Введение
1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения
1.1 Понятие «профессиональное самоопределение»
1.2 Цели и задачи профильного обучения
2 Эмпирическое исследование особенностей мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Первичный эмпирический материал.
Приложение Б. Методики исследования.
Реферат
Курсовая работа 32 страницы, 4 таблицы, 2 рисунка, 35 источников, 2 приложения
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, профильное обучение, допрофильная подготовка, мотивация старшеклассников, профессиональные склонности
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения.
Цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.
Задачи исследования:
а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профессионального самоопределения;
б) раскрыть цели и задачи профильного обучения;
в) выявить особенности мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной; методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой); количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Новизна исследования: выявлены особенности мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация основных подходов к изучению проблемы профессионального самоопределения, расширение представлений об особенностях мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогом-психологом в работе с учащимися старших классов по допрофильной подготовке, а также с целью оптимизации процесса психологического сопровождения профильного обучения.
Область применения: педагогическая психология, семейная психология, психология межличностного общения, социология, профориентация.
Введение
Актуальность исследования. Важнейшей функцией современной школы выступает целенаправленная социализация личности. Широкие возможности дифференциации и индивидуализации обучения, изменения структуры и содержания образовательного процесса с позиций учета интересов, склонностей и способностей учащихся, создания условий для подготовки старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями содержит в себе профильное обучение.
Сегодня старшеклассники все чаще сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Эти трудности связаны с неумением школьников к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии, с неумением соотнести предъявляемые определенной сферой профессиональной деятельности требования со своими возможностями и способностями.
Исследованию проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной науке всегда уделялось большое внимание. Становление профессионального самоопределения личности старшего школьника рассматривается исследователями не как единичный акт выбора, а в качестве длительного процесса развития в рамках будущей профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.).
За последние десятилетия взгляды на профессиональное самоопределение школьников существенно изменились, что связано с тем, что современное образование предполагает введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования. Переход к профильной школе делает формирование профессионального самоопределения старших школьников многоэтапным: выбор профиля обучения, проверка правильности выбора профиля обучения и как результат – выбор профессии.
Вопросы профильного обучения интересовали таких ученых как Е.А. Антропова, А.В. Баранников, Э.Г. Бобышева, А.А. Глинский, Е.И. Криуля, Н.М. Ладнушкина, Г.В. Пальчик, Т.М. Савельева, Т.Ф. Турутина и др. Перечисленные авторы утверждают, что введение профильного обучения оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и на их профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Зарубежные и отечественные
1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения
1.1 Понятие «профессиональное самоопределение»
Самоопределение представляет собой осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [1, c. 127].
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [2, с. 11].
По мнению Э.Ф. Зеера, важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [3, с. 42].
Появление профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют определенные этапы:
– первичный выбор профессии, предполагающий малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, неустойчивый характер профессиональных намерений. Первый этап характерен преимущественно для учащихся младших классов, случается, что на этом этапе задерживаются учащиеся подросткового возраста;
– этап профессионального самоопределения, охватывающий старший школьный возраст), на котором возникают и формируются профессиональные намерения и элементарные представления в разных сферах труда;
– профессиональное обучение как освоение выбранной профессии, которое осуществляется после получения среднего образования;
– профессиональная адаптация, которая предполагает формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;
– самореализация в труде, связанная с выполнением или невыполнением ожиданий относительно профессионального труда [4, с. 190].
2 Эмпирическое исследование особенностей мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа №2 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х классов. Выборка исследования была разделена на 2 группы. В первую группу вошли 20 учащихся физико-математического профиля; во вторую группу вошли 20 учащихся социально-гуманитарного профиля.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) выявление особенностей мотивации у старшеклассников в условиях профильного обучения с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить профессиональные склонности у старшеклассников различного профиля;
2) определить мотивы выборка профессии и старшеклассников различного профиля;
3) выявить различия у старшеклассников различного профиля в в профессиональных склонностях и мотивах выбора профессии.
Гипотеза исследования: существуют различия между группами старшеклассников различного профиля в профессиональных склонностях и мотивах выбора профессии.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Краткое описание методик исследования.
1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
Назначение: методика позволяет выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или
Заключение
В настоящей работе были выявлены особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. Необходимость изучения этой проблемы связана с вопросами совершенствования образовательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы. Ее эффективное решение невозможно без построения содержания образования на основе широкой профильной дифференциации, позволяющей более полно учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности гражданина.
Профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение представляет собой важнейшую характеристику социально-психологической зрелости личности, одним из аспектов самореализации. Выбор профессии старшеклассников как компонент профессионального самоопределения определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, индивидуально и социально значимыми.
Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим учитывать склонности и способности учащихся, способным обеспечить осознанный выбор старшеклассниками своей профессиональной деятельности. Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования является неотъемлемым компонентом системы профильного обучения. В качестве основных структурных компонентов допрофильной подготовки выступают информирование, психолого-педагогическое сопровождение, пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия. В процессе профильного обучения происходит формирование основных компонентов профессионального самоопределения: сформированность устойчивого интереса старшеклассников к выбираемому профилю обучения и целенаправленность мотивов его выбора; полнота и дифференцированность знаний старшеклассников о профилях обучения и профессиях, путях получения, содержания труда и требований, предъявляемых к личности выбранной профессией; знание старшими школьниками своих индивидуальных особенностей; самооценка соответствия знаний по предметам требованиям овладения программой углубленного изучения профильных предметов.
1 Ренева, Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации / Г.Ф. Ренева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 126–132.
2 Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 359 с.
3 Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
4 Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 543 с.
5 Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
6 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
7 Ретивых, М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. – 125 с.
8 Кобазова, Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного фед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 52-56.
9 Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А.В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
10 Ососова, М.В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся / М.В. Ососова// Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 166–172.
11 Ретунская, Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т.Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126-130.
12 Стукалова, Н.А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников /Н.А. Стукалова // Science Time. – 2014. – №12. – С. 484-490.
13 Зыбина, Л.Н. Психологическая сущность направленности личности / Л.Н. Зыбина // Деятельность личности. – 2005. –№ 1. – С. 57-67.
14 Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора в период общего обучения / А.И. Кулакова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Том 21. – С. 78-81.
15 Ананьина, Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е.В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – №9. – С. 62–67.
15 Аверьянова, С.Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников / С.Ю. Аверьянова // Научный диалог. – 2013. – № 8. – С. 120–130.
16 Покровская, С.Е. Понятие «Профессиональная направленность личности» в современной психологии: Анализ содержания / С.Е. Покровская // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 74-79.
17 Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
18 Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
19 Давыдюк, Л.В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85-88.
20 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 N 216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic02/text846.htm. – Дата доступа: 06.02.2018.
21 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» от 30.05.2016 № 05-20/94 // Сборник нормативных документов. – 2016. – № 4. – С. 22-29.
22 Пальчик, Г.В. Опыт реализации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь / Г.В. Пальчик // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 3 – С. 55-59.
23 Криуля, Е.И. Концепции профильного обучения / Е.И. Криуля // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2013. – № 7. – С. 39-42.
24 Ладнушкина, Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы / Н.М. Ладнушкина // Народное образование. – 2006. – № 1. – С. 21-25.
25 Кривых, С.В. Организация профильного обучения / С.В. Кривых, Г.Н. Шорникова, В.М. Жураковская. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 213 с.
26 Глинский, А.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь / А.А. Глинский, Т.М. Савельева // Веснік адукацыі. – 2015. – № 10. – С. 36-45.
27 Гирина, В.Н. Гуманистическая направленность допрофильной подготовки и профильного обучения в современной школе / В.Н. Гирина // Профильное обучение в учреждениях общего среднего образования: материалы были представлены на республиканской научно-практ. конференции от 28 мая 2015 года. – Могилев, 2015. – С. 3-6.
28 Титова, Г.Ю. Основы профориенталогии / Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. ‒ 136 с.
29 Рубина, Л.Я. Развитие системы профильного обучения в современной школе / Л.Я. Рубина // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
30 Пушкина, О.В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения / О.В. Пушкина // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 1. – С. 29-33.
31 Тупикина, Г.Г. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Г. Тупикина. – Кемерово, 2006. – 20 с.
32 Тарасова, Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля обучения в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и ссуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Тарасова. – М., 2005. – 19 с.
33 Бобышева, Э.Г. Профильное обучение / авт.-сост. Э.Г. Бобышева – Минск: Красико-Принт, 2008. – С. 3-5.
34 Прощицкая, Е.Н. Обучение выбору профессии / Е.Н. Прощицкая. – Минск: Местный Литературный Фонд: Пэйпико, 2008. – 222 с.
35 Попова, О.С. Психологическое сопровождение учащихся в процессе профессионального образования: монография / О. С. Попова. – Минск, 2010. – 212 с.