2 Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению
2.1 Организация и методы исследования
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №32 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет.
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования – личностные особенности подростков склонных к девиантному поведению.
Цель эмпирического исследования: выявить личностные особенности подростков, склонных к девиантному поведению.
Эмпирические задачи:
1) определить склонность к девиантному поведению у подростков;
2) выявить личностные особенности в группе подростков, склонных к девиантному поведению;
3) выявить статистическую связь между личностными особенностями и склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: подростки, склонные к девиантному поведению, характеризуются эмоциональной неустойчивостью и низким самоконтролем.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению посредством тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, формулирование выводов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла.
2. Многофакторный личностный опросник 14PF Кеттелла.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла.
Методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска.
Вывод в заключение
В результате исследования личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению, выявлено, что половина исследуемых подростков имеют социальные и личностные установки, отражающие наличие готовности у подростков к поведению, отклоняющемуся от общепринятых норм. Подростки склонны к следующим формам девиантного поведения: к преодолению норм и правил; к аддиктивному поведению; к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; к делинквентному поведению. Наиболее выраженными личностными качествами у подростков, склонных к девиантному поведению, являются: индивидуализм, чувствительность, самоуверенность. Наиболее выраженными личностными качествами у подростков, не склонных к девиантному поведению, являются: общительность, высокий интеллект, эмоциональная устойчивость, настойчивость, самостоятельность, высокий самоконтроль.
Выявлена статистическая связь между личностными особенностями и склонностью к девиантному поведению. Подростки, склонные к преодолению норм и правил, проявляют неустойчивость в достижении цели, избегают правил, мало чувствует обязанности. Подростки, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются обособленностью, критичностью, отчужденностью, замкнутостью. Подростки, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются уступчивостью, зависимостью от мнения других, подверженностью влиянию. Подростки, склонные к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, депрессивные, склонные к размышлениям, беспокойству и тревожности. Подростки, склонные к агрессивному поведению и насилию характеризуются импульсивностью в своем поведении; они не обращают внимания на социальные требования, чувствуют себя неприспособленными к жизни. подростки склонные к девиантному поведению, обладающие низкими способностями к контролю над своими эмоциональными реакциями, эмоциональной неустойчивы, возбудимы, требуют немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.
Гипотеза исследования о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, характеризуются эмоциональной неустойчивостью и низким самоконтролем, подтвердилась.