ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретический анализ проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии 5
1.1.Понятие о творческом мышлении
1.2. Развитие творческого мышления дошкольников
2. Эмпирическое исследование особенностей творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современных общественных условиях умения человека нестандартно мыслить, творчески решать задачи и прогнозировать возможные результаты деятельности приобретают высокую значимость.
Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление, воображение является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом.
На сегодняшний день общество вынуждено решать значительно больше проблемных задач, чем когда-либо. Разрешив одну задачу, необходимо решать новые. Решение проблемных задач есть творчество, так как при этом создаются новые материальные и духовные ценности. Таким образом, можно говорить о необходимости развития творческого мышления.
Цель данной работы – экспериментально изучить аспекты развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) определить теоретические аспекты развития творческого мышления у детей дошкольного возраста;
2) провести эмпирическое исследование развития творческого мышления у дошкольников из благополучных и неблагополучных семей.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления.
Предмет исследования –особенности развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышения интереса к развитию творческого мышления дошкольников как залога дальнейшего успешного обучения.
Гипотеза: предполагается, что творческое мышление у дошкольников из благополучных семей развито на более высоком уровне, чем у дошкольников из неблагополучных семей.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы
1 Теоретический анализ проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии
1.1.Понятие о творческом мышлении
Творческое мышление человека играет важную роль в современном обществе, которое высоко расценивает способность создавать нечто новое, оригинальное и одновременно полезное, удачное и красивое. Сегодня от людей требуются не шаблонные привычные действия, а новизна идей, подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям. Необходимо учитывать и тот факт, что доля умственного труда стремительно возрастает практически во всех профессиях, а механическая, однообразная, исполнительская работа все более автоматизируется, отходит к деятельности с применением машин и новых технологий. Очевидно, что умственные возможности человека включают творческие способности как один из основных показателей их развитости. В свою очередь, развитие творческого мышления является одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Высокая значимость для общества способности человека к творческому мышлению доказывается тем, что именно результаты творческой деятельности людей составляют все культурные достижения и ценности, накопленные человечеством. Качество последующих поколений также определяется не только их высокой квалификацией, специализацией, но в значительной степени творческим потенциалом подрастающего поколения, возможностью расширенного общественного воспроизводства.
Проблеме творческого мышления посвящено немало научных исследований. В отечественной психологии проблемой творческого мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои исследования творческому мышлению, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Многочисленные работы, посвященные различным вопросам творческого мышления, указывают на актуальность данной проблематики.
Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, фигурирует там, где речь идет о способностях и одаренности, упоминается практически везде, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий.
Выводы по 1 главе
Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество». В исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству» («творческость»), и «творческое мышление». В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим. Творческое мышление тесно связано с такими понятиями, как воображение, креативность.
Особенностями творческого мышления дошкольников является то, что оно характеризуется радом критериев: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Важную роль в развитии творческого мышления ребенка играет семья. По данным исследований, более высокий уровень креативности демонстрируют те дети, в семьях которых поддерживается их самооценка, удовлетворяются их потребности, предоставляется выбор и поощряется самостоятельность, разрешается эмоциональное самовыражение при невысоком уровне требований, запретов поведения и наказаний за действия.
2. Эмпирическое исследование особенностей творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ДОУ «Ясли-сад №5» г. Гомеля. В исследовании приняло участие 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет из благополучных семей, а также 30 детей старшей группы из семей, находящихся в социально опасном положении.
Цель исследования: выявить особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) диагностика мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста;
3) сопоставления развития творческого мышления у детей из благополучных и неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческое мышление у дошкольников из благополучных семей развито на более высоком уровне, чем у дошкольников из неблагополучных семей.
Для проведения исследования применялись следующие методики (Приложение):
1. Методика «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова.
2. Методика «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова.
3. Субтест «Закончи рисунок» Торренса.
Обоснование выбора методик исследования.
Выбор методик «Что здесь лишнее» и «Пройди через лабиринт» обоснован тем, что из трех видов мышления: словесно-логического, образно- логического и наглядно-действенного – у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Словесно-логическое мышление в дошкольном возрасте еще только начинает развиваться. Поэтому, диагностируя мышление детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление [24].
Выводы по главе 2
Эмпирическое исследование уровня развития образно-логического мышления было обнаружено, что средним уровнем развития образно-логического мышления обладают 35% детей старшего дошкольного возраста из благополучных семей и 60% дошкольников из неблагополучных семей, высоким уровнем – 40% детей из благополучных семей и 30% детей из неблагополучных семей, 24% детей из благополучных и 10% детей из неблагополучных семей облают очень высоким уровнем образно-логического мышления. Низкий уровень развития образно-логического мышления в группе детей старшего дошкольного возраста не обнаружен.
Сравнивая уровень развития образно-логического мышления у мальчиков и девочек, можно отметить, что средний уровень образно-логического мышления выявлен у 25% (45%) мальчиков и 10% (15%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, высокий уровень выявлен у 20% (10%) мальчиков и 20% (20%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, очень высокий уровень выявлен у 5% (5%) мальчиков и 20% (5%) девочек из благополучных и неблагополучных семей.
В результате выявления уровня наглядно-действенного мышления выявлено, что средним уровнем развития наглядно-действенного мышлениям обладают 25% детей старшего дошкольного возраста из благополучных семей и 55% детей из неблагополучных семей, высоким уровнем – 45% детей из благополучных семей и 35% из неблагополучных, очень высоким уровнем – 30% детей из благополучных и 10% детей из неблагополучных семей. Низкий уровень наглядно-действенного мышления не обнаружен.
Сравнивая уровень развития образно-логического мышления у мальчиков и девочек, можно отметить, что средний уровень наглядно-действенного мышления выявлен у 15% мальчиков (35%) и у 10% (20%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, высокий уровень выявлен у 5% (10%) мальчиков и 40% (25%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, очень высокий уровень выявлен у 30% (10%) мальчиков из благополучных семей и 5% девочек из неблагополучных семей.
В результате выявления уровня креативности детей старшего дошкольного возраста обнаружено, что в обоих группах показатель беглости у девочек выше, чем у мальчиков. Показатель гибкости выше у мальчиков, чем у девочек. Оригинальность также у девочек выше, чем у мальчиков. Показатель разработанности выше у девочек, чем у мальчиков. Таким образом, девочки имеют более высокие показатели по таким критериям креативности как беглость, оригинальность, разработанность и уступают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательские и изобретательские способности человека являются средством для создания инноваций. Процесс изобретательства тесно связан с процессом исследования. В основе обоих процессов лежит познавательная и творческая деятельность человека.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Особенностями творческого мышления дошкольников является то, что оно характеризуется радом критериев: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Эмпирическое исследование уровня развития образно-логического мышления было обнаружено, что средним уровнем развития образно-логического мышления обладают 35% детей старшего дошкольного возраста из благополучных семей и 60% дошкольников из неблагополучных семей, высоким уровнем – 40% детей из благополучных семей и 30% детей из неблагополучных семей, 24% детей из благополучных и 10% детей из неблагополучных семей облают очень высоким уровнем образно-логического мышления. Низкий уровень развития образно-логического мышления в группе детей старшего дошкольного возраста не обнаружен.
Сравнивая уровень развития образно-логического мышления у мальчиков и девочек, можно отметить, что средний уровень образно-логического мышления выявлен у 25% (45%) мальчиков и 10% (15%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, высокий уровень выявлен у 20% (10%) мальчиков и 20% (20%) девочек из благополучных и неблагополучных семей, очень высокий уровень выявлен у 5% (5%) мальчиков и 20% (5%) девочек из благополучных и неблагополучных семей.
В результате выявления уровня наглядно-действенного мышления выявлено, что средним уровнем развития наглядно-действенного мышлениям обладают 25% детей старшего дошкольного возраста из благополучных семей и 55% детей из неблагополучных семей, высоким уровнем – 45% детей из благополучных семей и 35% из неблагополучных, очень высоким уровнем – 30% детей из благополучных и 10% детей из неблагополучных семей. Низкий уровень наглядно-действенного мышления не обнаружен.
1. Айзина, Ю.В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблагополучных семей : автореф. дисc. … канд. психол. наук / Ю.В. Айзина. – М., 2002. – 23 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. – Тамбов : Книжное издательство, 1961, – 128 с.
3. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 6. – С. 44–46.
4. Бурухина, Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков / Е.В. Бурухина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 28–32.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : Кн. для учителя. – 3-е издание – М. : Просвещение, 1991. – 180 с.
6. Гафитулин, М.С. Уровни новизны : методика оценки творческой деятельности и получения новизны / М.С. Гафитулин // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 16–20.
7. Гусарова, Е.В. Решение задач на уроках математики с помощью ТРИЗ-технологий / Е.В. Гусарова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – №1 (9). – С. 22–26.
8. Дьяченко, О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте : автореф. дисс. … докт. психол. наук / О.И. Дьяченко.– М., 1990. – 22 л.
9. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии.– 1987. – № 1. – С.24–27.
10. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии.– 1993. – № 2. – С.14–16.
11. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, М.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии.– 1995. – №1. – С.42–46.
12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М. : Просвещение,1986. –Т. 1. – 320 с.
13. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 1968. – № 3. – С. 8–11.
14. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2005. – 180 с.
15. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2004. – 180 с.
16. Козырева, Н.А. Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька» / Н.А. Козырева // Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_ lichnosti/8-1-0-180. – Дата доступа: 12.11.2016.
17. Козырева, Н.А. Начинай изобретать! : учебно-методические материалы / Н.А. Козырева. – М. : ИннАрт, 2014. – 150 с.
18. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М. : Научная литература, 1979. – 260 с.
19. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание.– 1989. – № 12. – С.12–15.
20. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 320 с.
21. Ледовских, И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии / И.А. Ледовских, Н.А. Ручкова // Вестник КГУ: научно-метод. журн. Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Вып. 3. – С. 310-316.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
23. Новейший психологический словарь / под. общ. ред. В.Б. Шапари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 680 с.
24. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина. – М. : Академкнига, 1997. – 220 с.
25. Петров, В.М. Основы теории решения изобретательских задач / В.М, Петров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://triz.natm.ru/articles/petrov/00.htm. – Дата доступа: 12.11.2016.
26. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. – 303 с.
27. Приступа, Г.Н. Современный урок : учебное пособие / Г.Н. Приступа. – Рязань : РГПИ, 1989. – 110 с.
28. Пчелкина, Е.П. Игра как фактор развития творческих способностей дошкольника / Е.П. Пчелкина // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 4 - 6 апреля 2011 года: в 2 т.; отв. ред. И.А. Синкевич. – Мурманск : МГГУ, 2012. – Т. 1. – С. 274–278.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2007.– 382 с.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.
31. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. – Спб. : Спб УПМ, 1997. – 140 с.
32. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М. : Просвещение, 1996. – 140 с.
33. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.
34. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. – 232 с.