Введение
глава 1 Сущность понятий символизм, символ в народной культуре
1.1 Особенности понятия символ
1.2 Символизм народной культуры
Глава 2 Символы природных стихий в белорусской культуре
2.1 Символика воды в культуре белорусов
2.2 Символическое содержание стихии огня
2.3 Земля – мать всего живого
Глава 3 Символика растительного мира
3.1 Символизм березы в обрядовой культуре белорусов
3.2 Дуб и его символическое наполнение
3.3 Символ осины в белорусской культуре
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Символ в качестве элемента и инструмента культуры представляет собой специальный предмет внимания научного исследования в связи со становлением новой гуманитарной дисциплины –культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до ее отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других – вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или, во всяком случае, нецеленаправленно) придавался объекту культуры, в-третьих, символ изучается в качестве сознательно творимого сообщения культуры, и здесь интересным представляется поэтика его создания, механизмы восприятия символа.
Если выделить три направления передачи информации в культуре – прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма обладает фиксированным смыслом, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма обладает смыслом только как заданность предела интерпретации), то символическая информация будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективаций, поскольку частное целеполагание всегда остается для культуры в целом лишь встроенным в нее элементом. В данном случае даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечными перспективами интерпретаций.
Наиболее проблематичным является понимание символа культуры, лишенного прямой эмблематичности, к которому можно отнести художественные образы, мифы, религиозные или политические деяния, ритуалы, обычаи и т.п.
Среди подходов, которые задают алгоритм понимания культурного символа, выделяют как наиболее влиятельные следующие:
- морфологию О. Шпенглера, которую отличает вычленение биоморфных первосимволов творчества;
- марксистскую и неомарксистскую социологию, разоблачающую культурную символику как превращенную форму классовых интересов;
- структурализм и семиотику (особенно, Московско-Тартусская школа), стремящихся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами;
- психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного;
- иконологию (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа;
- герменевтику, которая онтологизирует символ, перенося при этом акцент не столько на него, сколько на бесконечные, но законосообразные процессы его интерпретации;
- диалогизм (Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель), которые акцентируют внимание на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации.
Зачастую ключевое решение проблемы представляется собой вычленение и изучение определенной элементарной частицы культурной символики (например, «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), которая дает возможность объяснять мир культуры традиционными методами европейского рационалистического знания, аналогичными анализу и синтезу.
Объект исследования – символ как элемент культуры.
Предмет исследования – символизм белорусской культуры.
Цель исследования – изучить особенности прояления символизма белорусской культуры.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности понятия символ;
2. изучить сущность символизма народной культуры;
3. охарактеризовать символы природных стихий в белорусской культуре;
4. изучить символику растительного мира в белорусской культуре.
Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по теме исследования; метод сопоставления; метод обобщения; метод классификации.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ СИМВОЛИЗМ, СИМВОЛ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Особенности понятия символ
С позиций семиотической концепции культура в целом рассматривается как знаково-символическая система; специфический надиндивидуальный механизм хранения, передачи и выработки текстов культуры, содержащих идеи, идеалы, нормы, ценности, представления, знания, религиозные верования и другие компоненты культурного опыта социальной, этнической или национальной общности. Иными словами, культура представляется как коллективная память, цель которой – трансляция информации от поколения к поколению. К основным формам культуры, служащим для реализации данной цели, можно отнести артефакты, знаковые системы и модели поведения.
Чтобы стать частью культуры, любое событие или явление должно стать элементом текста, в частности должно быть «записано» в культуру в некоторой форме. Под текстом в широком смысле понимается «система линейных последовательностей символов, заданная культурными кодами» [10, с. 25]. Символизация оказывается одной из таких форм, удобных для существования, сохранения и воспроизведения информации культурного опыта, что связано с особенностями символа как знаковой формы особого рода, обладающей свойством аккумулирования информации.
Ч.С. Пирс определял символ как «конвенциональный знак, или знак, зависящий от привычки (приобретенной или врожденной)» [15, с. 93]. Связь означаемого и означающего у символа является условной, имеющей силу только среди определенной человеческой общности, носит «договорной» характер. Символ обращается к возможности человека «вообразить» обозначаемое и ассоциировать с ними символ, который при этом непосредственно не демонстрирует обозначаемое. Содержание, таким образом, может напрямую не совпадать и быть «шире» самого конвенционального знака. Благодаря опыту употребления символа его содержание со временем подвергается трансформации – увеличивается, систематизируется, обобщается. В рамках культуры символ, передавая смысл, указывает на совокупность национальных, государственных, политических, культурных или других идей, общих для той или иной культурной традиции, к которой он принадлежит.
ГЛАВА 2 СИМВОЛЫ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ В БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Символика воды в культуре белорусов
Мифический смысл воды амбивалентный. С одной стороны, вода олицетворяет жизнеспособность, плодородие, порождающую силу, является аналогом материнского лона и воспринимается как источник жизни, средство магического очищения. С другой стороны, вода представляет собой поглощающее чрево, смертельную опасность, воспринимается как “окно в мир иной”, граница между реальным и потусторонним миром, путь в загробный мир, место жизни демонических существ.
Часто звучит мотив живой воды в белорусских волшебных сказках, где вода приобрела смысл воскресения, обновления жизни. Типичными являются и заделы заговоров: "Царица-Водица, божья помощница ...", "Святая водичка, земная и небесная, всему миру помощница", в которых четко видна целебная сила воды: "Царица-водица с под утренней зари и с под Вечерней зари, серый камень обмывала, крутые бережки стирала. Раб Федор своей рукой воду брал, рабу Елену измыву от всякого сглаза" [7].
Связь воды с загробным миром можно увидеть в запретах использовать воду, которая была в доме в момент чьей-то смерти. Часто вода была населена демоническими существами: русалками, водяными и др., которые могли нанести вред человеку.
Придание символу воды гармонизирующего смысла обуславливалась таким природным фактором, как противоположность направлений движения воды по вертикали (сверху вниз – дождь, наоборот – родник), по горизонтали (течение рек); знаменитые белорусские озера воспринимались как круг, также, как и в орнаменте отображалась вода вообще. Графическим выражением объединяющей функции воды, отношения к ней как к стихии является отражение стихии воды в орнаменте. “Узор воды состоит словно из кругов ... Внутри они большие, а к берегам – меньшие. Они похожи на те круги, которые бывают, когда в воду бросить камень” [8, с. 71].
В белорусской культуре народ почитал четыре основных культа: воды, земли, растительности и солнца. В единое целое эти культы объединила водная стихия, которая граничила с каждым из них.
ГЛАВА 3 СИМВОЛИКА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
3.1 Символизм березы в обрядовой культуре белорусов
Дикорастущие деревья в пространстве народной культуры функционируют в качестве репрезентативных топографических и оценочных знаков: маркируют, разграничивают определенные сферы мироздания. Они входят в кумулятивные цепочки частей пространства, через которые переходит воплощенное зло, изгнанное из человеческого мира, в мир потусторонний. И наоборот, через посредничество дикорастущих деревьев в человеческий мир попадает необходимая природно-космическая энергия [4, c. 135].
Само использование образа дикорастущего дерева в устно-поэтических произведениях, например, в заговорах, обрядовых песнях, придает им выразительные черты космологичности: в таких текстах обычно вместе с деревом выступают астральные символы, мировая река или море-океан, гора или «алтарный» камень, а также персонажи – воплощения трех вертикальных ярусов мироздания. Как правило, такие тексты содержат обращение к сакральным силам потустороннего мира, от которых можно получить некоторую помощь, особенно необходимую в так называемые переходные периоды: в новый год, сезон урожая, переход в возрастную, супружескую, другую социальную группу и т.п.
Обращает на себя внимание установка (например, в заговорах) на возможно полный перечень предметного состава дикорастущих деревьев и ментальную разработанность этой группы символов, что свидетельствует об их значительной архаичности: «Сыйдзі, каўтун, на дубочак, на кляночак, на Яварочак; сыйдзі, каўтун, на хвоячку, на елачку, на бярозачку; сыйдзі, каўтун, на лясіначку, на лозачку, на бруснічачку...» [7, с. 246]. Определим более подробно символическое значение некоторых доминантных символических образов белорусской традиционной культуры.
Береза в мифопоэтической модели мира выступает как дерево-оберег и медиатор между миром живых и миром мертвых. Она символизирует женское начало и именно поэтому стала определяющим атрибутом ряда праздничных ритуаль-обрядовых комплексов, основными участниками которых были девушки предбрачного возраста. Эпицентром ритуальных отношений молодежи с березой было время перехода весны в лето, которому соответствовал богатый цикл троецкосёмушных празднований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С позиций семиотической концепции культура в целом рассматривается как знаково-символическая система; специфический надиндивидуальный механизм хранения, передачи и выработки текстов культуры, содержащих идеи, идеалы, нормы, ценности, представления, знания, религиозные верования и другие компоненты культурного опыта социальной, этнической или национальной общности. Иными словами, культура представляется как коллективная память, цель которой – трансляция информации от поколения к поколению. К основным формам культуры, служащим для реализации данной цели, можно отнести артефакты, знаковые системы и модели поведения.
Символизация оказывается одной из форм, удобных для существования, сохранения и воспроизведения информации культурного опыта, что связано с особенностями символа как знаковой формы особого рода, обладающей свойством аккумулирования информации. Необходимость интерпретации символов национальной культуры, исходя из ее мифопоэтического наследия, обусловливается именно особенностями самого символа, в частности конвенциональным характером значения, неявной связью между содержанием и знаком, его представляющим, а также мифологическим генезисом самого символа.
В синтезе природного и народного обнаруживается источник переживаний эстетического в народной художественной культуре. Невозможно представить искусство без народного начала, без ориентира на землю, где родился и вырос художник, поэт или архитектор. Родная земля, родина, любовь к ней, выраженная в народной культуре, всегда были могучим источником духовных сил творческого человека. В культуре концентрировалось природное и народное начало в силу изначальной связи человека с землей, осуществлявшейся как в труде, так и в празднике. В народном творчестве отражаются земля и горы, цветущие сады и звуки рек – все, с чем связана жизнь человека, из чего рождалось его мировоззрение. Природа, земля, лес представлялись как часть жизни народа. Богатство художественных воплощений этих образов обнаруживается в вышивке, гончарных изделиях, изделиях из дерева, имеющих как функциональное значение, так и художественную ценность.
Мифический смысл воды амбивалентный. С одной стороны, вода олицетворяет жизнеспособность, плодородие, порождающую силу, является аналогом материнского лона и воспринимается как источник жизни, средство магического очищения. С другой стороны, вода представляет собой поглощающее чрево, смертельную опасность, воспринимается как “окно в мир иной”, граница между реальным и потусторонним миром, путь в загробный мир, место жизни демонических существ.
В сознании древних белорусов огонь являлся также очищающей стихией. Именно с очищающей функцией огня связаны многие народные поверья, пережитки и магические ритуалы. У белорусов языческих времен с этой функцией были связаны праздники Купалье, Масленица, в христианский период Рождество, Благовещенье. Во время этих праздников зажигались ночные или дневные костры. Наиболее огненным было Купалье, которое не только воплощало расцвет мощной вегетативной силы, но очищающую силу огня. Обязательным ритуалом праздника являлось перепрыгивание через купальский костер с целью очищения. На основании исследования ценностного отношения к огню в мифологическом сознании первопредков белорусов можно констатировать, что огонь в мифах выступает амбивалентно. С одной стороны, он обеспечивал жизнедеятельность людей, с другой – огонь являлся очень небезопасной, карающей силой, способной уничтожить плоды творческой деятельности людей.
Представления о земле тесно связаны с понятием рода, родины, страны. По народным убеждениям, земля «круглая как Челкаш» и стоит на воде; внутри земли постоянно горит огонь и под землей живут другие люди «малыя, нядужыя, бо няма сонца», но если будет конец света, то земля как бы перевернется и эти люди окажутся на поверхности земли, тогда как нынешние ее жители пойдут под землю. В соответствии с мифологическими представлениями землю считали живым существом, которое несло в себе женское начало. Она оплодотворялась живительным дождем, воплощением мужского начала, и давала новый урожай, поэтому в песенных и прозаических произведениях ее называют «мать сыра земля».
Береза в мифопоэтической модели мира выступает как дерево-оберег и медиатор между миром живых и миром мертвых. Она символизирует женское начало и именно поэтому стала определяющим атрибутом ряда праздничных ритуаль-обрядовых комплексов, основными участниками которых были девушки предбрачного возраста. Эпицентром ритуальных отношений молодежи с березой было время перехода весны в лето, которому соответствовал богатый цикл троецкосёмушных празднований.
У белорусов, как и у других славянских народов, одним из воплощений мифопоэтической модели мира является символ вечной жизни – дуб. Достаточно напомнить один из наиболее устойчивых мотивов таких древних устно-поэтических произведений, как заговоры и сказки, где можно увидеть, что довольно часто основное сюжетное действие в ниx разворачивается в том месте, где растет этот властелин мира
Мифопоэтическое осмысление осины как дерева нижнего мира, связанного со смертью, с нечистыми умершими, определило семантическое наполнение образа осины в лирических песнях. В них она осмысливается как дерево, связанное с несчастьем, и в большинстве случаев вызывает отрицательные эмоции. Образ чрезвычайно склонной к внешним воздействиям осины сравнивается с беззащитным сиротством.
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, Б.С. Тернер, С. Хилл, 2000. – с. 286
2. Авдеев, В.И. Энциклопедический словарь по культурологии /Авдеев В.И., Арапов А.В., Выставкин А.В. и др.; Под общ. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. – с. 346
3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
4. Беларуская міфалогія: энцыкл. слоўнік / Т. Валодзіна [і інш.]. – Мінск: Беларусь, 2004. – 592с
5. Беларуская міфалогія: энцыклапедычны слоўнік / [складальнік І. Клімовіч; рэдкалегія: С. Санько і інш.]. – Мінск: Беларусь, 2006. – 598с
6. Дмитриева Ю.С., Соколова А.С. Символ: понятие и классификация // NAUKA-RASTUDENT.RU. – 2014. – No. 1 (01-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/1/1112/
7. Замовы / Уклад. Г.А. Барташэвіч. 2-е выд. Мн., 2000
8. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка \ М.С. Кацар; пер. з рус., літ. Апрац. І нвук. Рэд. Я.М. Сахуты. – Мінск: БелЭн, 1996. – 97 с
9. Крук, Я. Символика белорусской народной культуры / Я.Крук. – Минск: Беларусь, 2011. – 430с
10. Крымский, С.Б. Научное знание и принципы его трансформации / С.Б. Крымский. – К.: Навукова думка, 1974. – 208 с
11. Лотман, Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. – Т.1: Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю.М. Лотман. – Таллин: Александра, 1992
12. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1997
13. Мелетинский, Е.М. Общее понятие мифа и мифология / Е.М.Мелетинский // Мифология: Иллюстртрованный энциклопедический словарь (Гл. редактор Е.М.Мелетинский). – С.-Пб.: Фонд “Ленинградская галерея”, АО “Норинт”, 1996. – С. 812-817
14. Ненадавец, А.М. / А.М.Ненадавец. Нарысы беларускай міфалогіі – Мінск: Беларус. навука, 2013. – 535 с
15. Пирс, Ч.С. Что такое знак? / Ч.С. Пирс // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология; пер. с англ. А.А. Аргамакова; под ред. Е.В. Борисова. – 2009. – №3(7). – С.88 95
16. Рагуля, А. Зерне хараства: Культурфіласофскія нататкі. – Мінск. Выдавец В. Хурсік, 2013. – 272с
17. Рошаль, В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. –с. 94
18. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 216 с
19. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 495-498
20. Уайтхед, А.Н. Символизм, его смысл и воздействие / А.Н. Уайтхед. - Томск: Водолей, 1999. – с. 47
21. Фаминцын, А.С. Божества древних славян / А.С. Фамицын; послесл. Н.С. Добронравина. – СПб.: Алетейя, 1995. – 187 с
22. Хендерсон, Дж.Л. Древние мифы и современный человек / Дж.Л. Хендерсон // Человек и его символы / К.Г. Юнг [и др.]; пер.; под общ. ред. С.Н.Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002. – 296 с
23. Швед I. А. Дэндралагічны код беларускага традыцыйнага фальклору. Брэст, 2004
24. Шейкин, А.Г. Символ. Культурология. ХХ век. Словарь. / А.Г. Шейкин. СПб.: - Университетская книга, 1997. – с. 404
25. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг [и др.]; пер.; под общ. ред. С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002. – 296 с