ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы изучения общения педагога с учащимися подросткового возраста
1.1 Психологические особенности учащихся подросткового возраста
1.2 Теоретический анализ литературы по проблеме общения. Понятие стиля педагогического общения
2 Эмпирическое исследование общения педагога с учащимися подросткового возраста
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Педагог – это инициатор учебно-воспитательного процесса, который организует и управляет им. Общение в педагогической деятельности является средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса, способом организации взаимоотношений учителя и учащихся, обеспечивающий успешность обучения. В педагогической деятельности общение носит функциональный и профессионально значимый характер.
Стиль педагогического общения представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения педагога, которая проявляется в любых условиях взаимодействия, способах принятия и осуществления решений, в предпочитаемых приемах влияния на учащихся. Традиционно принято выделять следующие стили педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский стили. Индивидуальный стиль педагогического общения может быть эмоционально-импровизационным, эмоционально-методичным, рассуждающе-импровизационным, рассуждающе-методичным. От стиля педагогического общения в значительной степени зависит эффективность процесса обучения, особенности развития личности учащихся, формирование межличностных отношений в классе.
1 Теоретические основы изучения общения педагога с учащимися подросткового возраста
1.1 Психологические особенности учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь [1].
Психологи выделяют три точки созревания подростка: органическое, половое и социальное. В своем исследовании будем рассматривать подростковый возраст, обозначаемый А.В. Авериным с 13 до 15 лет. Биологические и психологические изменения подростка взаимосвязаны и определяют специфику возраста. Не зная данную специфику, сложно понять психологические проблемы и сложности, с которыми сталкивается подросток. В каждом возрасте есть свои характерные особенности, изменения, новообразования.
В подростковом возрасте у ребенка происходит развитие половых функций, физических характеристик. Формируются основы нравственности, социальные установки по отношению к себе, к людям, к обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростка. Стабилизируются черты характера подростка. Ведущей деятельностью данного возраста является общение, а новообразованием - самосознание личности. Особенности стадий развития личности видны через изменение структур самосознания: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе), регулятивной (образ Я). У подростков главным познавательным процессом является мышление. Мыслительные операции становятся формально-логическими. Подросток становится способен оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, строить гипотезы, рождать оригинальные идеи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, раскрывать причины, планировать. Память из механической становится логической. Очень развито воображение. Подросток ценит творчество: пишет стихи, рисует, моделирует. Он чаще фантазирует, чем действительно делает, но уже способен на самообразование. Начинает формироваться мировоззрение: подросток способен рассуждать о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах, будущем [15].
2 Эмпирическое исследование общения педагога с учащимися подросткового возраста
2.1 Методики и организация исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности общения педагога с учащимися подросткового возраста. В исследовании принимали участие 30 педагогов, которые работаю с учащимися 15 лет.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение стиля педагогического общения педагогов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующая методика:
Методика «Стили педагогического общения» А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Назначение методики: выявление стиля педагогического общения. А.К. Маркова, А.Я. Никонова выделили следующие индивидуальные стили педагогического общения: эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методичный стиль, рассуждающе-импровизационный стиль, рассуждающе-методичный стиль. Испытуемым предлагается ответить на 33 вопроса, выбрав «да» или «нет». Наибольшее количество баллов по определенному стилю соответствует о преобладании у учителя данного стиля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В подростковом возрасте у ребенка происходит развитие половых функций, физических характеристик. Формируются основы нравственности, социальные установки по отношению к себе, к людям, к обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростка. Стабилизируются черты характера подростка. Ведущей деятельностью данного возраста является общение, а новообразованием - самосознание личности. Особенности стадий развития личности видны через изменение структур самосознания: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе), регулятивной (образ Я). У подростков главным познавательным процессом является мышление. Мыслительные операции становятся формально-логическими. Подросток становится способен оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, строить гипотезы, рождать оригинальные идеи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, раскрывать причины, планировать. Память из механической становится логической. Очень развито воображение. Подросток ценит творчество: пишет стихи, рисует, моделирует. Он чаще фантазирует, чем действительно делает, но уже способен на самообразование. Начинает формироваться мировоззрение: подросток способен рассуждать о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах, будущем.
Стиль педагогического общения представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения педагога, которая проявляется в любых условиях взаимодействия, способах принятия и осуществления решений, в предпочитаемых приемах влияния на учащихся. Традиционно принято выделять следующие стили педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский стили. Индивидуальный стиль педагогического общения может быть эмоционально-импровизационным, эмоционально-методичным, рассуждающе-импровизационным, рассуждающе-методичным. От стиля педагогического общения в значительной степени зависит эффективность процесса обучения, особенности развития личности учащихся, формирование межличностных отношений в классе.
1 Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб: Михайлова, 1998. - 379 с.
2 Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
3 Бородин, С.В. Социальные отклонения 2-е изд. / С.В. Бородин. - М: Юрид. лит.,1989. - 368 с.
4 Грибанова, Я.И. Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, B.C. Афанасьев. - СПб: Юридический центр Пресс, 1993. - 167 с.
5 Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, М.М. Райская. - М: Педагогика, 1998. - 168 с.
6 Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
7 Каримова, Т.С. Педагогическое общение : стили и модели / Т.С. Каримова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2009. – № 3 (50). – С. 102-108.
8 Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л:Медицина,1983. - 256 с.
9 Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 6. - С. 33-37.
10 Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
11 Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
12 Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1997. - 456 с.
13 Осипян, И.Ю. Педагогическое общение и его стили / И.Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 26-30.
14 Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. - СПб: АСТ, 2014. - 656 с.
15 Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб: Питер, 2011. - 676 с.
16 Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
17 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М: Академический Проект, 2005. - 336 с.
18 Шушкова, Е.С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е.С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2015. – № 6. – С. 95-98.
19 Юрченко, Е.В. Стили педагогического общения / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.