Введение
1 Обучение диалогической речи как виду речевой деятельности
1.1 Лингвистические особенности обучения диалогической речи
1.2 Психологические особенности обучения диалогической речи
2 Использование деловой игры в обучении иноязычной речи в средней школе
2.1 Деловая игра как метод активного обучения. Классификация, структура деловой игры
2.2 Методическая разработка деловой игры на уроке английского языка в 10 классе средней школы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Настоящая работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы продуктивным видам речевой деятельности на английском языке.
Тема исследования является актуальной, поскольку в настоящий момент, который характеризуется важностью практического освоения английского языка как одного из международных языков общения, данная проблема отвечает сложившейся ситуации. Необходимости качественного улучшения знания иностранного языка противоречит малое количество часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Таким образом, в рамках учебного процесса достичь уровня практического освоения языка возможно через активизацию процесса обучения, что достигается через повышение мотивации учеников, с одной стороны, и предоставление им возможности принимать участие в смоделированных речевых ситуациях - с другой. В работе доказано, что деловая игра обладает указанными возможностями.
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Важнейшей задачей учителей является повышение мотивации к изучению английского языка. Кроме того, среди сложных задач общеобразовательной школы есть проблема совершенствования учебно-воспитательной деятельности на уроках иностранного языка.
Сегодня учителя рассматривают арсенал влияний на умы, волю, эмоции учащихся, чтобы познакомить их с богатым культурным миром и традициями страны изучаемого языка. Способы и методы формирования всех видов речевой деятельности пересматриваются: чтение, говорение, аудирование, письмо. Интенсификация учебного процесса, стимулирование познавательной деятельности способствует внедрению в процесс обучения наряду с традиционными занятиями также игры и игровых моментов.
В контексте реализации целей реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы для повышения уровня качества и эффективности преподавания иностранных языков.
1 Обучение диалогической речи как виду речевой деятельности
1.1 Лингвистические особенности обучения диалогической речи
Для начала следует дать определение понятия «диалогическая речь». Существует несколько определений.
Р.П. Мильруд определяет диалог, как жанр коммуникации между двумя или более людьми с обменом относительно коротких высказываний.
В методике под диалогом принято понимать разговор двух или более лиц, где один участник общения является инициатором, т.е. адресантом, а другой - партнёром по коммуникации, т.е. адресатом. Речевые высказывания партнёров по коммуникации образуют реплики диалога, которые являются одним тематическим целым.
Целью обучения языку является заранее запланированный результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и условий для формирования диалогической речи у школьников [1].
Методика обучения диалогической речи на иностранном языке включает лингвистический, психологический, методологический компоненты.
Содержание компонента:
1. Лингвистический компонент (умение учащихся воспроизводить фонетический, лексический, лексический и пр. материал; умение использовать готовый образец в речи (диалог).
2. Психологическая составляющая (умение учеников общаться на иностранном языке, умение строить диалогическую речь).
3. Методологическая составляющая (умение использовать готовые фразы, выражения, темы в своей речи; умение учеников самостоятельно формировать темы и пр.) [2].
Обучение диалогической речи начинается с формирования навыков произношения, формирования лексической и диалогической речи, а также навыков аудирования.
Привлечение визуального сопровождения (рисунки, фотографии, аудио и пр.), связанного с аудио-текстовой информацией, оказывает положительное влияние на процесс понимания речи на иностранном языке.
Диалог - это разговор на определенную тему между двумя собеседниками. Интерактивный блок представляет собой пару реплик, принадлежащих разным партнерам и образующих единое целое в конструктивной форме. Характерными чертами являются такие показатели, как реактивность (реакция партнера по общению) и ситуативность (адаптация диалога к любой ситуации общения) [3].
2 Использование деловой игры в обучении иноязычной речи в средней школе
2.1 Деловая игра как метод активного обучения. Классификация, структура деловой игры
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от используемых методов обучения.
Методы обучения - это методы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение их образовательных целей [19]. Суть методов обучения заключается в целостной системе методик, которые в совокупности обеспечивают педагогически адекватную организацию учебно-познавательной деятельности учеников.
Методы обучения делятся на три основные группы:
1. пассивные методы;
2. интерактивные методы;
3. активные методы.
Пассивный метод - это форма взаимодействия между учениками и учителями, при которой учитель является главным героем и руководителем урока, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, которые подчиняются указаниям учителя [20, с. 26]. Отношения учителя с учениками осуществляются посредством опросов, независимых тестов, текстов и пр.
С точки зрения эффективности изучения материала учениками пассивный метод считается наиболее неэффективным, но он также имеет определенные преимущества. Это относительно небольшое усилие для учителя, чтобы подготовиться к уроку, если это возможно, чтобы перевести относительно большое количество учебного материала за ограниченное время урока. Лекция является примером наиболее распространенного использования пассивного метода обучения. Этот тип урока, хорошо понимаемый взрослыми, зрелыми людьми с целью углубленного изучения предмета, широко используется в профессиональном образовании.
Интерактивный метод - метод, ориентированный на доминирование активности учащихся в процессе обучения через взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. Понятие «интерактивный» («интер» является взаимным, «действие» означает действие) означает взаимодействие, а в режиме диалога - общение с кем-либо. При использовании интерактивных методов учитель не играет центральной роли, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией.
Наиболее распространенные формы интерактивного урока включают в себя круглый стол (обсуждение, дискуссия), мозговой штурм и мастер-класс.
Активный метод - это метод, ориентированный на доминирование активности учеников в процессе обучения через взаимодействие учеников с учителем [20, с. 29]. Это форма взаимодействия учеников и преподавателей, в которой деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Заключение
Таким образом, в методике под диалогом принято понимать разговор двух или более лиц, где один участник общения является инициатором, т.е. адресантом, а другой - партнёром по коммуникации, т.е. адресатом. Речевые высказывания партнёров по коммуникации образуют реплики диалога, которые являются одним тематическим целым.
Диалогическое общение обладает рядом следующих особенностей:
• краткость (высказывания коммуникантов в диалогической речи должны быть краткими, но информативными);
• спонтанность (диалог априори спонтанен, т.к. высказывания собеседника мгновенно порождают реакцию его партнёра);
• устная форма общения;
• экспрессивность (диалог должен быть наполнен оценочными выражениями, невербальными средствами общения и эмоционально окрашен);
Существует несколько подходов к обучению говорению, и в частности диалогической речи, на уроках иностранного языка. Например, Р.П. Мульруд предлагает разделить процесс говорения на 3 этапа:
• Pre-speaking;
• While-speaking;
• Post-speaking.
Различные приемы формирования диалогической речи имеют положительное значение в плане подготовки учащихся умению вести свободную беседу по пройденной теме в пределах программного материала.
Целью обучения языку является заранее запланированный результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и условий для формирования диалогической речи у школьников.
Путь «сверху» в обучении диалогической речи. Этот путь включает в себя развитие диалогической речи на основе прочитанного и проанализированного текста. Текст используется для генерации речи ученика. Возможна частичная модификация текста с помощью речевых установок и упражнений. Умелый выбор заданий определяет успешность высказываний учащихся.
1. Халидов, Б.З. Учебник английского языка / Б.З. Халидов. - Ташкент: Укитувчи, 2012. - 654 с.
2. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе / А.П. Старков. - М., 2012.
3. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. - 478 c.
4. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / English Teaching Methodology Текст. / Р.П.Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для учеников пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
6. Протасова, Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку / Е.Ю Протасова, Н.М. Родина. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 301 с.
7. Игнашова, Е.В. Развитие познавательных способностей учеников начальных классов / Е.В. Игнашова. - М., 2006. - 248 с.
8. Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду» / И.П. Шолпо. - СПб., 1999. - 129 с.
9. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для учеников пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
10. Денисова, Л.Г. Приём драматизации как средство эстетического воспитания / Л.Г. Денисова // Иностр. языки в школе. – 1976. - №1 - С. 45-49.
11. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе / Л.В. Щерба. - М.: Академия, 2002. - 457 с.
12. Долотова, О.И. Значимость развития фонологической способности при овладении младшими школьниками иностранным языком / О.И. Долотова // Наука и школа. – 2011. - № 5. - С. 45-47.
13. Дроздова, О.А. Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению / О.А. Дроздова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - № 2 - С. 70-73.
14. Маслыко, Д.А. Настольная книга учителя английского языка / Д.А. Маслыко. - Минск: Высшая школа, 2013. - 503 с.
15. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / Вербицкий А.А. - М.: Высшая школа, 2013. - 211 с.
16. Загребина, И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И.В. Загребина // Начальная школа. 2007. - № 10. - С. 27-31.
17. Гранде, Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков / Б.М. Гранде. - М.: Наука, 2014. - 442 с.
18. Валеев, Р.М. «...Преподавание восточных языков ... должно приближаться к своей природной форме» / Р.М. Валеев // Эхо веков. – 2015. - №1/2.
19. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995 – 336 с.
20. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М., 1957 – 151 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. – 576 с.
22. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-педагогическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1995 – 167 с.
23.Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС, 2004 – 352 с.
24. Балаев, А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М., 1986 – 267 с.
25.Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений / Е.А. Хруцкий. - М.:Высш. шк., 1991 – 320 с.
26. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков // Наука и техника. - № 5. – 1984.
27. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков. - Рига: АВОТС, 1989 – 304 с.
28. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2000. – 80 с.
29. Мкртчян, М.А. Становление коллективного способа обучения: монография. - Красноярск, 2010 – 139 с.