащегося, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Уровень развития творческого мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека.
Творческое мышление младшего школьника – это осознанный, целенаправленный и управляемый процесс, связанный с поиском ребенком собственного варианта решения проблемы (задачи) и созданием творческого продукта детской деятельности как результата его творческого мышления.
Методологической основой исследования являются концепции, исследования по проблеме развития творческого мышления, которые принадлежат Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономареву, В.Н. Дружинину, И.Я. Лернеру. Творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.).
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время не существует единой теории, которая могла бы дать полную картину умственного развития ребенка в различные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей было проанализировано несколько теорий, которые влияют на периодизацию младшего школьного возраста
Л.С. Выготский основывал свою периодизацию психического развития ребенка на концепции ведущей деятельности. На каждой из стадий психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Таким образом, другие виды деятельности не исчезают – они существуют, но существуют параллельно и не являются основными для психического развития [5, с. 658].
З. Фрейд в психоаналитической теории объяснил развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 ступеней психического развития; на каждой ступени интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст от 6 до 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те личностные качества и варианты реагирования, которые они будут использовать на протяжении всей жизни. А в латентный период происходит «заточка» и укрепление его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период половой инстинкт якобы дремлет [21, с. 33].
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2-7 лет);
3) период конкретного мышления (7-11 лет);
4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
На возраст 7-11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
Целью данной работы являлось изучить развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста в процессе обучения и разработать психолого-педагогические условия в данном направлении. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня развития творческого мышления у младших школьников. После проведения диагностики, поделили школьников на две группы, одна из них контрольная, другая экспериментальная. На следующем этапе исследования были разработаны психолого-педагогические условия развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста.
Базой исследования являлось государственное учреждение образование «Средняя школа №9 г. Кобрина».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 1 и 3 классов. Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа и одна контрольная. В экспериментальную группу вошли младшие школьники 1 класса, а контрольную группу составили младшие школьники 3 класса.
Экспериментальное исследование уровня развития творческого мышления детей младшего школьного возраста осуществлялось с использованием следующих методик:
1) субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Назначение: оценка уровня креативности при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Тест предназначен для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста. Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. С детьми младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование. Время выполнения теста – 10 минут. Стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования по теме «Психолого-педагогические условия развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста» решались такие задачи, как: была дана характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста, рассмотрены особенности процесса развития творческого мышления у младших школьников, проведено экспериментальное исследование развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста, а также проанализированы психолого-педагогические условия развития творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что младший школьный возраст – это период накопления, усвоения знаний, период приобретения знаний, по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является важным условием интеллектуального развития. Особая внушительность, впечатлительность, направленность интеллектуальной деятельности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Эти свойства, в большинстве случаев, являются собственной положительной стороной, и в этой исключительной особенности этого возраста. Поэтому поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, развитию чувства личности.
Исследованием проблемы развития творческого мышления, занимались авторы Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономареву, В.Н. Дружинину, И.Я. Лернеру. Творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.). Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства), является уникальность его результата. Понятие «творческого мышления» представляет собой сложное сочетание мышления и творчества. Творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. В основе творческого мышления лежит высокий уровень творческого воображения – самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности. Понятие креативности отождествляется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач. Показателями, характеризующими творческое мышление, являются: беглость, гибкость, оригинальность и разработанности.
1 Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. университета, 2008. – 238 с.
2 Березина, В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Из-во Буковского, 2005. – 60 с.
3 Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – Воронеж : Модэк, 2007. – 435 с.
4 Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы образования. – 2004. – № 2. – С. 46-68.
5 Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
6 Гилфорд, Дж. Природа умственного развития / Дж. Гилфорд. – М. : Прогресс, 1967. – 463 с.
7 Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. – С. 123-126.
8 Дружинин, В. Н. Психология интеллекта / В. Н. Дружинин // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 31–34.
9 Ендовицкая, Т. О. О развитии творческих способностей / Т. О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – 475 с.
10 Захарова, А. В. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 90-100.
11 Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.
12 Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей младшего школьного возраста: кн. для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М. : Просвещение, 2008. – 463 с.
13 Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя / Л. В. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 224 с.
14 Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101 –104.
15 Леднева, С. А. Идентификация детской одаренности педагогами / С. А. Леднева // Научно-практический журнал. – 2007. – № 1. – С. 42.
16 Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей / И. Я. Лернер. – M. : Просвещение, 2002. – 191 с.
17 Мамюхина, М. В. Особенности мотивации учения младшего школьника / М. В. Мамюхина // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 43.
18 Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 208 с.
19 Никонорова, Л. А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л. А. Никонова // Молодой ученый. – 2015. – № 1. – С. 31–33.
20 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2008. – 562 с.
21 Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е. Е. Туник. – СПб. : Дидактика Плюс, 2002. – С. 2–46.
22 Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М. : Институт практич. психологии, 2007. – 416 с.
23 Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 28–40.